Змеиное урочище

Александр Парфёнов Ржевский
               



Живем, суетимся, ищем чего-то нового, неизведанного. И не замечаем, что рядом есть такие места — глаз не отвести! Может быть, «замылился» он, наш глаз, и не воспринимает красоту так, как видят ее приезжие…
Для краткосрочного выезда на природу или, как сейчас говорят, «на шашлык», под Ржевом много мест. Как только припечет солнышко, горожане, кто пешком, кто на транспорте, спешат на любимую Волгу: снять дневную усталость, окунуться в прохладу великой реки. Автор этих строк не исключение.
Все же у каждого из нас есть такое местечко, которое он считает заветным и по мере возможности отправляется именно туда на «релаксацию» . У меня это - Змеиное урочище на реке Держа в Зубцовском районе.
Когда увидел в первый раз, долго не мог прийти в себя: или я в каком-то сказочном государстве, или посредством телепортации переместился на Урал? Небольшая речушка Держа течет то тихо и спокойно, то бурно, как через пороги, преодолевая свалившиеся со скалистых берегов камни. В ширину всего от пяти до десяти метров, Держа не такая простая, как кажется на первый взгляд. Где-то ее можно перейти, и вода будет по колено, а есть омуты, где и дна не достать. Рыба в реке водится, и отдыхающие при некоторой усидчивости с долей везения могут обеспечить себя ухой.
Но славится урочище не только тихой симпатичной речушкой. Даже, я бы сказал, не столько. Основная красота — это высоченные, поросшые соснами, березами и отчасти елями известковые берега-скалы. Приезжаешь — и вспоминаются кадры из старого фильма «Угрюм-река». Кстати, именно здесь они и снимались. Отправляться сюда без фотоаппарата не рекомендуется — будете сожалеть до следующего визита. Здесь столько  красивых местечек, что даже приезжающим впервые не стоит заморачиваться для поиска нужного пейзажа — к каждому месту сюжетного снимка протоптана тропочка. Иди по ней — не ошибешься: шедевр обеспечен. Кстати, великолепное место для пленэра художников!
Спросите, почему такое название — «Змеиное урочище»? Историю не знаю, но, по моим личным наблюдениям и предположениям, «урочищем» называют большую поляну-полуостров, спрятавшуюся среди высоких скалистых берегов. А «змеиное» почему? Расскажу прямо сейчас.  Когда в первый раз приехали сюда с детьми, взрослые наслаждались неведомой ранее красотой, а ребятишки, невзирая на предупреждающие крики, с восторженным визгом покоряли первые в жизни «эвересты». Говорят, если об опасности не знать, она и не случится, а кто чего боится — то и приключится. Нам о змеях тогда никто ничего не сказал. Наверное, посчитали, что мы и сами знаем. В общем, три года ездили, змей не видели. И только потом, когда случайно об этом услышали, были изрядно шокированы — ужаль ребенка змея, не сразу сообразили бы, что делать. А в этом году увидели в урочище змей собственными глазами.
Поездка проходила по обычному сценарию — по дороге купание в Курьковском святом источнике и заезд на любимое место. Кстати, об источнике. В его водах обнаружили серебро. Говорят, в расположенной рядом деревне люди испокон веков не имели понятия, что такое язва желудка. А еще прославился он во время Великой Отечественной войны. Неподалеку от источника был расположен советский госпиталь. Санитарки стирали бывшие в употреблении бинты в кристально чистой воде и, сами того не подозревая, в два раза быстрее ставили в строй солдат, потому что серебро хорошо заживляет раны. Приписывают источнику и чудодейственные свойства при зачатии.
Местные жители говорят, что бывший министр иностранных дел Андрей Козырев, имеющий дачу неподалеку от Курькова, очень хотел иметь детей, да жена никак не могла зачать. Искупалась она в источнике и в тот же год понесла. Научно не доказано, а если даже и совпадение, для местных жителей приятное — такой важной в прошлом персоне помогли с наследником.
От источника до урочища рукой подать, правда, если на машине. Да и для пеших туристов тоже недалеко, если напрямик, минут двадцать ходу.
Приехали на полуостров — наше место не занято. Жарко. Но купание в источнике и свежий воздух делают свое — аппетит нагуляли все, поэтому первое застолье обходится без шашлыка и чая на костре — сыр и колбаса с огуречно -помидорным салатом уничтожаются моментально.
После небольшого отдыха начинаем готовиться к ужину. Первая забота — дрова. Учитывая постоянную посещаемость этих мест, за дровами приходится идти вверх, на скалистую гору, и переправляться на другую сторону реки, где бобры свалили, но не смогли осилить и утащить несколько деревьев.
Пока ходили за дровами, на наш берег подкатила подвыпившая компания на «Жигуленке» с московскими номерами. Трое молодых людей и две девушки, скорее всего, не собирались здесь долго задерживаться. Они не ставили палатку, не раскладывали «скатерть-самобранку». Просто приехали побеситься. И это у них получилось.
Непонятно, каким образом, одному из москвичей удалось на камне поймать маленькую гадюку. Он был несказанно счастлив: «Засушу и привезу домой!» Второй, хоть и был пьянее первого, но сообразил: «Дружбану подфартило, с природы трофеи привезет». И стал лазать по окрестным скалам в поисках сувенира. Ему повезло больше — в расселине молодой москвич обнаружил целый клубок змей. «Они на меня шипят!» — обрадованно сообщил парень своим товарищам и попытался прутиком достать себе сувенир.
Но, видимо, нешуточная угроза смертоносного клубка вкупе с увещеванием друзей  и подруг дали положительные результаты. Москвич от зубцовских гадов отстал и вернулся полюбоваться на единственный пойманный экземпляр.
За суетой мы не заметили, как они уехали восвояси. Однако встреча с заезжими москвичами положила начало нашему очному знакомству с опасными обитателями Змеиного урочища, о которых раньше  мы только слышали.
Съели шашлык. Стемнело. Из разноголосья прилетевших на весеннее -летнее гнездовье птиц выделялся немузыкальными криками коростель-дергач. Сначала неистово, прямо напротив нашей палатки, орал один, потом к нему присоединился другой. Пока они соревновались, кто кого перекричит, мы не могли заснуть. И только далеко за полночь птахи угомонились… Чтобы в четыре часа утра вновь заорать прямо у палатки.
Наши попытки, раз уж не спим, порыбачить, не удались по двум причинам. Первая — не клевало совсем, и вторая — несметные полчища комаров моментально облепляли наши беззащитные тела. Коростель тем временем одумался и перестал «петь», мы вернулись в палатку и кое-как заснули до восьми.
Подчинившись птице, мы встали и раздули так и не потухший до конца костер. Заготовка дров, шашлык, очередное любование красотами этих мест. Жаль, что в хорошую погоду не дают дополнительные выходные с целью компенсации за прожитую с неудобствами зиму.
Надо возвращаться. Завтра на работу. Я буду вспоминать тебя, Змеиное урочище! И не только осматривая сделанные в этой поездке фотографии. Просто полюбил тебя. Навсегда!
2004