Зонтик

Вадим Мерсон
            
               
                1


        - Клюёт!!!  -  но дядя Альфред медлит, и пальцем показывает мне, мол, тише, не ори. Он даёт опуститься поплавку раз, другой, третий, и  лишь, когда  рыба «повела», он ловко подсекает в сторону, обратную движению рыбы!

            Есть!

           Плотвичка размером с ладонь ложиться, трепеща всей своей серебренной сбруей на дно лодки, а  Альфред умело насаживает червя и забрасывает удочку в сторону камышей. 

         Белое озеро. Для Бреста имя нарицательное.  Кто был – тот знает и поймёт меня, вспоминающего это  спустя лет сорок, а кто нет – мало ли на свете этих белых озёр… 

       У каждого – своё!

       Улов наш небогат , да и времени у дяди маловато. Он приехал в  короткий  то ли отпуск, то ли вообще, в командировку из Эвенкии. Там он работает фотографом. Он всегда весел, оптимистичен и вечно придумывает какие-то штучки. Вот и сейчас он привёз нам в подарок самодельные тапочки из оленьей шкуры!  Пёс наш, Като, чует  зверя и злобно скалясь, рычит на тапочки ко всеобщему веселью! 

    - Ну что? – Альфред  смотрит на  улов, потом берёт плотвичку, отрывает ей голову, ловко очищает от чешуи и кишок и отправляет целиком в рот!!!

     Я же смотрю на него и не могу закрыть рот собственный!  Как? Съесть целиком сырую рыбу???

    Но дядька смеётся:

   - На Севере так: не будешь есть сырое мясо, тут же поймаешь цингу!

     Чешуя ещё двух рыбёшек летит за борт.


                2


        Моё представление об Америке сложилось из  двух книжек: «Кризис безобразия» и «Кубатура яйца», бывших у нас дома.  Но поскольку всемогущий Гугл теперь позволяет знать всё и незамедлительно, я вынужден признать, что  «Кризис» опередил  «Кубатуру» на целых десять лет, слившись в моей памяти в единую картину!   «Кризис» критиковал американское искусство. Критиковал с таким смаком, что я в восьмилетнем возрасте чуть ли не влюбился в Джексона Поллока и прочих чудаков и апотажников.  Из «Кубатуры» я тоже вынес лишь положительное, хотя и ложное представление об  Америке. Фактически говнюк Коротич искалечил всю мою последующую жизнь!!!  «В небоскрёбе можно родиться и умереть, прожив всю жизнь!» - вот лейтмотив его писанины плюс кубические яйца, выведенные для удобства, что бы не скатывались со стола!!!
Я страстно хотел в небоскрёб, жрать квадратные яйца с беконом и бесконечно созерцать полотно «Люцифер» в оригинале!!!  О том, что американцы вкалывают больше всех на земле, будущий говно-певец   горе-перестройки скромно умолчал.   Маяковский и Дали искалечили моё мировоззрение окончательно, когда мне  не было и двадцати…

               
                3

             Альфред уезжал в Штаты!!! 

             Был 78-ой год. 
            
              Дед Афанасий, красный комиссар, пару лет, как умер, переворачивался в гробу,  по словам моей мамы. Отец держался стойко, младшего брата не поносил, хотя становился пожизненно невыездным.

            Я навестил дядьку перед отъездом. Жил он уже в Москве, а не в Эвенкии,  в трёхкомнатной квартире и на мой неискушённый взгляд, он был сказочно богат и устроен.  Квартира его была оформлена в духе американского модерна. В зале стоял огромный патефон с фантастическим огромным раструбом, на стенах – фотографии голой женщины, в которой угадывалась его супруга!  С ним можно было выпить и закурить сигарету! И  разговаривал он на равных, не корча из себя старшего брата!

     - Ну что, пожил я и на Дальнем востоке, и на Севре, в Москве пожил. Поживу теперь в Америке! – на всю жизнь я запомнил эту лёгкость к переменам и сам долго не мучился, когда пришёл и мой черёд…

        Отец вернулся с проводов мрачный.

       - Как на похоронах побывал, - сформулировал он ситуацию.

        Я и это запомнил, и примерял  свои проводы, как поминки по самому себе.


                4

          Первой съездила в Америку бабушка.

       - Мучается, несчастный, - сказала она про Альфреда, вернувшись.

        Следующим поехал отец.

        Отец привёз огромное количество одежного хлама, которым сестра моя , видимо, манипулирует до сих пор, фотоаппарат «Найкон Эф-2» с оптикой (кто понимает – оценит) и немногочисленные истории,  которые я адаптировал под свою картину мира.

          -  Ну что, едем? – спросил я отца с нетерпением.
         -  Я не поеду, - сказал он.
         
       Я был ошарашен!!!

       - Как?! Почему???
      -  Какое-то всё там убогое…. Ненастоящее, что ли… Да и мне там нечего делать… 

        Потом следовали истории из негативной серии.

        Вот, дал он соседской собачке косточку через забор, а брательник отругал его, что  собачка если вдруг подавиться, его будут судить на крупную сумму.

       А в другой раз, приходила подружка к Альфредовой дочке, а отец учил их делать кувырок и стойку. Ведь он всё-таки Заслуженный Тренер!!! Тут Альфред вообще чуть сознание не потерял. Оказывается, к чужим детям вообще приближаться нельзя, а то подучат ребёнка, что шейка болит, и будешь платить им до конца собственных дней!!!

     Встретил ещё он кого-то из Минских тренеров по гимнастике. В зал заходил.

 - Такое убожество, - говорит, - ты себе вообразить не можешь!!!

   Я и не мог вообразить – как это так – в Штатах да убожество!

     А вот история, которая попала прямо в сердце, и стала краеугольным камнем моей эмиграции.

  Пошёл дождь, - рассказывал отец, - люди  тут же покупают зонтики. Чуть ли не разносчики бегают с зонтиками!!!  А кончился – побросали тут же на землю за ненадобностью!!!  Это меня и заело!!!  Складной зонтик тогда в ЦУМе стоил половину месячной зарплаты, и  ещё за ним нужно было достояться!!!

    «Нахуй, - подумал я, - уеду и обязательно наберу халявных зонтиков!»


                5

       Мой 10-летний «Бьюик-ригал», вполне сравнимый с какой-нибудь  правительственной «Чайкой», рассекал Хилсайд Авеню в той части Квинса, что называется Джамэйка Истэйтс.   Мы ехали с моей ныне покойной супркугой на шопинг. Дети были в школе до двух дня.

       Трафик в 11 утра весьма условен.

    - Смотри, - встрепенулся я – зонтик!!!

     И действительно, прямо на проезжей части лежал чёрный складной  зонтик.
    Надо сказать, что Ленка тоже была наслышана про  бесплатные зонты, но почему-то за пол года жизни в Нью Йорке мы так и не нарвались на такую халяву!!!
    
         А тут – на тебе! Без дождя! И чуть ли не рядом с домом!

        Я немедленно затормозил, но  машина уже проехала изрядно, так что мне пришлось возвращаться.  Когда я поднял зонтик,  пришлось тут же плюнуть в сердцах:   это оказалась лишь голая оболочка без спиц и ручки, сложенная таким образом, что создавалась иллюзия целого зонтика.

               
                6

             Мой любимый анекдот по этому поводу:

           Урок биологии.  Учительница наливает в пробирку водку, в другую – кладёт окурок, в третью – чистую воду. В каждую пробирку помещается червяк.
В первой и второй пробирке червяки быстро затихают, в третьей – резвиться.
Учительница: «Какие выводы сделаем, ребята?»
Вовочка: «Пей, кури – глистов не будет!»

         
                ( 11 мая 2011, Бруклин )