Из записных книжек 92. Любовь многоликая

Владимир Васильевский
     Сашка Сухов в одночасье стал мужем Иры Таран, первой красавицы физмата. Она нас и познакомила.
     Захожу в кафе на Ленинском проспекте. За одним из столов – Ира, с кем-то маленьким в военной форме.
   - Привет!
   - Привет! Познакомься. Это мой муж Саша.
   - Не шути!
   - Не шучу. Только что расписались. Вот, сидим отмечаем. Присоединяйся.
      Подаю руку.
    - Владимир.
   -  Александр.
   - Ира, как это тебя угораздило?
   - Да так. Утром познакомились. В полдень Саша сделал мне предложение.  Он военный, через день ему улетать. Пошли к начальнику ЗАГСа. Разрешил. Тут же расписались.
     Я познакомился с Ирой три года назад. Приехал во Владивосток поступать в университет. День был воскресный, приемная комиссия не работала. Однако, мне предложили скоротать ночь в вестибюле. К вечеру таких, как я, набралось еще несколько человек.  И среди них – Ира Таран.
     Ира была стройна и… контрастна. Тонкая талия, и немного тяжеловатые бедра и бюст. Почти детская еще припухлость щек, и всегда влажные сочные губы.  Подошел, познакомился. Она  была из Комсомольска-на-Амуре. Победительница краевых математических олимпиад по математике, медалистка, лауреат городских бальных конкурсов,  и пр.,  и пр.
     Все это меня не смутило. К тому времени я уже твердо знал: умницы и красавицы – тоже девушки.
     Сдавали вступительные экзамены. А между экзаменами водил ее за руку по городу.  Все было ново, интересно. Много загорали и купались. Благо, Владивосток на широте Крыма. И лето выдалось жаркое.
     Насаждались друг другом, насколько позволяют человеческая природа, и молодость. Нам было по-настоящему хорошо...
     Но поступив, она – на математику, я  - на астрономо-геодезию, как-то постепенно разошлись. Даже не припомнить как именно это случилось. Иногда, ненароком,  встретившись в городе, или в университете, шли куда-нибудь посидеть. Случались и вспышки прежней нежности. Но через день-другой  расставались.
     До следующей неожиданной встречи. Так дожили до третьего курса.
     И вот,.. пожалуйста, – жена!
     Кто же муж? Присматриваюсь. Едва с нее ростом. Сухонький, в летной форме. Погоны лейтенанта.
   - Давно служите?
   - Четвертый год.
   - Это после военного училища?
   - Нет. Заканчивал гражданское. Призвали на действительную. Потом предложили послужить еще. Я штурман, их мало. Вот и остался. Через два дня назад, в Петропавловск.
   - И жена с вами?
   - Ир, ты поедешь?
   - Я же только на третьем курсе. Он один полетит.
   - Ну и семья! Ты – здесь, он – там.
   - Саша будет сюда прилетать. Часто. Правда, Саша?
   - Правда.
   - Предположим…
   - Я в следующем году выхожу на гражданку. Давайте выпьем. За знакомство.
   - Предлагаю за молодоженов. Будьте счастливы!
     Выпили. Потом – еще. Перешли на «ты».
     Сашка оказался неглупым парнем, с нормальным чувством юмора. Ира пила мало. А мы скоро были хороши. И беседа наша текла непринужденно. Мне нравилось как Александр мыслил и держался.
   - Володя, ты геодезист. Я – штурман. У нас много общего.
   - Например?
   - Ну, положим, карты. Ты карты создаешь, я ими пользуюсь. Кстати, часто забываю брать их в полет. Как до сих пор не выгнали, не понимаю.
   - Саш, ты ничего не путаешь? Как можно летать без карт!?
   - На русских матах. Опять же – интуиция. Карты ведь полдела. Полет можно вести по курсу только от взлета до посадки. А когда полдороги спал, какой тут курс? И какой смысл в картах?
   - Как спал?!
   - Пьем. А выпил – спишь.
   - Ира, тебе наверно скучно с нами?
   - Нет. С интересом знакомлюсь с суженым.
   - С каким ужином? Еще только обед.
   - С мужем, говорю! Володя, вы бы слегка попридержали с горячительным.
   - Саня, с тобой знакомятся. Но предлагают попридержать с выпивкой.
   - Кто?
   - Твоя  жена.
   - Жена?! Ах, да! Ирочка, я тебя люблю! О чем, бишь, это я? Давай еще немного примем.
     Приняли.
   - Ну вот позавчера, к примеру. Карты взял. Так взлетели - сразу спиртом набрались. Уснул. Растолкали, орут: «Сашка, где мы? Определись!» А я, лях бы знал его, где мы? Всю дорогу спал. Вылезаю в фонарь.
     Ночь лунная. Черное небо. И звезды, как костры. Высота – тринадцать тысяч «м». Считай, в космосе. Огляделся. Все, как на ладони. Вон - Аляска, вот – Чукотка. Давай, говорю, вдоль бережка, до Магадана. Там и аэродром в пяти минутах  лета. Какого хрена разбудили?!
     Все это походило на браваду. Но я уже знал, что за народ летчики. Год назад, проходя практику под  Анадырем, наблюдал такую картину.
     Вертолетчик на спор, пьяный на грани отключения сознания, поднял в воздух громадный МИ-8. Опустился одним колесом на обод пустой бочки из-под горючего. И проехал этим колесом по ободу полный круг, не опрокинув.
     А бочка стояла на мягком мху тундры!
     Взлетел, не сдув ее ветром винтов. И приземлился, на прежнее место.   
     И все  это - в небрежной пьяной дремоте.
     В любой стране мира парень мог бы заработать на трюке миллионы. А у нас… Просто проспорили ему бутылку спирта.
     Я понимал - Сашка не врет.
     К концу вечера мы были друзьями. В общежитие явились к часу ночи. Я выгнал из комнаты весь народ, и втолкнул в нее молодоженов...
     На следующий день мы разъезжали втроем по городу на такси. Катались на морских трамвайчиках по бухте «Золотой рог». Сашка был во Владивостоке впервые. С обеда отправились купаться. Сначала на бухту «Патрокл», потом – на знаменитую «Шамору». Вечер снова провели в кафе.
     А следующим утром Сухову нужно было улетать. У меня случились какие-то срочные дела, Ира провожала его одна.
     От нее же, некоторое время спустя, узнал, что Сашка действительно несколько раз прилетал. Спрашивал обо мне, и они пытались меня найти, но бог не сподобил. Жаль.
     Что до Ирки, то через год, вышла замуж за другого. Это был наш сокурсник Вдовченко.
     Долговязый. Вялый. Вечно жующий конфеты. И ... неотступный. Помню, весь этот год он по вечерам торчал у дверей Иркиной комнаты. Внутрь его уже не пускали. Осточертел. Он просто ждал когда она за чем-нибудь выйдет. И тогда тащился за ней. Она – в соседнюю комнату, он опять ждет у дверей. Она – на кухню, и он туда же. Даже у туалета ее ждал. И все канючил: «Ирочка, пойдем в кино. Ирочка, возьми конфетку. Ирочка, можно я пойду с тобой в универ?»
     И добился своего. Женился.
     Ну что ж, кто как умеет любить, тот так и любит.
     Вдовченко умел любить по-собачьи. Но это не важно.  Важно, чтобы оба были друг другом довольны. Говорят, они до сих пор вместе.
     А Сухов не дослужил свой год. Комиссовали по состоянию здоровья.
     Многовато в нашей армии спирта.
                1980
 
  - Присутствую и на стихи.ру