Просматривая хронику

Николай Тернавский
                Просматривая хронику

Люди; стоят какие-то люди. Вот выходит франтовитый мужчина средних лет, стоит в центре, подбоченившись. Чувство  своего превосходства над другими, осознание огромной значимости в лице. Кто он? Вероятно, Чертков – секретарь Льва Толстого… Камера скользит по толпе: женщины, подростки, мужчины, но где же он – главный виновник съемок? Вот мелькнула в толпе фигура в длинной рубашке на выпуск, седая борода, камера проехала словно невзначай, отыскивая более колоритные личности. Выхватила барышень, вернулась к еще довольно крепкому старику, задержалась на несколько мгновений. Простота внешнего вида поражает. Нет это не наигранная простота – естественная. Скромность, некоторое любопытство, не желание высовываться и эта удивительная неспешность. Заметно его желание избежать центральной экспозиции. Но этот прищур сверкающих бриллиантами глаз.
Граф Толстой как никто другой умевший обнажать свою душу (зачем?..) на бумаге, не хотел раскрываться перед камерой. Почему?.. Он всем видом показывал, что такой же простой, как все прочие, в том числе окружавшие его люди, человек.
Глядя на это лицо  с мужицким носом-картошкой, седой бородой и прищуром этих светящихся умом глаз, вдруг отчетливо понимаешь, что Россия, русская культура и нация именно в Толстом, Пушкине, Бунине, Чехове… Что без них ее нет, просто не существует, даже с именами и деяниями царей, включая Ивана Грозного и Петра Первого.