Мга - узел дорог, судеб и времен

Николай Старорусский
Начало см. в : http://proza.ru/2011/05/04/916.

Фото: слева вверху – памятник  с танковыми башнями в центре Мги.
В центре вверху – (современная) карта Мги и окрестностей. Железные дороги – на восток (направо) к Волховстрою, Тихвину и всему Северу и Востоку страны. На запад – к Ленинграду. На юг чуть западнее Мги – к Саблину, на главный ход Москва – Харьков. На юг чуть восточнее – на Кириши, Будогощь и другой путь на Москву. На север  - к 8-ой ГРЭС, Неве.
Немного западнее, на север – к Неве и Ленинграду-Финляндскому.
Восточнее Апраксина железную дорогу пересекает Черная речка – линия фронта в блокаду, см. http://proza.ru/2011/01/13/968 .
На военной дороге А-120, чуть ниже цифры 20 – Синявинское озеро с памятником «Журавлики», см. http://proza.ru/2011/01/26/783.
Справа – памятник воинам-освободителям на воинском кладбище.

Слева внизу – памятная доска на вокзале.


История важнейшего транспортного узла – Мги – тесно переплетена с историей Ленинграда. Даты захвата Мги немцами 30 августа 1941 года и ее освобождения  21 января 1944-го – почти те же, что официальные даты начала и конца блокады Ленинграда (8 сентября 1941 -27 января 1944).

Тяжелейшие и кровопролитные бои шли в окрестностях Мги при попытке наступления в 1942 году – с рубежа Черной речки, в районе Тортолово – Гайтолово, см. http://proza.ru/2011/01/13/968  и при окончательном прорыве блокады в районе Синявинских высот.

Прошлое и настоящее сосуществуют здесь – не только  в виде памятников, музея в железнодорожной школе…Здесь базируется единственный в Российской армии поисковый батальон – по существу, специальная похоронная команда. Работают многие гражданские поисковые отряды.

В окрестных болотах находят до сих пор  даже танки и самолеты.

В специально отведенных местах на окрестных полях
проводят плановый подрыв все новых и новых находимых боеприпасов, см. http://proza.ru/2010/12/18/37
 

Так что забыть о войне здесь в принципе нельзя. Но, несмотря на это – а, скорее, благодаря этому – Мга – удивительно милое место. Есть здесь и художественная школа со своими выставками, и литературное объединение. И маленькие, но, наверное, уютные кафе.
 
Раньше, когда купить стоящую книгу было трудно, местный книжный магазин казался сказкой. Жаль, очень жаль, что теперь он исчез - его ценность, особенно для молодых, превыше выгоды.

Очень вкусный хлеб пекут на месте; а раньше из военной пекарни привозили настоящий кислый и черный ржаной хлеб – такого нигде больше не было.

И даже можно встретить магазинчик, где по старинке отпускают взаймы, записывая долг в особую тетрадку.

К первому снегу, когда увядают живые цветы, кладбище украшается искусственными. Может, я необъективен, но, по-моему, здесь единственное местьо, где получатся очень здорово - ярко, но с тактом и вкусом.

Одна из улиц носит имя начальника местной милиции, погибшего в перестрелке уже в сравнительно недавнее время.

Иной раз ночью просыпаешься в дачном домике от грохота и сотрясений взрывов, а утром на железной дороге встречаешь поезд с военной техникой и солдат в теплушках - да, видел и такое - и грани времен тогда совсем исчезают.