Неизвестный Израиль. 6. Иерусалим

Нина Рождественская
Иерусалим – духовная столица мира. В нем есть сила, которую каждый человек ощущает по-своему.
Иногда евреев спрашивают: почему вы не строите Третий Храм?
И действительно это странно. Ведь Храм всегда был святыней и духовным центром, на которых держался Израиль. После разрушения Первого Храма евреи попали в Вавилонский плен. После разрушения Второго Храма они были рассеяны по всему земному шару, и это рассеяние (Галут) длилось 2000 лет. И вот теперь, когда существует новое государство Израиль, казалось бы, самое время начать строительство Третьего Храма, но этого не происходит. Почему? Попробуем разобраться, но для этого нам нужно обратиться к истории.

ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ

Храм – Бейт а-Микдаш (иврит) – «Дом святости» - являлся центром духовной жизни еврейского народа между Х веком до нашей эры и 1 веком нашей эры. Храм располагался на Храмовой горе в Иерусалиме.

Первый Храм (Храм Соломона): 950 – 586г. до н.э.

Согласно Библии, после Исхода евреев из Египта, временным Храмом служила переносная Скиния с Ковчегом Завета. После завоевания Ханаана Скинию неоднократно переносили с места на место в Земле Израиля. Царь Давид  завоевал столицу иевусеев Иерусалим и торжественно перенес Ковчег Завета – символ присутствия Бога – в город, не принадлежавший никому из колен Израиля и бывший в личном владении царя. Тем самым царь Давид превратил столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась вся религиозная жизнь всех 12 колен Израиля. За годы своего правления царь Давид произвел значительные приготовления к строительству Храма. Он купил гору Мориа, где воздвиг жертвенник Богу Израиля. Своему сыну Соломону Давид передал разработанный им, совместно с Верховным судом (Синедрионом), план Храма. Соломон приступил к строительству Храма на четвертый год своего правления. Строительство длилось семь лет. Ковчег Завета был торжественно установлен в Святая Святых. Празднование освещения Храма длилось 14 дней.
В 586 году до н.э. вавилоняне захватили Иерусалим и разрушили Храм до основания. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Ковчег Завета при этом был утерян.     Тоска по Иерусалиму, которую испытывали евреи в Вавилонском плену, особенно ярко и поэтично отражена в 137 псалме: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. На вербах посреди его повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней и притеснители наши – веселия: «пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя».

Второй Храм (Храм Зоровавеля): 516 – 20 в. до н.э.

В 538 году до нашей эры, после завоевании Вавилонии, персидский царь Кир великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский Храм, разрушенный вавилонским царем Навуходоносором. Работы по восстановлению Храма велись под руководством Зоровавеля, который был потомком царя Давида. Работы по завершению Храма были закончены в 516 году до нашей эры, через 70 лет после разрушения Первого Храма. Когда, после завоевания Александра Македонского, Иудея попала под власть греков, эллинические цари относились к Храму с уважением и посылали туда богатые дары. Отношение резко изменилось во время правления Антиоха 1У Епифана. В 169 году он ворвался на территорию Храма и конфисковал драгоценные храмовые сосуды. Через два года он осквернил Храм, установив там алтарь Зевсу Олимпийскому. Во время восстания Маккавеев, Иуда Маккавей очистил Храм от языческой скверны и отремонтировал его.
Впоследствии Второй Храм постигли новые удары. Когда в 63 г. до н.э. Помпей, после трехлетней осады, овладел Иерусалимом, римляне взяли штурмом укрепленный Храм в день Искупления (Йом Кипур), покрыв его дворы многочисленными трупами. Помпей со своей свитой вступил в Святая Святых, но не тронул священной утвари и храмовой казны. При завоевании Иерусалима Иродом, несколько колонн Храма были сожжены и дворы Храма залиты кровью защищавших его. Тем не менее, дальнейшее осквернение Храма Иродом было остановлено.

Второй Храм (Храм Ирода): 20 в. до н.э. – 70 в. н. э.

Примерно в середине своего царствования Ирод принял решение о реконструкции Храмовой горы и перестройке самого Храма. У Ирода было честолюбивое желание создать себе в истории славу царя Соломона. Объем работ был колоссальный, и они продолжались 9,5 лет. Работы по отделке и доработке отдельных частей продолжались еще долгое время после Ирода. Строительство было окончательно завершено только при Агриппе Втором, то есть за 6 лет до разрушения Храма римлянами в семидесятом году.
Внешний вид Храма Иосиф Флавий описывает так: «Внешний вид Храма представлял все, что только может восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, приехавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел».(Иосиф Флавий, «Иудейская война У, 5:6). Тем не менее, Храм Ирода не стал Третьим Храмом, а продолжал называться Вторым  Иерусалимским Храмом.
Храмовая гора и Храм не только были сердцем Иерусалима эпохи Второго Храма, но и служили центром духовной жизни всей еврейской нации.
Начало антиримского восстания 66-73гг. (Иудейская война) ознаменовалось прекращением регулярных жертв за благополучие римского императора. При подавлении этого восстания римская армия, во главе с Титом, осадила Иерусалим. С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг Храма. Осада и бои за город длились 5 месяцев. Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной Храмового дворца, не увенчались успехом, пока 9 Ава (9августа) Тит не приказал поджечь Храмовые ворота. Храм запылал. Удерживавшие Храм повстанцы сражались до конца и, когда пламя охватило здание, многие из них бросались в огонь. Храм горел 10 дней, и к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины. Храмовая гора была распахана. В плен к римлянам попало почти 100 тысяч человек. Общее число погибших от меча, голода и истощения, по словам Иосифа Флавия, составило около 1 миллиона 100 тысяч.
Разрушение Второго Храма произошло в тот же день, 9 Ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона.

Будет ли построен Третий Храм?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, хотелось бы коснуться современной истории Иерусалима.
     В результате Войны за Независимость Израиль захватил Иерусалимский коридор и Западный Иерусалим. Эта первая война современного Израиля была навязана ему, как и все последующие войны, и началась на следующий день после провозглашения государства Израиль. В результате Шестидневной войны 1967 года под контроль Израиля попали Иерусалимский старый город и Восточный Иерусалим. В ходе тяжелых боев израильские солдаты освободили святой город и вышли к древней святыне еврейского народа – Западной стене, которая когда-то окружала Иерусалимский Храм. Две тысячи лет повторяли евреи, как заклинание: «В следующем году в Иерусалиме!» - и вот этот день настал. 28 ияра был объявлен Днем освобождения и воссоединения Иерусалима. К сожалению, этот праздник отмечается только в Иерусалиме и не является нерабочим днем. 

Согласно еврейской традиции, Храм будет восстановлен с приходом Мессии на прежнем месте, на Храмовой горе в Иерусалиме, и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.
Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Талмудическая традиция говорит, что, когда Храм был разрушен, все небесные врата закрылись, кроме одних, ворот слез, и Западная стена, оставшаяся от Второго Храма, получила название «Стена плача», так как слезы всех евреев, оплакивающих Храм, проливаются здесь. Сюда прибывает масса людей. Принято думать, что записка с просьбой, положенная в Стену плача, будет обязательно «прочитана» и желание сбудется. Однако Стена плача  символизирует силу преодоления человеческого эгоизма. И только об этом нужно молиться, стоя около нее. Если же желание человека направлено на что-то другое, то стена просто будет стеной, и просьба останется без ответа.
Именно человеческий эгоизм мешает построению Третьего Храма. Еврейский народ, который должен стать «народом священников», пока не выполняет свою миссию. Разобщенность, которая существует между самим народом Израиля, гораздо большая опасность, чем очередное арабское нашествие. Народ должен «проснуться» и ощутить себя единым целым, как было у горы Синай, когда весь народ, стоящий вокруг Моисея, воскликнул: «Сделаем и услышим!»
Только когда человек построит Храм в своем сердце, станет возможным материальное построение Храма на Земле.

БААЛЬ СУЛАМ
(РАВ ИЕГУДА АШЛАГ)

В Иерусалиме находится могила последнего величайшего каббалиста Бааль Сулама (рава Иегуды Ашлага).
Рав Иегуда Ашлаг родился в Варшаве в 1884 году. Семен Винокур в своем киноромане «Каббалист» описывает, что уже в 5 лет Юда (Иегуда) пытался понять, зачем он живет, и в 5 лет на него буквально «упала»  книга «Зоар». Мы не знаем, как это было на самом деле, но у Винокура это описано красиво: «Юда… со стоном и отчаянием бьет кулаком по стене. Тонкая стенка дрожит от удара. Вздрагивают книжные полки над кроватью, и сверху начинает медленно падать книга. Как огромная птица с белыми крыльями, книга падает на Юду,  шевеля листами… Юда осторожно поднимает книгу над собой и держит ее на вытянутых руках. Губы его шевелятся и слышен его шепот: «И сказал Он: кто пожелает войти ко Мне, пусть это будут первые врата ко Мне. Кто войдет этими вратами, тот войдет…».
Уже в детстве Иегуда Ашлаг поражал своих наставников феноменальной памятью и блестящим знанием всех основополагающих книг по иудаизму. Он также прочитал в оригинале произведения выдающихся философов, среди которых Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Маркс. Впоследствии он сравнивает их взгляды с позицией науки каббала в своих статьях.
Будучи великой душой, Ашлаг мог видеть то, что не видели другие. Он знал, что на евреев Европы обрушатся огромные несчастья и пытался сделать все возможное, чтобы перевезти еврейскую общину из Польши в Палестину.
В одной из своих статей Арон Сорский пишет о том, что Иегуда Ашлаг «…попытался организовать большую группу из 300 семей, чтобы поселиться в стране обетованной. Его идея началась осуществляться: нашлись земельные участки, и уже заказали сборные домики в Швеции. Все было готово к отъезду, но враждебные силы расстроили задуманное».
В результате Иегуда Ашлаг, лишенный должности раввина и с позором изгнанный из общины, в 1921 году вместе с семьей прибыл в Палестину. Ашлаг знал, что Гитлер придет к власти и какое несчастье это принесет его соотечественникам, и уже из Палестины он продолжает слать письма и призывать евреев Европы приехать в Палестину. В ответ на его голову сыпались проклятья и обвинения во всех тяжких грехах. Пройдет немного времени и то, о чем говорил Ашлаг, осуществится. Из Варшавского гетто придет к нему письмо с последним приветом и просьбой о прощении: «Здравствуй, непризнанный нами, великий рав Ашлаг. Мы пишем тебе из боли и пустоты, с края отчаяния…  И не потому, что нам тяжело, тяжело сейчас всем. А потому, что мы виноваты перед тобой и всем нашим народом. Ты умолял нас услышать тебя, а мы были глухи и полны негодования… Мы гнали тебя и проклинали, слепые, глухие безумцы. И вот мы здесь, запертые в гетто, бесправные и бездомные. Здесь наши дети, родные, все евреи Польши здесь. И все это происходит из-за нас, наполненной гордыней, преступников. Ты оказался прав… на нас вся ответственность за то, что произойдет с нашим народом, и с этим ощущением невозможно жить…» (Семен Винокур. Кинороман «Каббалист»).
Находясь в Палестине, Ашлаг пытается на практике реализовать свое предназначение: раскрыть науку каббала миру. Он пишет статьи: «Время действовать», «Поручительство», «Мир». Он начинает выпуск газеты «Народ», но рава Ашлага обвиняют в коммунистической пропаганде и запрещают выпуск газеты.
Несмотря на неимоверные сложности – политические, экономические, денежные -  Ашлагу удалось написать и издать такие свои труды, как «Учение десяти сфирот» (6 томов) и комментарий к книге «Зоар» - «Перуш Сулам» («Сулам» означает – лестница). По словам самого рава Ашлага, он назвал «этот комментарий «Сулам» - поскольку у него такое же предназначение, как у лестницы: если перед тобой прекрасная вершина, то, чтобы подняться к ней и обрести все сокровища мира, не хватает лишь лестницы». После выхода в свет комментария к книге «Зоар» Ашлаг получил имя Бааль Сулам (буквально: «владеющий лестницей» в духовный мир). Так принято у каббалистов – называть  человека не по имени собственному, а по его наивысшему достижению.
Великий каббалист ХХ века Бааль Сулам скончался в 1954 году. Как и было раньше с великими каббалистами прошлого, часть его произведений была спрятана, часть сожжена, а часть издана. Его произведения продолжают публиковаться и теперь. Так одна из книг Бааль Сулама «Труды о последнем поколении», была сравнительно недавно расшифрована и издана.
Я позволю себе привести здесь два фрагмента из этой книги. Первый фрагмент касается объяснения, зачем нужно читать каббалистические книги. И действительно, может сказать читатель, зачем это нужно? Ну, жили мы без каббалы, проживем как-нибудь и дальше. Вот как об этом пишет Бааль Сулам:
«Существует притча о группе людей, которые заблудились в пустыне и страдали от голода и жажды. Один из них нашел наполненную всеми благами обитель и вспомнил тогда о своих несчастных собратьях. Однако он уже настолько удалился от них, что не знал, где они находятся. Что же он сделал? Стал громко кричать и трубить в рог – может быть, несчастные голодные товарищи услышат его голос, приблизятся к нему и тоже войдут в эту обитель, полную всяких благ.
Та же картина лежит и перед нами. Мы заблудились в ужасной пустыне вместе со всем человечеством, и теперь нашли сокровищницу, полную всех благ. Речь идет о хранящихся в этой сокровищнице каббалистических книгах, которые питают наши жаждущие души, наполняя нас живительным нектаром и упоением, пока мы не насыщаемся полностью. И все же мы помним о наших товарищах, оставшихся в ужасной пустыне… Однако велико расстояние между нами и не доносятся друг до друга голоса. А потому приготовили мы этот «рог», чтобы громко вострубить – может быть, услышат нас наши братья, приблизятся к нам и будут счастливы, как мы…
Откройте эти книги, и вы найдете там все добрые распорядки жизни, которые раскроются в конце дней. Из этих книг вы получите  хороший урок того, как и сегодня расставить по местам вещи, касающиеся этого мира. У нас есть возможность изучать историю прошлого, и, исходя из нее, исправлять историю будущего».
Второй фрагмент из книги касается такого понятия, как «контакт с Творцом». Для нашего скептического, материалистического и атеистического поколения само это понятие кажется абсурдным, так как ежели Творца нет, то контакт с Ним может быть только у тех, кто, мягко говоря, не в себе. В каббале есть такое понятие, как гематрия. Это числовое значение ивритских слов. Так вот гематрия слов «природа» и «Творец» одно и то же. Это означает, что существует низшая материальная природа, которую мы воспринимаем, но есть и высшая природа, для восприятия которой необходимо развить шестой орган чувств.
«Массы представляют себе, что тот, у кого есть контакт с Творцом, это человек… стоящий над природой, что следует бояться разговора с ним, и уж во всяком случае, нахождения вблизи него. Ибо таково человеческое естество: бояться всего, что вне рамок природы творения…
Однако на деле это не так. Более того, нет ничего естественнее, чем достижение контакта с Творцом, ибо Ему принадлежит вся природа. В действительности, у каждого создания есть контакт со своим Создателем, как сказано: «Полна вся земля славой Его» - однако оно не знает и не ощущает этого. Работнику Творца, удостаивающемуся контакта с Ним, добавляется одно лишь знание. К примеру, у человека в кармане лежит драгоценность, а он об этом не знает. И вот, кто-то подходит и сообщает ему об этом. Теперь он действительно разбогател, и, вместе с тем, здесь нет для него ничего нового, ибо в подлинной реальности не произошло никаких изменений».


«Последним поколением» Бааль Сулам называл наше поколение. Именно нашему поколению предстоит построить «Храм в душе», что приведет к спасению человечества от тех бед, которые ему предсказаны. Это приведет к возрождению духовного Иерусалима и рождению на Земле нового духовного Человека.