Леон Бакст

Улексия Миссосупова
Леон Николаевич Бакст
(настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 10 мая 1866— 27 декабря 1924) — русский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства»
и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Лев Розенберг родился 10 мая 1866 г. в Гродно (в настоящее время Беларусь) в небогатой еврейской семье учёного-талмудиста и мелкого коммерсанта. Учился в гимназии, четыре был вольнослушателем в Академии Художеств, но, разочаровавшись в академической подготовке, покинул это заведение. Занимался живописью самостоятельно, подрабатывая иллюстратором детских книг и журналов.
Ужин Бакста
Улекса фон Лу
Женщина-кошка,
черная кошечка-сфинкс,
взгляд - обещанье.

Женщина - брошка,
таинство женственных сил,
встреча с прощаньем.

Черный лениво плывет
с грацией ласки.
Ужин. И женщина ждет
маленькой сказки.

Картина Леона Бакста "Ужин".
На первой своей выставке (1889) принимает псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер). В начале 90-х выставляется в Обществе акварелистов. В 1893—1897 живёт в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург. С середины 90-х примыкает к кружку писателей и художников, формирующемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратится в объединение «Мир Искусства». В 1898 совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, приносит ему славу.
Эхо Бакста
Улекса фон Лу
Голосом нимфы наполнены скалы,
шорох камней отзывается Эхом,
как быть вторичною нимфа устала,
собственный голос ей не был помехой!

Гневу богов подвергаются нимфы,
Гера - злодейка, исчадие ада!
Горло болит, и неровен ток лимфы -
вторить малейшему шороху надо!

Собственный голос верните, о боги!
Голос - звон колокола человека!
Проклята Герою Эхо, убога,
бледно чело, звук насмешки "побегай"!

Как убежать от себя, потерявшей
с голосом совесть и смелость стремлений.
Эхо у Бакста взлетает упавшей,
лик полустерт, звукотень в онеменьи...

Леон Бакст.Костюм нимфы Эхо.
Леон Николаевич Бакст (10 мая 1866 — 27 декабря 1924)
Он продолжает заниматься станковой живописью, создав портреты Малявина (1899), Розанова(1901), Андрея Белого(1905), Зинаиды Гиппиус(1906). Также преподаёт живопись детям великого князя Владимира. В 1902 в Париже получает заказ от Николая II на Встречу русских моряков.
Фавн Бакста
Улекса фон Лу
Грация фавна,
вызы оживший сюжет -
профильны позы.

В пластике Вацлав
создал чудесный балет,
нравам угроза.

Шарф и трико, странность па
в греческом стиле.
И зачарован весь зал
сдержанным пылом.

в грации тела - восторг
и вожделенье,
краски природных сил - вход
в мир наслажденья.

Леон Бакст.Нижинский
Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 10 мая 1866—27 декабря 1924)
«Послеполуденный отдых фавна» — одноактный балет, премьера которого состоялась 29 мая 1912 года в театре Шатле в Париже в рамках показов Русских балетов Дягилева. Хореографом и главным исполнителем выступил Вацлав Нижинский, декорации и костюмы создал Леон Бакст. В качестве музыкального сопровождения использовалась симфоническая поэма Клода Дебюсси «Прелюдия к Послеполуденному отдыху фавна». В основу музыки и балета легла эклога Стефана Малларме «Послеполуденный отдых фавна».
В газете «Le matin» вышла статья Огюста Родена, побывавшего и на генеральной репетиции, и на премьере, восхваляющая талант Нижинского:
 Нет больше никаких танцев, никаких прыжков, ничего, кроме положений и жестов полусознательной животности: он распростирается, облокачивается, идёт скорченный, выпрямляется, подвигается вперёд, отступает движениями то медленными, то резкими, нервными, угловатыми; его взгляд следит, его руки напрягаются, кисть широко раскрывается, пальцы сжимаются один против другого, голова поворачивается, с вожделением измеренной неуклюжести, которую можно считать единственной. Согласование между мимикой и пластикой совершенное, всё тело выражает то, чего требует разум: у него красота фрески и античной статуи; он идеальная модель, с которой хочется рисовать и лепить.


В 1898 г. Бакст показывает работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, и проч.
Клеопатра Бакста
Улекса фон Лу
Клеопатра - птица Феникс,
перья алые горенья,
неги страстное теченье,
па падений-вознесений.

Из садов Семирамиды
чудо света танца Ида,
как антична, словно Фидий
в мраморе создал, увидев!

И с восточным колоритом
танца пламенные ритмы,
Терпсихоры дар для мира
в танце Клеопатры Ида!

Леон Бакст. Эскиз костюма "Клеопатры" для Иды Рубинштейн
Во время революции 1905 года Бакст работает для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

С 1907 г. Бакст живёт в основном в Париже и работает над театральными декорациями, в которых производит настоящую революцию. Он создаёт декорации для греческих трагедий, а с 1908 входит в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes — («Клеопатра» 1909, «Шахерезада» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс» 1911, «Дафнис и Хлоя» 1912). Всё это время живёт в Европе, поскольку как еврей не имеет вида на жительство вне черты оседлости.
Жар-птица Бакста
Улекса фон Лу
Шамаханская царица?
Нет, пожар средь птиц - Жар-Птица,
и взлетают вверх ресницы,
и волшебен взмах десницы!

Птица-вестница Ярилы,
слов огонь из сказки милой,
Птица - горлица, знак лета
и фантастика балета!

Этой музыкой Стравинский,
соком лета для травинок,
Наполняет зала души,
яркость нот - смотри и слушай!

Декорации, костюмы
кисти Бакста - праздник шумный
солнечный спектакль и яркий,
Птицы жар - сердцам подарок!

Леон Бакст. Эскиз костюма к балету "Жар-птица"
Во время визитов в Санкт-Петербург преподаёт в школе Званцевой. Одним из его учеников был Марк Шагал (1908—1910), но в 1910 г. они разрывают отношения. Бакст запрещает Шагалу ехать в Париж, поскольку, по его мнению, это пойдёт во вред искусству Шагала, а в финансовом отношении приведёт молодого художника к голодной смерти (Шагал не рисовал театральных декораций). Шагал тем не менее поехал, не умер с голоду и нашёл свой стиль живописи.
В 1914 г. Бакст избирается членом Академии Художеств.

В 1918 г. Бакст окончательно разрывает отношения с Дягилевым и Ballets Russes. 27 декабря 1924 г. он умирает в Париже от отёка лёгких.
Использованы материалы блога - http://pheonae.livejournal.com/209952.html