Святки. Или как мы чудили

Александр Парфёнов Ржевский
               
Зима. Поселок, построенный после войны. В нём живет около тысячи людей из разрушенных в ходе боевых действий  окрестных деревень и ещё приехавших невесть откуда семей. В каждой деревне были свои традиции, свои престольные праздники, которые в виду политики партии и правительства отмечать  не рекомендовалось. Впрочем, одну традицию из того ,дореволюционного «тёмного»  прошлого, здешний и приезжий люд сохранил. Ежегодно с молчаливого согласия партийной и профсоюзной организации и одобрения односельчан  молодежь продолжала народные традиции.
  Это святки.  Бабушки и родители  рассказывали нам, как это происходило тогда, в старину. Мы же , зачастую и не знали  смысла всего того, что  делали. Но нравился сам процесс: свобода действий! И за это ничего не будет!
   Несколько дней  в посёлке молодежь «чудила» : разбрасывали поленницы дров, подпирали и завязывали верёвками двери, строили  из жердей посередине дороги «фигвамы», делали «стукоталки» на окнах. Конечно же, взрослые ругались, а некоторые мужики пытались поймать хулиганов. Но это было  без злобы. Люди понимали -  народная традиция. Ведь они  были молодыми и проделывали то же самое много лет назад. А вот , когда нас кто-то «гонял», то за это  «получал по полной программе» - ему «чудили» с особым усердием. Если  человек жил в одноэтажном доме – глубокой ночью молодежь заливала водой уличную дверь так, что её хозяину утром, чтобы попасть на работу, приходилось вылезать через форточку, а в обед ломом отдалбливать лёд. В многоэтажных домах с общими подъездами «доставалось» всем. Молодёжь так баррикадировала двери, что живущие в подъезде семьи спасал лишь имеющийся у кого-то телефон- они звонили и просили прийти и освободить их из «плена». НЕ имеющие телефона высовывались в форточку и ждали пока кто-нибудь пойдет мимо.  Доставалось и общественному имуществу. Молодёжь утаскивала сани  от конюшни и каталась на них допозна с горки. Утром конюх, ругаясь на чем свет стоит, ходил и собирал их. Особым шиком и героизмом признавался угон тракторных телег из гаража, когда часть «нечистосиловцев» отвлекала сторожа , а другая , давясь со смеху, катила телегу в посёлок. Подшучивали и над теми , кто чудил. Та молодёжь, которая уходила со святок пораньше, наутро обнаруживала подпёртой или завязанной свою входную дверь.
  Так продолжалось почти целую неделю. А потом, следуя  народным традициям, «нечистая сила» успокаивалась. До святок следующего года.