В жизни так бывает...

Ариша Семёнова
Прекрасное рождает зависть, злость
в неизлечимых нравственных уродах
и грязное желанье - обладать
хотя бы только телом красоты -
насильникам душа не интересна.
Жизнь без познанья - мертвая трибуна.,
Большая жизнь из жизней состоит.
История есть связь историй жизней.
Евгений Евтушенко

Марина стоит среди огромной светлой комнаты, наполненной самыми разными людьми. Это приемная. Марина оформила документы на работу.
Тогда, да и сейчас, на нее не обращали внимания. Хотя, как потом выяснилось, уже после первого ее похищения ей перемыли косточки и после короткого обсуждения большинство голосов было решено, что Марина " с пылинкой". Это она узнает потом. А пока она видит, что всем на нее наплевать.
К Марине подходит секретарь Вераника:
 - Прогуляться не желаете? Обед, вроде как...
- Куда?
- В курилку сходим, ты куришь?
- Курю, - не моргнув глазом соврала Марина.
Вера с улыбочкой протянула ей сигарету. Думает, что Марина закашляется. Марина, хоть и не курит, но пробовала, поэтому закурила абсолютно спокойно.
У Марина была сестра - Аня. Они с Аней были похожи, хотя Марина не показывала свою красоту так явно, как делала это ее сестра. Дома у них как у всех, иногда ссорятся с родителями...
В Аню в школе влюбился старшекласник Антон. Он плохо учился, может быть потому, что думал только о развлечениях. Он влюбился в Аню. Вначале засыпал ее письмами: смесь любви и пошлятины больше всего, потому что он был ленив даже на мысли.
Куда бы Аня ни шла - она слышала за собой Антона. Он приходил на все школьные вечера, стоял и смотрел, как она танцует. И она уже не могла танцевать. Она убегала и плакала, а он слал ей ревнивые письма, которые обычно заканчивались непонятными угрозами.
Об этом узнала мать Антона и побежала к Аниной учительнице. Вместе они выдумали план: заставить Аню подтянуть его по учебе, особенно по алгебре. Два дня Анька занималась с ним после уроков, и каждый раз, стоило им остаться наедине, он начинал говорить ей о своей любви.
На третий раз Аня не выдержала и отказалась заниматься с ним. Ей приказали. Она опять отказалась. Наговорила много лишнего, потому что никогда не умела говорить вразумительно. Тогда все стали ее упрекать в жестокости к "бедному несчастному мальчику".
Она решила уйти из этой школы, но без родителей ей не давали документов. Ее учительница пришла к ней домой и нарвалась на отца. Вечером отец устроил над Аней семейный суд.
Аня кинулась было к Марине, но она, в силу своих тогдашних убеждений, стала уговаривать ее пожалеть Антона. Ее убеждения всегда были действенны на Аньку. Она поплакала и согласилась вернуться в школу.
Антон, почувствовал свою силу, и улучив момент, полез к ней целоваться...
...Она украла в кабинете химии какую-то дрянь, пришла домой и отравилась. Марина помнила Анино выздоровление - она ходила по комнате бледная и заискивающе улыбалась всем: она обвиняла только себя. Аня - это единственный человек из всех, кого знала Марина, который всегда обвинял себя.
Марина не знала, что ей говорить. Она только боялась, что Аня всегда будет помнить о том, как она предала ее. Но на своем Аня настояла - ушла работать на частную фирму и училась заочно.
Марине Аня все прощала, ничего плохого не помнила. Она по-прежнему слушала Марину развесив уши и поэтому вправду походила на младшую сестру, хотя по-существу это Аня была старшей, потому что с самого раннего детства была как-то тверже и порядочнее Марины.
Мама всегда умилялась тем, что не умела врать Марина. Она всегда помнила, что если в детстве Марина таскала из буфета варенье, то забывала закрыть банку, либо вымыть руки и лицо, чтобы никто не заметил.
- Если она и соврет - проговорится, - говорила мама. - Это же святая простота! Это не то, что Анька! Та молчит как пенек.
Аня знала, чего хочет от жизни и редко когда прощала обиды, в отличии от Марины. Марина быстро "отходила", прощала, но не забывала. У Ани с отцом были натянутые отношения. У отца был тяжелый характер. Да и у Ани характер не был проще.
Марина понимает, что пока ее Аня слушает, прислушивается к ее мнению, Марина на первом месте. И чтобы там Аня не думала, факт остается фактом.
На Марину засматривались много парней, как в университете, так и на работе. Но девушка считала, что пока нет того единственного, который смог бы ее заинтересовать, он будет одна, чем с кем попало.

...На вечеринке все танцевали, играла музыка. Марина влюбилась в помощника деректора Сашу. Весь вечер она молча сидела рядом с подругой Светой.
И тут увидела его... он подошел к кому-то, прикурил, вот отвернулся и глянул в их сторону.

...А во мне все кричит,
Только ты не услышишь...

Он шел к ним. Опят Марина со Светой взглянули друг на друга и поняли, что Саша шел именно к Марине.

...Хоть тебе все это
Абсолютно не надо...

Марина отвернулась, тут он взял ее под локоток:
- Можно вас на минуточку?
- Да.
Они вышли на балкон, где стояли, разговаривали и держались за руки, вначале как-то вяло, потом крепче, потом он сжал Маринину руку и отпустил на мгновение.
Потом пришла ее очередь сжимать его руку, и это было так естественно, как будто они только и делали, что держались за руки всю свою жизнь.
Затем вместе спустились на первый этаж, там молоденькие парни играли на гитаре и задушевно выводили:

Листья желтые медленно падают
В нашем старом, забытом саду,
Пусть они тебя больше не радуют,
Все равно я к тебе приду...

Саша попросил у ребят гитару, ударил по струнам и запел таким нежным бархатистым голосом, только для Марины:

Игра в любовь, я знаю, не к добру,
Игра в любовь коротенького срока.
Я столько лет потратил на игру,
Ведь столько лет...
Не слишком ли жестоко?
Старею, но люблю тебя одну,
Седею я до времени, до срока.
Твердишь ты: расставаться нам пора,
Что ты в своих надеждах обманулась,
Что вся твоя любовь ко мне - игра,
Не слишком ли игра подзатянулась?

После, Саша отдал гитару, повернулся к Марине. Ей казалось, что он должен улыбаться, а он был серьезен. Вблизи его лицо было еще красивее, чем издали, но потом оно приблизилось к ней настолько, что она перестала его видеть... Где-то снова зазвучала гитара и тихий спокойный голос запел:

Ты сама бы ушла обязательно,
Если б я не ушел от тебя...

- Ну вот, мы вдвоем. Ты ведь хотела, чтобы я был рядом?
- Хотела.
- Сколько тебе лет?
- Двадцать.
- А мне скоро тридцать.
Она говорит ему слова, но не чувствует их веса. А он, конечно, знает, когда Марину надо поцеловать, когда надо еще что-то сказать:
- Что с тобой? - спросил он.
- Не знаю...
- Тебе хорошо рядом со мной?
- Не знаю.
- Значит, хорошо без меня?
- Плохо.
- В чем же тогда дело?
- Просто теперь я уже не смогу без тебя.
- Сможешь.
- Нет. Ты не любишь, а ухаживаешь.
- Тебе же будет хуже, если я дам себе волю.
- Пусть мне будет хуже, но я хочу, чтобы ты любил меня, а не жалел. Когда любят - не жалеют.
- Тогда поехали?..
- Как, прямо сейчас?
- Да, сейчас.
- А дома?
- Я позвоню и скажу, что ты не придешь.
- Нет, не надо.
- Нет, позвоню!
- Нет.
- Ну, как хочешь...

Марина приехала к нему.
- Располагайся.
Саша закрыл дверь на ключ. Он затушил сигарету, отодвинул пепельницу как можно дальше и сверкнул в Маринину сторону своими выразительными глазами. Этот взгляд подействовал на нее каким-то странным образом, и она протянула ему руки. Саша сразу ответил взаимностью и потянулся к ней всем телом. В этот миг, совершенно не сговариваясь, они бросились в объятия друг к другу, словно истосковавшиеся влюбленные. Его поцелуи были горячими - смелыми и опытными. Вдруг Саша остановился на минутку и, отдышавшись, спросил:
- Ты уверена, что хочешь этого?
- Очень.
А затем было то, чего у нее никогда не было. Марина чувствовала сильные и яростные движения его крепкого тела. Ей хотелось оттолкнуть его, но он был непреклонен и, говоря ей ласковые слова, продолжал свое дело. Потом Марина вытерла слезы и прошептала:
- Господи, как больно-то...
Не говоря ни единого слова, Саша освободил ее от своих объятий, сел на кровати и вновь закурил сигарету:
- Почему ты меня не предупредила, что ты девственница?
- А это имеет какое-то значение?
- Это имеет большое значение. Ты зачем своей девственностью раскидываешься?
- А что мне с ней, пожизненно ходить, что ли? Я люблю тебя. У тебя правда было много женщин?
- Было дело...
- Мне плевать, что у тебя было! Теперь я одна, правда?
- Конечно.
- Я тебя не оставлю, а ты?
- Я тоже.
- Только ты не смотри на других женщин, ладно?
- Конечно.
- А давай мы когда-нибудь съездим с тобой в Питер? Это мой любимый город. Я его так люблю! Прокатимся на катере по Неве, посмотрим ночной Питер! Питер - это русская Венеция! Очень красивый город!
- Может и съездим... Спи.
Молодая, наивная!

ГЛАВА 2

Марина вошла в квартиру. Ее встретили молчанием.
- Ну, не сердитесь, так вышло, - сказала она. - Зашла к Светке...
Как говорит ее мать, врать Марина не умела. Они и сейчас поняли, что она врет. Разговор начал отец. Как родители умели бить словами, а самое страшное-то, что Марина начинала верить в свою порочность.
Если бы не милое личико Ани, она бы умерла от внутреннего к себе отвращения, такой-этакой. Сашу в ту минуту она ненавидела: он остался там, у себя, пьет кофе, как привык по утрам, счастлив... А она?
- Мне уже двадцать!
- Я убью тебя, дрянь! - замахнулся на Марину отец.
- Только попробуй! - спокойно сказала Аня и встала между ними. Потом их ругали обеих сразу. Анька, как всегда приняла удар на себя.
Закончилось все тем, что Марина ушла из дома и пришла к Свете.
- Что, с Ветровым - уже?
- А чего мне тогда из дома уходить?
- Он-то знает?
- Нет.
- Так скажи ему. А почему бы вам не пожениться?
- Нет! Ты что! Да и звонить ему я не стану!
- Почему?
- Захочет найти - найдет, а бегать за ним больше не стану. Надоело.
- Это правильно.

Марина остановилась у Светы. Что у нее с Сашей - она и сама не знала. Иногда бывает хорошо, чудесно просто, а потом вдруг все рушится... А потом опять все чудесно. Марина думает, что счастье - это страх его потерять, постоянный страх лишиться. Если бы не было этого страха, не было бы любви и счастья.
- Пора тебе его бросать, - сказала однажды Света.
- Почему?
- Неужели ты не видишь, что он тебя не любит?
- А кого он любит?
- Себя! Себя и больше никого. Он никогда никого не полюбит.
Марина смотрит на Свету. Ей вспоминаются все сказки о женской зависти. Она клянет себя, что больше никогда ничего не скажет. Когда однажды утром, ни с того, ни с сего, Марину стошнило. Света сказала:
- К гадалке можешь не ходить. Все итак ясно.
- Что ясно?
- Ты беременна.
- И что делать?
- Если бы кто-то знал, что надо делать в таких случаях, - жизнь была бы удивительна и прекрасна. Скажи ему.
- Нет.
- Почему опять - нет? Жалко?
- Жалко. Себя.
- Я тебе давно говорила: сытый голодному не товарищ. Даже в самом лучшем варианте, расплачиваться приходится нам, а не им... А твой вариант вообще не лучший! Ну что ж... придется как все... Ребенок тебе не нужен.
- Наверное, придется...
- Хорошо, что хоть здесь сообразила! И все-таки, какие же они сволочи!

Из больницы Марину выпустили в шесть утра. Тело ее было легким и усталым, но это была не милая легкость, а болезненная пустота обескровленного тела. Как часто теперь Марине снится сон: наклонилась над ванной, чувствует во рту вкус крови. Она кричит, но никто не слышит. Она умирает. Если бы ей удалось все это поскорее забыть!
Саша заметил изменения в девушке и сказал ей о своих наблюдениях:
- Что-то ты в последнее время недовольная какая-то... Мне не нравится.
- А кто ты мне, чтоб указывать?! Муж?!
- Не муж, но-о...
А Марина думала, что он скажет по-другому, а он сказал так. Это значит, что ничего у них не было: у него ничего не болело, когда она умирала. Марина плачет - хорошо еще, что хоть это может.
- Ну почему ты плачешь?
- Я домой.
- С чего это?
- Родители волнуются.
- Если они увидят тебя такой - не обрадуются.
Саша обнял ее. А ей каждое его прикосновение было противно. Больно. Унизительно, в конце концов! Как он не понимает, что сейчас этого делать нельзя! Ну как он не понимает, что ВСЕ? Они разошлись. Дальше ничего не будет. После их отношений, как после цунами: все разбито и уничтожено с корнями. Одна разница: он живой, она - мертвая.

У Светы:
- Все, Мариночка, детство кончилось. Теперь надо думать, как жить дальше, а не трепаться.
- Ты считаешь, что я треплюсь?
- Сейчас все эти разговоры не нужны ни тебе, ни мне...
- А что нам нужно? Сашенька?
- Ты знаешь?
- Догадалась. Теперь стараюсь это осознать.
Дружба - тяжелая штука. Кого-то она может так исколечить, что живым не останешься. Это случай Марины. Да, она продолжает жить, но внутри она мертвая. Господи! Какой же надо было быть наивной дурой! Как она могла не разглядеть в Свете - подлую, гнилую душу? Она положила глаз на Сашу, посоветовала Марине сделать аборт, зная, в каком она находится состоянии и поэтому согласится на все! Она чужими руками расчистила себе дорогу... Дрянь. Какая же она дрянь!

Теперь Марина соглашалась со всем чаще, чем следовало бы. Напрасно ее отец говорил, что она не любит критику. Марина не так уж и удовлетворена собой и своими действиями. Каждый упрек Саши и родителей оставлял в ее душе осадок. И она начинала думать: может она на самом деле такая?
Почему? Может быть потому, что она слишком боится осуждения окружающих, слишком старается нравится всем, а это уже такая зависимость, при которой можно совсем потерять себя.
Где ее ребенок? Почему, если она любит Сашу, если хочет быть независимой, она не родила ребенка? "В таких случаях все так поступают!", - вспомнились слова Светы. Марина обхватила голову руками и взвыла. Господи, прости!
Но она сама виновата! Чего кого-то обвинять? Она сама согласилась на отчаянный шаг. Но почему согласилась?
Отвечая на этот вопрос даже самой себе, она придумывает яркие краски, оправдывается хорошими словами, но, наверное, никогда не сможет защитить их в жизни, потому что кроме слов и неясных желаний у Марины, кажется, ничего и нет...
Анька не умеет так бояться, не может выдумывать. А Марина живет только тем, что выдумает. Придет время и она сможет постоять за себя и за то, что она выдумала. Марина сможет отказаться от всего, даже от себя. Даже от Саши, несмотря на то, что на до сих пор с ним... Хотя... Надо же ей кого-то любить? А любит ли? Если нет, то почему тогда сердце бьется, как стоит подумать о том, что они разойдутся? Почему Марине бывает так пронзительно стыдно за него?
Этот стыд знаком ей с самого детства.
Марина разбиралась в себе, она не любила себя. Больше не любила. Тогда почему же кто-то другой должен ее любить? Как ей себя жаль. Пусть кто-то и сказал, что жалость - последнее дело, но она ничего не могла с собой поделать. Что делать? Как же не хочется оставлять все так, как есть!

ГЛАВА 3

Было день рождения у Светы. Марина с Сашей идти не хотела. Пришла одна. И какое же ее было удивление, когда она увидела среди приглашенных Сашу?
Когда всех позвали к столу, он оказался рядом и крепко сжал ее руку.
Они не сказали друг другу ни слова, только крепче сжали друг другу руки и не разжали их даже тогда, когда сели за стол.
Потом танцевали. При свечах.
Два раза Саша танцевал со Светкой. Марине казалось, что все смотрят на ее реакцию и она была недалека от двойного убийства: лучшей подруги и любимого человека. Марина думала о том, как бы поскорее уйти. Светкина мать видела это и пыталась занять ее пустыми разговорами.
К Марине подошел Саша:
- Может пойдем?
- Да. Надоело...
Марина поднялась с дивана и подошла к Светке:
- Я попрощаться...
- Вы уже уходите? - Света от досады изменилась в лице.
Марина подняла на нее глаза и взорвалась:
- На твоем месте, Светочка, я бы постаралась скрыть своего разочарования и не заметить Сашиного отсутствия. Моего-то, я уверена, ты точно не заметишь.
Марина выскочила в коридор. Саша ждал ее с пальто в руках:
- А ты далеко пойдешь, - сказала Марине Светкина мать. - Если милиция не остановит.
- За доченькой лучше следите, а я и без ваших нотаций справлюсь, - сказала Марина и вышла, хлопнув дверью.

Ей предстояла командировка. Саша был растроен:
- Эти командировки - ужас!
- Успокойся, я ни на кого не прельщусь.
- Замолчи! - вдруг вспылил Саша. - Что ты каждую минуту унижаешься?
- Я не унижаюсь, просто я легкого поведения, а таких много, Сашенька...
- Если я еще раз услышу про легкое поведение - прибью!
- А я все равно это в себе чувствую. Мне страшно, что с тех пор, как я с тобой, я еще более одинока, чем без тебя.
- А ты думаешь, что ты когда-нибудь перестанешь быть одинокой? Ошибаешься! Чем дольше ты будешь унижаться, тем умней ты будешь, тем больше будешь чувствовать, что ты одна.

"Ты не баловал меня, Саша. Ты давал мне понять, что жить по-своему у меня не выйдет. Ты готовил меня к самому страшному. Зачем? Затем, наверное, что знал: бросишь меня. А если я начну молить о спасении, скажешь:
- А я ведь предупреждал. Я не обманывал. Я говорил, что так может получиться.
Счастливы те, кто зазубривали, что все на свете плохо, что рыпаться бесполезно. Это от многого освобождает: от долго, от любви, от дружбы. Крепись, мол, детка, воздушных замков не бывает. Не строй их. Барахтайся - как-нибудь выплывешь.
Это называется "красиво расстаться". А если я не умею красиво? Что тогда?"

Этот месяц тянулся слишком уж долго. Может потому, что солнце не радовало - редко светило? Зима на дворе. Холодный, снежный декабрь. А может потому, что это была разлука?
Некая Валя, новая знакомая Марины, сказала ей:
- Мужчины, которые говорят, что в любви хитрить надо, нос задирают, гордятся - то не мужчины! Не привиредничай, будь доброй... Любишь - не скрывай. Это не мужик, пред которым выкобеливаться надо. Уйдет - и черт с ним!

Марине удалось побывать в Минске и заехать к своей бабушке:
- Ой, Мариночка! Золотая моя, - говорила она внучке, - ненаглядная... Что ты вдруг приехала?! А я за тебя боялась. Анечка-то поумней, та не пропадет... А ты... Сон мне плохой снился. Иду я ночью по дороге, темно, дождь, а дорога белая-белая, светится прямо... Вдруг, будто какой-то мужик кричит: "Там впереди Маринка рожает!" И я бегу-бегу, кричат вокруг. Смотрю - и правда ты на дороге стоишь. Дождь на тебя льет, волосы длинные, все мокрые, а ты стоишь сгорбившись, а глаза большие... А ты говоришь: "Не хочу! Не буду!" Я так испугалась от этого сна, хоть к вам езжай. Не было ли у тебя такого?
- Не было, бабушка...
- Правду говоришь? А ухажер есть?
- Есть.
- А Анечка как?
- Хорошо.
- Ну и хорошо. Сейчас я на тебя погадаю.
Раскинула старые карты старушка и в лице изменилась:
- Потери в прошлом у тебя. Смерть за спиной осталась. То ли умер кто, то ли за тобой ходила... Боль, обиды вижу. Слез много. Дом казенный. А впереди неопределенность. Перемены большие... - замолчала вдруг старушка. Глаза слезами наполнились.
- Что такое, бабуль? Что ты там увидела? - спросила Марина, вглядываясь в разложенные на столе карты. Мороз по коже пробежал.
Бабушка взяла в руки карту и показала ее внучке:
- Видишь этот туз пиковый?
- Вижу. И что?
- Это смерть твоя.


ГЛАВА 4

Вот и домой пора. Закончилась наконец Маринина командировка.
Саше она не звонила. Боялась звонить, что-то говорить. Приедет скоро - красивая, веселая, ласковая, истосковавшаяся по нему, заново влюбленная, простая и он все поймет.
У них есть прошлое. Целый год общего прошлого - год объятий, поцелуев, слез и горя, но так и должно быть, так бывает у всех, и это надо только пережить и не сваливать вину друг на друга. Им нельзя разойтись! Вот только гадание бабушки из головы не выходило. Единственное, что ее страшило - это перемены большие. Интуитивно она чувствовала, что будет, но до конца не хотела в это верить.
Марина любит Сашу, когда он смотрит на нее. Любит, когда сама смотрит на него. Любит, когда они складывают вместе ладонь в ладонь. Любит любить его и чувствовать, что и он любит ее.
Марина очень хочет домой! Если бы она знала, что ее там ждет, может и не рвалась бы так.

...Счастливая, красивая заходит в компанию и к ней бросается Лиля, Вика и Надя, девчонки из ее отдела.
- Наконец-то!
- Выглядишь потрясающе!
Марина кружится перед ними, хохочет, обнимает.
Тут, неожиданно напрягшимся голосом, говорит Надя:
- Мариша, ты только не расстраивайся... Ты должна знать.
марина смотрит на подругу и недоумевает: что это еще за тон?
- Это тебе будет неприятно слышать, но...
- Хватит кашу размазывать! - перебивает ее Лиля. - Короче, Саша женится.
Сказанное не совсем дошло до Марины, почти машинально она спросила:
- На ком?
- На Светке.
- Мы говорим тебе это, чтобы ты ничему не удивлялась. Мы ей тут устроили веселую жизнь. Она перевелась в другой отдел на полставки.
Марина ничего не почувствовала, даже когда увидела его: веселого, улыбчивого. Она поняла, что эта его улыбка, этот бодренький тон - для нее. Ему мало того, что он ее предал и бросил. Нужно еще доказать и показать, что это не стоило ему никаких усилий.
Марине многие оборачивались вслед. Она действительно похорошела. Марина думала о том, что теперь свободна и может выбрать себе любого мужчину. Удар, нанесенный ей, был так стремителен, что она не чувствует боли. Она почувствует ее потом...
Так как же Марине не судить тебя, Сашенька?

"Когда люди делают пакости, мне хочется объяснить это сложностью жизни. Мне хочется найти какие-то супер сложные причины, которые толкнули Сашу на это: я ведь так часто была с ним не веселой и придирчивой. Я так часто мучалась от того, что мне чего-то не хватает. Я смеялась над тобой. Это я во всем виновата!
А с другой стороны: разве ты не знал, что я люблю тебя, не был в этом уверен? Ведь ты прожил на свете на целых десять лет больше меня! Ты же должен знать, что я любила тебя не смотря ни на что! Ты же должен помнить, как я прибегала к тебе и мне было наплевать на всех - одна только радость, что мы вместе. И все, что я делала, все, что я читала, смотрела, думала - все было для тебя и о тебе. Иногда забывшись, ты начинал говорить моими словами, смотреть моими глазами.
А помнишь ли ты, как Светка отзывалась о тебе при мне? Цинично, с ненавистью... Все это она делала специально. чтобы я тебе бросила! Ты ведь не случайно оказался, нет, совсем не случайно, в тот злополучный день рождения у Светки. У "лучшей" подруги уже тогда была цель. И эта циничная баба, мать Светки, чувствовала это. Они показывали товар лицом и не ошиблись...
А может ты ее любишь? Ведь она такая молчаливая, загадочная, женственная.
Наверное, с такой женщиной тебе уютнее, чем со мной.
Как там в песне поется?
Ах, я дура, дура, дура,
Дура я проклятая!
Четыре дуры у моего Юры,
А я дура пятая!
Во! Про меня!
Я была тебе просто товарищем. А быть женщиной-загадкой, я не умею. Ну ничего. Еще научусь! Все, что произошло между нами, произошло с обоюдного согласия. Мы квиты.
Но Саша еще придет ко мне. Ну почему я так уверена в этом?!"

Предстояло что-то решать с работой. Марина предпочла уйти. Не хотела она встречаться ни с Сашей, ни со Светкой. Не надо ей такого счастья!

"Почему я думала, что так легко: "уйти"? Но я ушла. Никому не сделала плохого. Только мне плохо сделали".
Теперь Марина боится привыкнуть к разлукам. Наверное, она из тех людей, внутри которых есть земля. Она умеет выращивать цветы. Марина впускает в себя людей, в свою землю, и они прорастают внутри нее. Марина - как дерн, пронизанный корнями. И когда корни рвутся - это так больно.

На улице Марину остановил какой-то странный старичок.
- Послушай, - говорит он, - ведь это все ерунда, мало ли что было. Теперь-то нет, а? Если что-то было, а теперь этого нет, значит, этого не было.
Она пожимает плечами. Отходит. Старик подходит к другому прохожему.
- Слышь, ведь если что-то и было, а теперь нет, значит этого и не было?
- Все было! Что было, то и есть! - злобно кричит вслед старику Марина, а прохожие оборачиваются. - Было, было, - бормочит она, задыхаясь от слез, - было, было... И есть... И будет...

ГЛАВА 5

Прошло два года

Марина за это время сменила две работы. Приобрела новую подругу Люду.
Сейчас они сидели в ресторанчике и Люда выспрашивала у Марины о ее прошлой жизни.
- И почему ты думаешь, что он тебя разлюбил?
- Потому что я никогда не была в себе уверена. А он умел жить среди людей и всем им нравится.
- А тебя это не настораживает?
- Нет. Это меня и влекло к нему.
- И он так никогда и не узнал, что у вас с ним должен был быть ребенок?
- Нет... Я поступила как все.
- И что? Почувствовала себя на высоте?
- Нет. С тех пор я презираю себя, я боюсь, это никогда не пройдет...
- Ладно ты! Забудешь.
- Да как такое забыть?! Я такой дурой была! В отчаянии Светку послушала... А ей только на руку был мой аборт. Она уже тогда Сашу для себя присмотрела. Дрянь такая! Увидела бы ее сейчас - убила бы!
- А тебя Стас полюбил. Я тебе точно говорю!

Марина смогла купить себе двухкомнатную квартиру и впустила в одну комнату постояльца, кем и являлся Стас.
Вот он постучал в ее комнату и тихонько вошел:
- Марин, ты спишь?
- Сплю.
- Раз отвечаешь, значит не спишь.
- Ну, не сплю. Что еще?
- Я сегодня видел, как влюбленная пара покупала для своего ребенка ползунки и я представил, что у меня тоже есть ребенок. Что я - папа. А ты - мама.
- Что я? Мама? То есть как это?
- Ну, у тебя от меня ребенок...
- Ты, идиот, если сейчас же не замолчишь...
- Спокойной ночи!

На следующий день, совершенно неожиданно, Марина встретила Лилю, с которой раньше работали.
Та пригласила ее к себе на выходные. У Марины все равно планов не было, она согласилась прийти.
Еще на лестнице она услышала крики и шум музыки. Позвонила в дверь.
Хороший же сюрприз ее ожидал! Начать хотя бы с того, что дверь ей открыл Саша. Он-то, конечно, знал, что Марина придет, а она остолбенела. Два года ни видеть его, ни слышать и тут - бац! - встреча! Саша пошел на нее, разведя руки в разные стороны, и, как ни в чем не бывало, сжал ее в крепких объятиях до боли.
- С мороза... холодная...
И как только наглости у него хватает! Потом как-то так получилось, что они поцеловались, и Марина почувствовала что ей сегодня не сдобровать.
Выскочила Лиля и сделала вид, что не видела их объятий.
- Саша, иди в гостиную, жена волнуется, - насмешливо сказала она Саше.
Он поморщился и ушел в комнату.
- Почему ты мне не сказала, что и он здесь будет?
- Клянусь: сама не знала. Их муж пригласил.
- И Светку?!
- Ничего, скушаешь... Я же ем. Все это затеял муж мой, Кузьмин.
- Они дружат?
- Кузьмин к Сане хорошо относится. А ты, вообще-то, за два годика красавицей стала, не узнать! Стала женственной, уверенной.
Предстояло войти. Хорошо, что хоть предупреждение получено. И вкус Сашкиного поцелуя на губах - сладок запретный плод, да еще и сворованный так нагло. Как себя вести?
- Что же ты стоишь? Иди! - подтолкнула ее Лиля.
Марина вошла, как кинулась в прорубь. Ее заметили.
- О, кто пришел! - услышала Марина голос Светы.
- А, привет, - сказала Марина пренебрежительно.
Этой тетки, ( а Света за два года превратилась именно в таковую), можно не бояться, как соперницы. Понятно, Саша, что такая жена не подарочек. В отличии от Светки, Марина была стройной, красивой, обаятельной, со стройными ножками, совсем другой человек, а Светка - просто торба!
"Давай, самое время свети счеты!" - подумала Марина про себя.
- Я тут всех знаю, кажется... - начала она. - Всем привет! Давненько не виделись!
За столом говорили о любви, о мужчинах и женщинах. Марина молчала и медленно сгорала от Сашиных взглядов. Неужели никто этого не замечает?
- Он с ума сошел, - шепнула ей на ушко Лиля.
Тут голос подала Света:
- Я за свободную любовь! К черту условности! Любишь - живи, не любишь - уходи! Правда, Марина? - неожиданное обращение заставило Марину вздрогнуть.
- "...где некогда меня встречала, свободного, свободная любовь..." - сказала Марина без всякой задней мысли, а в комнате вдруг повисла тишина.
В разговор вмешался Саша:
- Моя Светуличка только говорит так, а ведь она самая верная, самая преданная у меня, - рассмеялся Саша и обнял Свету, все еще глядя в сторону Марины и с трудом отрывая от нее взгляда.
И вдруг острая ненависть пронзила ее. Так она Сашу еще никогда не ненавидела... Ревновала, ненавидела Светку, но его... И вдруг... Все эти два года Марина верила, что он просто разлюбил ее и полюбил Светку, а тут вдруг за секунду все обнажилось до такой пошлости, до такого неприличия.
- Саша, - сказала Марина.
Он посмотрел на нее с каким-то страхом. В глазах Светки было еще больше страха. Ее взгляд говорил: "Я все знаю, все знаю, только не говори вслух, не называй вещи своими именами!"
- Саша... передай салат, - в итоге произнесла Марина.
И почувствовала, как Лиля облегченно вздохнула. Все пошли танцевать. Марина с Кузьминым.
- Не стесняйтесь, ребята, - сказал им подошедший Саша, - хотите, могу свет потушить.
- А что - и потуши! - с вызовом сказала Марина.
Саша засмеялся и похлопал Кузьмина по плечу.
- Ты ее не знаешь - ведь съест!
Едва он отошел, Кузьмин сказал Марине:
- Светка Саню очень любит. Не то что предыдущая...
- А что за предыдущая?
- Сбежала с мужчиной на месяц. Бизнесвумен хренова!
- Кто это сказал?
- Он сам говорил.
- И он сказал, что от него сбежала женщина?
- Очень честный парень.
И тут Марине окончательно все стало ясно! Какая же она была дура! Когда тогда, два года назад, она уезжала в командировку на месяц, она считала Свету своей подругой, поэтому сказала ей, что не станет звонить Саше, пусть это будет проверкой чувств. И "лучшая подружка" воспользовалась шансом! Сообщила, что у Марины, якобы, роман с другим. Саша нервничал и, ясное дело, ценил ту, которая была рядом с ним в тяжелые минуты... Вот потому и согласился на брак со Светкой.
Вот черт!!!

Возвращаясь домой, на ступеньках лестницы Марина увидела сидящего Стасика.
- С кем ты была? - был его первый вопрос.
- С одними знакомыми... А что здесь сидишь?
- Тебя жду. Ты мне ключей сегодня не оставила.
- Ну тогда пошли домой.
- Нет.
- Стас, что с тобой? - Марина хотела погладить его по голове, но он резко увернулся и медленно пошел вниз по лестнице.
Мало того, что она пережила этот бредовый, пошлейший вечер, так еще и Стасик уходит.
- Не уходи... - дрожащим голосом прикрикнула она.
Марина кинулась вслед за ним и схватила его за руку:
- Зачем ты уходишь? Не уходи.
Она уже плакала и ничего не видела от слез. Потом - его горячее дыхание на щеке, легкое прикосновение губ, а когда она поняла, что он ее целует, вырываться было уже поздно. Да ей и не хотелось уже вырываться. Ей хорошо. Ну и пусть!
Ах, Сашенька... Знал бы ты, видел бы!.. Что же ты не спас тогда любимую от новой боли? Ну, ничего... Еще спасешь.

ГЛАВА 6

Марина навестила своих родителей. Мама усадила дочку на кухне и прерывисто начала говорить:
- Мариночка, я давно уже хотела тебе сказать... Береги себя, милая моя. Мало ли что было у тебя раньше, не ставь на себе крест. Забудь того негодяя! Я прошу тебя. Забудь!
- К-какого негодяя?
Мать не успела ответить, на кухню вошел отец.
- Нагулялась?! Заявилась?! Тебе нужна наша квартира?! Она не продается! Дрянь ты!..
Отец сбил Марину с ног увесистой оплеухой. Пока она поднималась с пола, он ударил ее опять и она опять упала.
- Потаскушка! Дешевка! И эту тварь я растил, отнимал у собственной дочери кусок хлеба!
- За что ты так со мной, папа?
- Пошла вон! Из-за тебя одни проблемы! Иди прочь!
- Из-за меня?! Но я же ничего...
- Да! Из-за тебя! Мне плевать на тебя! Я знаю, что говорю! Слухи о тебе разные ходят! Дрянь такая! Уйди! Уйди с глаз моих долой и чтобы я тебя больше не видел!
Отец вышел.
Марина с трудом поднялась. Как ни странно, она не чувствовала себя оскорбленной. Этот не мог ее скорбить. Все. Кончено.
- А кто... мой отец?
- Сейчас это уже не важно.

Марина вновь почувствовала боль. Ее предали самые родные люди на свете. Она гуляла до поздна под сильным снегопадом в лютый мороз и простудилась. Ее навестить явился Стас. В его искренность Марина теперь тоже не верила, поэтому выгнала из квартиры и когда он пришел к ней в гости встретила в штыки:
- Зачем явился?
- Раз ты болеешь, я решил тебя навестить. Я просто обязан...
- А я обязана тебя принимать, да?
- Нет, ты ничего мне не обязана.
- Стасик, я больна. Не отвечаю за свои поступки. Не смей приближаться ко мне!!!
- Почему ты мне не веришь и смотришь такими глазами? Я знаю, на свете много подлецов. Мы, мужики, в основном подлецы.
- Вы не подлецы. Вы - скоты. Подлецами вас называть, все равно что похвалить.
- Ты имеешь права мне недоверять, только я не вижу для этого никакой причины.
- Все имеют право на доверие или отсутствие такового. Что поделать, если в моем случае полное отсутствие.
- А ты мне поверь. Я тебя никогда не обижу. Ты хоть знаешь, что ты лучше всех? Это я тебя не стою. Но ты должна мне верить!
- Ха-ха... "Никогда не обижу!" Не смеши меня! Ха-ха...
- Выходи за меня замуж.
- Что?
- Выходи за меня.
- А что? И выйду!
Весть об этом разлетелась по родным, друзьям и близким довольно быстро.

Пока Стас искал в кармане ключ от входной двери, за ней он услышал голос Маринки. Голос был веселый, как раньше. С кем это она говорит таким голосом? Стас прислушался. Ну конечно! Называет его Сашенькой... Значит тот, бывший.
- Завтра не могу, - весело говорила она, - скоро замуж выхожу.
Представляет Стас, как приятно ей щелкнуть Сашеньку по носу. Но что значит ее ответ? Это значит, что послезавтра она сможет с ним встретиться. Очень "нравится" это Стасу! Замуж собирается за одного, а на свиданки бегает к другому. И этот другой - бывший любовник! Ну нет, девочка моя! Никуда ты не сбежишь. Ни завтра, ни послезавтра, ни-ког-да! Да и какое право имеет этот негодяй звать ее, после того, как он с ней так поступил! Марине важна не любовь Стасика, который, кстати, изменял ей с Аней, а важно, чтобы о ее счастье узнал бывший Сашенька...
Марина знала, что это между ней и Стасом - ничего быть не может. Их отношения всегда были старанными. Она знала, что у него кто-то есть. Девушка это всегда почувствует. А их отношения были, что говорится, свободными. Но свободными со строны Стаса. Марина очень хотела попробовать стать счастливой с этим человеком, но... Видимо у всех мужиков в крови изменять! А Марине хотелось чистых отношений, но увы и ах. Пора просто к этому привыкнуть. По теории вероятности, если тебе один раз упал на голову кирпич, то именно у тебя есть шанс получить во второй раз.
С другой стороны, может и не стоит жалеть? Что хорошего принес в Маришину жизнь Стас? Намного ли изменилась ее жизнь от того, что он живет у нее? Если что-то изменилось, то только в худшую сторону.
Саша, в свое время, успел не только бросить но и жениться на лучшей подруге собственной девушки! И все это за какой-то месяц Марининого отсутствия.
А Стасик... Вроде не подлец, а тоже предал.

Как-то раз возвращаясь с работы, она встретила друга Стаса и спросила у него, почему тот не на работе? Парень удивленно вскинул брови и сказал, что у них выходной. Марине стало ясно, что Стас у Ани. И что ей так не везет? Ее мужчин уводят ее же подруги! Даже злость берет! Неужели они такие идиотки, что себе найти их не могут, а могут только увести?!
Отношения с Аней у Марины, после того, как они обе узнали, что не являются родными сестрами, очень изменились. Они просто стали чужими друг другу. Соответственно, Аня не видела ничего зазорного в том, что она встречается с молодым человеком Марины.
Вечером она ждала его и старалась вести себя непринужденно, чтобы не выдать то, что знает. А ведь Стас говорил, что любит... Господи! И что она вечно вспоминает, кто и что там ей говорил! Саша тоже говорил и что?!
Пришел Стас:
- Ну, как на работе?
- Нормально.
- Чего такая грустная?
- Нездоровится. Еще не вылечилась. Если бы дома бывал почаще, знал бы об этом.
- Ой, мне тоже что-то плохо. Где у нас градусник? Я хочу измерить температуру.
Температура Стаса оказалась в норме. Он убрал градусник. Про Маринину температуру он забыл.
Утром сказал, что не идет на работу:
- Сегодня дома побуду. У меня температура, - врал Стас.
- Как хочешь, - ответила Марина, стараясь не показывать, что замечает его вранье. Откуда и какая еще температура, не стала ничего выспрашивать! Оделась и пошла на работу с температурой 38|2.
На следующий день, с самого утра, Марина послала Стаса за лекарствами в аптеку, он ушел и все не являлся. Марине тем временем становилось все хуже и хуже. Если бы она была в состоянии, то давно бы поднялась с дивана, оделась и сходила в аптеку самостоятельно. К тому же идти недалеко, всего-то завернуть за угол дома. Температура повысилась с 38|2 до 38|8. Был ужасный жар и страшная головная боль.
В этот момент раздался телефонный звонок. Из-за сильного жара, Марина плохо воспринимала все происходящее. Она не разбирала кто звонит, что спрашивает и что ей самой надо отвечать. Звонил Саша.
- Сколько времени? - спросила Марина.
- Половина девятого.
- Утра или вечера?
Голос у нее был слегка заплетающийся, сразу понятно, что больной.
- Почему о тебе никто не заботится и не положит спать?
- Обо мне некому заботиться. Был тут один -утром, или нет, днем еще, ушел в аптеку и до сих пор не вернулся. Я думаю, что он теперь никогда не вернется. А я умру. Я правда умру. Я хочу умереть. Я не хочу жить, если все так плохо. Если ни на кого нельзя положиться. Приходи теперь не на свадьбу, а на похороны, Сашенька...
Марина потеряла сознание. В это время заявился Стас и устроил настоящую сцену ревности: с битьем посуды и крушением мебели...

ГЛАВА 7

Когда пришел Саша, дверь в квартиру была открыта. Он позвал. Никто не ответил. Тогда вошел. В комнате был чудовищный кавардак. Немыслимый. Были выбиты стекла и осколки валялись по всему полу. У разбитого окна - подушка. На подоконниках тающие сугробики из снега.
И среди всего этого, на кровати, стоящей недалеко от разбитого окна, лежала Марина, а на лице у нее был тающий снег... Саша подумал: уж не мертвая ли она? Подбежал. Нет. Марина дышала. Саша не знал, за что приняться. Прежде всего заткнуть окно подушкой. Потом сунул Марине градусник, побежал на кухню, налил воды, чтобы дать запить ей лекарство. Он приводил ее в чувство долго, а потом уговаривал проглотить антигриппин. Она прошептала хрипло:
- А, Стасик, ты пришел...
Стасик так Стасик. Объяснять, кто он такой не имело смысла. Вряд ли она помнила о разговоре с Сашей. Градусник показывал 39|2. У Марины начался бред. Саша вызвал "Скорую" и присел рядом.
Все-таки Саша мастер попадать в дурацкие положения. " Что я делаю у постели этой девчонки, в чужом доме? А дома Светка... Черт! И о чем я только думаю!"
Маринино лицо пылало, но было тихим и спокойным. Бред закончился. Видимо, подействовал антибиотик.
Что же это за Стасик такой? Тот, кто пошел в аптеку и не вернулся! Как же он мог оставить Марину одну в таком хлеву, больную? Кем же это надо быть!
Саша в тот момент понял, что ему в жизни на самом деле дороже... Эта умирающая девушка, которая любила его все эти годы, а теперь нуждалась в его помощи, нуждалась в нем как никогда, а эта глупая Светка!.. Да как он мог предпочесть Светку, а не Марину?! Какой же он идиот! Что наделал!
Пришел врач:
- Ну? Что у нас? - спросил он у Саши.
- Не знаю. Скорее всего грипп. Я дал ей антигриппин, вроде стало легче. Было 39|2. Бред был.
- А что за бардак в комнате?
- Я не знаю... Я сам здесь... случайно... Пришел - окна выбиты...
- Так вы не муж?
Саша промолчал.
Врач разбудил Марину и принялся слушать:
- Всегда такой худенькой были? - спросил врач. - Дышите, не дышите, дышите...
- Нет. Похудела.
- Почему? Молчи. Не дыши.
- Работаю много.
- Понятно. Одевайтесь.
- Ну что? - подошел к постели Саша.
- Завтра утром придет машина. В больницу ей надо. Пневмония. Сейчас сделаю укол. Если хуже станет - не ждите, везите в больницу.
- Ясно.
Когда врач ушел, Саша с Мариной остались одни:
- Как ты здесь оказался?
- Ты сама мне сказала, что тебе плохо.
- Тебе, наверное, идти надо...
- Теперь уж я никуда не уйду. Одну я тебя не оставлю.
- Я не одна. Должен же прийти...
- ...Стасик?
- Хотя бы.
Дверь в комнату открылась и в комнату вошел джинсовый сопляк:
- А ты что лежишь? - обратился он к Марине.
- Жду тебя из аптеки.
- Из какой?
- Ну где ты был, оттуда и жду. А это кто?
- Это Саша.
- Какой Саша?!
Стас пялился на Сашу, а Саша на него. Саша удивился, что у того на щеке и на шее, следы яркой губной помады.
- Убирайся, - сказала Марина. - Иди куда хочешь.
Саша начал:
- И собирайся быстрей, Марине надо спать! У нее воспаление легких.
- Воспаление хитрости и нахальства!
- Собирайся! - из последних сил крикнул Саша.
Саша вышвырнул Стаса за дверь, вместе с его вещами. Стас обернулся:
- Что, доволен?
- Сотри губную помаду с морды!
- Помаду?
- Да.
- И она... видела?
- Это уже не важно. Ты ее потерял.
- Но она меня любила! Она любила и любит меня! Меня, меня, а не тебя!
- Ты не воспользовался своим шансом!
- Каким еще шансом?
- Убирайся и больше здесь не смей появляться, сопляк!
Саша захлопнул дверь, не желая больше никакого шума и крика.
В квартире рыдала Марина. Саша бросился к ней, обнял и запричитал:
- Зачем же я тогда оставил тебя? Зачем поверил в ложь, придуманную Светой? Зачем?! Я же люблю тебя. Теперь я тебя никогда не оставлю, потому что сам уже без тебя не смогу. Умру.

Утром она опять вся горела. Саша вновь дал ей лекарство. Уж не знал он, как любил ее: правильно, неправильно, но он хотел быть с ней! Саша прилег на диванчике, но заснуть не мог, да и не собирался. Марина, не смотря на снотворное, тоже не спала. Он слышал как она вздыхала и плакала в подушку. Это был сдержанный, не женский плач. Саша не мог не сочувствовать ей. Ему казалось, что когда-нибудь она будет радоваться, что поступила так, а не иначе.
Саша позвонил на работу и предупредил, что не появится.
Отвез Марину в больницу. Ему сказали ждать. А потом вынесли из приемного покоя тоненькое колечко.
- Возьмите это с собой, - сказала ему женщина в белом халате.
Саша хотел надеть колечко на палец, чтоб не потерять его, но оно не налезло ему даже на мизинец и Саша вновь как-то глупо растрогался.

ЭПИЛОГ




Когда он набрал номер и ему никто не ответил, то ему сразу стало ясно, что ее больше нет. А впереди был Питер, город ее грез. И он поехал туда сам, чтобы увидеть все собственными глазами и полюбить этот город так же, как любила она. Он непременно сделает все так, как хотела она, его любимая Мариша. Когда он ступил на петербургскую землю, сел на катер и поплыл по Неве. Ее присутствие ощущалось повсюду, в каждом храме, дворце. Город разделился на две половинки: одни по одну сторону моста, другие - по другую. Народ пил шампанское, веселился, гулял, и он нашел в себе силы улыбнуться, хотя к глазам подступали слезы. Уезжая из Петербурга, он бросил на город прощальный взгляд и понял, что ему незачем прощаться, он обязательно сюда приедет, ведь теперь этот город стал городом его грез.
Вернувшись в Москву, он попытался понять, почему же она была так помешана на столице, и в конце концов убедился в том, что она действительно никогда не смогла бы жить в другом городе. Город бил пульсом событий, оглушал водопадом информации. Саша без труда нашел ее любимый бар "Лакантина", заказал МАХИТО, которое так любила Марина и стал просто вспоминать о ней. Мариша здесь сидела очень часто!
Интересно, а где именно было ее любимое место?
Погуляв по Манежной площади, он вернулся в своей, уже давно ставший неуютным, дом.
Он вошел в кабинет и включил диск с любимой музыкой Марины Erice.
- С каких это пор ты слушаешь это? Включи что-нибудь нормальное.
Саша повернул голову, рядом стояла жена. Она не любит этого исполнителя и не пьет МАХИТО. Он вообще не знает, что она любит. Он уже давно устал от этой женщины, но теперь не было никакого желания что-то менять. Не бойся ничего менять в этой жизни, говорила Марина, но он боялся. Существует такое понятие, как усталость в браке, говорят, со временем пройдет.
Может быть. Время покажет.
Все его знакомые мечтали съездить в Египет, жена - в Париж, но он молчал. Уж он-то знал, какой город на свете самый красивый. Это был город их грез, город их общей, так и не состоявшейся мечты. Нет, с женой он поедет куда угодно, но только не в Питер, это его город, его и Маришин.
- Что ж, жизнь продолжается. Надо жить.
Так уж получается, что все в мире не вечны...

Мне кажется - еще ни я, ни вы
не обладаем даром воскрешенья.
Нельзя с чужою жизнью ошибаться,
когда, ошибшись, воскресить нельзя...
Евгений Евтушенко

07 декабря 2007 года 19:20:18