Любовь. Что мы о ней знаем?

Николай Мурашев
                Эта статья опубликована в книге «Информационная система «Человек»
   
    Большей неопределенности термина, чем этот в русском языке, трудно себе представить. Чего мы только ни любим? И футбол, и природу, и суточные щи, и прочее, и прочее, и прочее. Такое множество случаев применения термина низводит его до некоторой метки в речи, отражающей только то, что какой-то объект «любви»    в психической подсистеме человека вызывает какие-то  эмоции (чувства). На эту роль вполне подошел бы звук и отражающий его на письме термин «блямс». Нам достаточно было бы лишь договориться, что с такого-то числа и месяца именно он используется нами вместо слова «люблю». И все. «Я блямс игру в покер», - говорит один человеку другому. А тот ему:«А я блямс скачки». В немецком языке строгое правило грамматики запрещает применять термин ЛЮБОВЬ к предметам, объектам и явлениям неживой природы. Для этой цели немцы без ущерба своим эмоциям применяют термин «нравиться». В великом же и могучем русском языке, использование термина ЛЮБОВЬ такое же универсальное, как применение дегтя: и втулки колес телеги смазывать, и ворота порочным соседям пачкать. Любим всё.
    Выигрывает ли язык от такой универсальности термина? Наверное, нет, потому что от неопределенности понятия, не выигрывает человек.
    Если при создании компьютерной программы программист допустит ошибку: пропустит, например, нужный символ или введет символ, не предусмотренный языком программирования, операционная система компьютера остановит её введение.
    Если человек сформирует неверное представление о любви, вряд ли его разум поведет его верной дорогой к этому чувству. Существующее множество представлений об этом чувстве является классическим воплощением хаоса. Человек, желающий определиться в своем чувстве, в этом хаосе не может себя понять правильно. «Правят бал» различные обстоятельства. Из-за этого столько горестных, трагичных, серых и непривлекательных человеческих судеб. Хотя этому могло способствовать много причин, но общей  обязательно будет отсутствие у людей правильных представлений о жизненных ценностях, в том числе и о любви. Тебе, дорогой читатель, наверное, хочется спросить: «А что значит правильное представление? Кто его определил?  Он что умнее других? Кто ему сказал, что оно правильное?»  Еще, наверное, кому-нибудь покажется, что слово «правильное» является покушением на его свободу. Что на это можно сказать? Под правильным представлением понимается такое, которое каждый человек формулирует сам, стараясь,  чтобы оно было жизнеутверждающим и без вреда качеству жизни любого другого человека.  В нашем случае, каждый свободен в принятии решений и определении их правильности, равно как и тогда, когда переходит дорогу в неположенном месте перед близко идущим транспортом.
   
   Если мы готовы утверждать, что любовь -  это великое чувство и признак самых желанных отношений между людьми, то мы же должны термин, обозначающий это чувство, возвысить, сделать почитаемым, четко определенным в мышлении, отнесённым только к человеку, поддержанным и защищенным грамматикой языка. Чего в нашей речи, как не было, так и сейчас нет.
   ЛЮБОВЬ (в самом общем понятии) – это особенное чувство и только. Больше этот термин ничего не обозначает и лишь в сочетании с тем, кто вызвал это чувство или кому оно направлено, термин приобретает то или иное определение. Поскольку эти отношения объективно разные, то и определения любви в словарях не должны ограничиваться одним определением, их должно быть несколько, и они должны быть соответствующими.
   ЛЮБОВЬ К СЕБЕ – это чувство благодарности к природе, тебя создавшей, сопровождаемое восхищением сложностью и совершенством своего организма, великолепием тела, возможностями мозга, гордостью за свои знания и умения, вызывающие необходимость бережного отношения к себе.
   ЛЮБОВЬ К СЕБЕ – это самое главное условие, обеспечивающее твое бытие  в соответствии с тем, что ожидает от тебя матушка Природа.
   ЛЮБОВЬ К РОДИТЕЛЯМ – это радостное и нежное чувство благодарности и долга за твое рождение, воспитание, обучение, выражающееся  в уважении, готовности защитить и оказать необходимую помощь, в желании оправдать их надежды в отношении тебя и предоставить им возможность гордиться тобой – своим «растением».
   ЛЮБОВЬ К РОДНЫМ ЛЮДЯМ – это радостное чувство взаимной необходимости, выраженное в желании встреч и готовности к оказанию необходимой помощи и защиты.
   ЛЮБОВЬ К РЕБЕНКУ – это радостное (восторженное) чувство ответственности за его умственное, нравственное и физическое здоровье, его будущность; чувство необходимости его существования для твоего счастья; чувство готовности к самопожертвованию ради его спасения.
   ЛЮБОВЬ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ – это волнующее, радостное (восторженное), жизнеутверждающее  и окрыляющее чувство, побуждающее  к духовному и творческому совершенствованию, к созданию семьи и рождению потомства, ведущее к достижению счастья.
 
   Приводимые в словарях определения любви ограничены следующими представлениями: это привязанность, преданность из-за общности интересов, пристрастие и даже склонность к чему-нибудь, самоотверженность. Вот то информационное поле, на котором похоронена любовь. Из-за этого получается, что этим термином можно обозначать все что угодно. «Блямс». Но особое внимание считаю нужным уделить определению любви между мужчиной и женщиной с ключевым словом «самоотверженность», потому что более уродливого, вредного и даже опасного содержания в определении трудно себе представить.
То, что Ты, уважаемый читатель, прочтешь далее, будут выдержки  из  рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
   Разговаривают двое: героиня рассказа со своим дедушкой .               
   Она его спрашивает: «Видел ли он настоящую любовь за свои годы?» - и просит о ней рассказать.   «В одном полку нашей дивизии, - говорит дедушка, - была жена полкового командира. Рожа, я тебе скажу, Верочка, преестественная. Костлявая, рыжая, длинная, худющая, ротастая… И вот однажды, осенью, присылают к ним  в полк новоиспеченного прапорщика, совсем желторотого воробья, только что из военного училища. Через месяц эта старая лошадь совсем овладела им. Он паж, он слуга, он раб, он вечный кавалер, носит в танцах ее веер и платок, в одном мундирчике выскакивает на мороз звать ее лошадей... К рождеству он ей уже надоел. Она вернулась к одной из своих прежних, испытанных пассий… Ревновал он ее ужасно… И вот однажды весной устроили они в полку какую-то маевку или пикник… Обратно возвращались ночью пешком по полотну железной дороги. Вдруг навстречу им идет товарный поезд. И вот, только что  паровозные огни поравнялись с компанией, она вдруг  шепчет на ухо прапорщику: «Вы все говорите, что любите меня. А ведь, если  я вам прикажу – вы, наверное, под поезд не броситесь». А он, ни слова не ответив, бегом – и под поезд. Но какой-то идиот вздумал его удерживать и отталкивать. Да не осилил. Прапорщик как уцепился руками за рельсы, так ему обе кисти и оттяпало».
   Я надеюсь, мой читатель, Ты вспомнил и «Гранатовый браслет», и другие  произведения С.И. Куприна. Возможно, приведенные примеры вызвали из памяти строки других писателей,  в романах которых любовь вела смертельную жатву  на основе самоотверженных поступков  персонажей,  была трагедией  и «сильной как смерть» (по Куприну). Возможно, что в те времена, такая самоотверженность была продиктована писателю коммерческим интересом в угоду читающей публике. А может быть другой любви он, бедолага сердечный, и не представлял? Но известны и другие примеры в литературе. Можно вспомнить «Алые паруса»  А.С.Грина, где капитан Грей, без всякой самоотверженности любящий Ассоль, духовно поднимается до поступка величественного и прекрасного. Читая завершение повести,  кажется, что вместе с тобой каждый житель приморского поселения, прибежавший на пристань встречать парусник с алыми парусами, был восторженно настроен и окрылен простым чудом,  на которое оказалась способна любовь, утверждающая, возвышающая, продолжающая человеческую жизнь.
   А как же тогда называть чувство, которое требует самоотверженности, самоуничтожения, унижения, глупости, подлости, авантюризма? – спросит какой-нибудь дотошный читатель. Верно. Как? Отношения между мужчиной и женщиной вызывают самые разные чувства. Некоторые из них имеют другие названия, например: страсть, похоть, ревность, ненависть. А вот чувство, о котором вдруг спросит дотошный читатель, пока не обрело нужного кода и маркировалось термином любовь. Если постараться вникнуть в суть того, что могло вызвать такое чувство, то представляется следующее. Одному человеку понравилась внешность другого человека. Этот процесс подсознательный,  основанный на ощущении биологической гармонии. Им управляет рефлекс. Нравятся: личико, фигура (вся или по частям), глаза, цвет волос, прическа, звук и тембр голоса, походка, манеры. Всё перечисленное никак не связано с интеллектом, а является результатом подсознательных процессов, в основе которых сексуальное влечение. То есть у всего этого  объективная причина  и  то,  что один человек вдруг понравился другому, о чем другой может  не знать, является нормой. Если к этому процессу подключаются впечатления,  усиливающие его, чувство из своего первичного состояния переходит во влюбленность. Влюбленность требует выхода чувству, и тут начинаются проблемы. Разумный человек ищет разумные пути их преодоления, глупый – иные. Случай с поручиком, основан на его глупости, на  его духовном несовершенстве. Он был молод и плохо подготовлен к жизни, от чего и стал жертвой обстоятельств. В обществе, в котором он набирался духовной зрелости,  определение любви понималось из книжек, в которых ради остроты сюжета и потребительского качества  чтива писатели превозносили самоотверженность, самоуничтожение, унижение, авантюризм в качестве высшего критерия истинности великого чувства, подменяя его фальшивкой.  Но если мой читатель согласен с тем,  что любовь – это чувство, порождающее, а не уничтожающее  жизнь, то нам остается, отвечая на заданный им вопрос, только придумать  код его обозначения. Мы будем первыми. Назовем его «лабудой»! Скажете, что этот термин не нов?  Не важно. Главное состоит в том, что мы разделили два разных явления.
   Порой люди не видят разницы между терминами «самоотверженность» и «самопожертвование». Первый термин обозначает отвержение себя, безразличие к себе. Второй же напротив – человек, совершая опасный для его жизни поступок, любит себя, ценит сою жизнь, но совершает самопожертвование, исходя из принципа своего «Поведенческого кодекса», нарушение которого  его  интеллектом недопустимо.
   ЛЮБОВЬ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ – это собственность каждого человека, кто пожелает создать её в себе ради того, чтобы ощутить интерес к жизни, могучую энергию ума и физических сил для совершения «умных чудес» во имя любимого человека. Любовь – это внутренний мир человека, его состояние, созвучное гармонии. Любовь – это  непрерывный творческий труд разума, над его совершенствованием. Любить человека – это значит постоянно возвышать свою душу, совершенствовать свои познания, умения, навыки, давать любимому человеку повод гордиться тобой, на тебя опираться, любить и ощущать радость совместного бытия.
   ЛЮБОВЬ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ – это порождение разума, который в информационно-интеллектуальной системе создает мыслительную категорию о том, что именно любимый тобою человек единственный, кто тебя радует и окрыляет, кто верит в твои возможности и сам радуется их подтверждениям; он единственный,  с кем ты хочешь создать семью, с кем хочешь  родить, вскармливать, воспитывать  и учить детей, любуясь проявлением в них похожести и индивидуальности черт, их развитием; это тот человек с кем ты обретешь особенное, прекрасное, полноценное ощущение жизни; это тот человек, в возможности которого ты веришь, кто радует тебя своими успехами, удачами, кто окрыляется великим чувством к тебе, кто разделяет  с тобой жизненные ценности и вместе с тобой обретает особенное, прекрасное, полноценное ощущение жизни.
   Любовью люди часто называют также чувства страсти и похоти, которые лишены духовности и отражают только силу  полового влечения, обусловленного повышенной концентрацией соответствующих гормонов в крови  биологической особи.
Увлеченность объектом или субъектом, сопровождаемая восторженным ощущением или капризом потребности  его созерцания, обладания или общения с ним, вызванными какой-либо приятной неожиданностью, – это не любовь, а лишь влюбленность. Ей всегда свойственно бурное начало. Чувство влюбленности развивается из состояния, когда предмет, объект (субъект) или явление нравятся человеку. Усиление отношения к объекту (субъекту) или явлению, вызванное разными причинами, приводит к чувству влюбленности. В отношениях между мужчиной и женщиной влюбленность – это предисловие к любви, но часто, по разным обстоятельствам, она переходит в привычку и угасает.
   
    Мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины, когда вы говорите кому-то, что его любите, подумайте прежде: окрылён ли ваш разум? – стремится ли он к самосовершенствованию во имя любимого человека? – какие поступки вы совершили и готовы совершить, чтобы вызвать в любимом человеке к себе чувство гордости, чувство уверенности в ваш интеллектуальный потенциал? Непременно прежде обратите внимание на то, а нравитесь ли вы? – испытывает ли к вам любимый вами человек чувство окрылённости разума? – является ли он соискателем вашей гордости, а не увлечённости к себе?  Если да, тогда «поднимайте алые паруса». Если нет – не тратьте время – важнейшую вашу ценность. Биология биологией, но интеллект тут должен быть превыше всего: нельзя вам свою жизнь писать начерно, в надежде переписать когда-нибудь набело.