И вот опять я на войне, теперь не наяву, а лишь во

Оксана Колабская
                посвящается   памяти Лащенко Александра Ефимовича

Память - удивительная и, пожалуй, единственная способность человека сохранить прошедшее.  Такая память глубока и монолитна. «Объект ее житейски недостижим, и она всегда связана с любовью", - писал литературный критик В.Непомнящий в своей книге о А.С.Пушкине.  Поэтому прошедшее с невероятной силой влияет на нас,  сегодняшних, раскрывает уровень наших идеалов, независимо от того, хотим мы этого или не хотим. И ответственность, возложенная на нас,   возрастает, ибо прошедшее уже не может «поправить» нас.    Таким чудесным  образом эта память «творит нас, строит нашу жизнь…» Она объединяет нас, запертых в отдельных не только квартирах, но даже комнатах этих квартир. У каждого свои проблемы, свои заботы…


Часто ли мы сейчас вспоминаем о войне?.. И не просто вспоминаем, а задумываемся  о тех, которым пришлось пережить  ужасы и несчастья  страшной человеческой трагедии,  которой оборачивается любая война… Часто ли пытаемся найти в своей душе уголок для сочувствия и понимания этих мужественных людей, видевших столько страданий, смертей, крови и, несмотря  ни на что,  сумевших сохранить  в себе самое дорогое – способность любить и прощать. Они живут рядом с нами…  герои войны…  И современной страшной, жестокой…  И той далекой для нас  войны, которую называют Великой Отечественной… Нельзя забывать, нельзя равнодушничать, ибо,  когда забываешь о войне – начинается новая… Неужели мы забыли!? Возможно ли это? Ведь   и в наши дни гибнут и гибнут на бесконечных войнах  мальчишки, недавно закончившие школу…
К сожалению, многие из нас (я имею в виду наше молодое поколение) могут признаться, что о войне  вспоминают  с вежливым равнодушием, чтобы удовлетворить свое   чувство долга  перед павшими, потому что так принято, так нужно. Но что значит этот долг без Любви?! 
С Александром Ефимовичем Лащенко  я познакомилась в центре детского творчества «Логос» на вечере, посвященном Дню Военно-морского флота. Все и взрослые, и ребята были потрясены его страстным рассказом о том, как  восемнадцатилетним мальчишкой начал он свой военный путь.
«Я как и многие тогда юноши  и девушки добровольно вступил в ряды Красной армии, когда началась война.  С первых месяцев я служил  в 109-м батальоне связи, в последствии преобразованном в  109-й отдельный полк связи, в котором и прошел весь боевой путь от Москвы до Берлина. В начале осени 1941 года мы попали в окружение. Та осень была на редкость холодная. Зима с обильными снегами наступила быстро. Были трескучие морозы, а мы в летнем обмундировании вели ожесточенные бои, сдерживая натиск до зубов вооруженного противника.  Хорошо помню то место, где мы начали прорыв. Мы его назвали «Долиной смерти». До того страшной была картина боя. Взрывы, грохот, крики раненных: «Не бросайте, братцы…» И немцы уже совсем рядом орут: «Иван сдавайся, Русь капут!» Тут и произошел первый для меня –  для многих сразу и последний -     рукопашный бой. До сих пор помню голос майора Урмилова: «Тот, кто любит Родину, кто предан Сталину, вперед!»  Этот бой - самое страшное, что мне когда-либо приходилось видеть на войне. Бой был скоротечный – всего  пять-десять минут. Но чего стоили нам эти минуты – передать трудно...»
 Чем больше я слушала его рассказ, тем сильнее ощущала  какую-то особенную теплоту в себе. Я вдруг поняла, что удалось сделать для нас всего лишь  за  двадцать минут своего рассказа этому восьмидесятилетнему старику! Да его и стариком то назвать нельзя – до того у него душа молодая,  словно светится в ней что-то!   Именно  этот свой   огонек он передал тогда нам, внимательно слушавшим… Ибо сердце его, прошедшее, наверное,  через все ужасы войны, не огрубело, а, наоборот, стало мягче, добрее… Поэтому  не забудется его рассказ и о страшном колодце с заминированными детскими трупами в белорусской деревне, о битве на Курской дуге, и под Орлом, и за Рогачев,  Минск, Гомель, Жлобин, Бобруйск… Не забудется и то, как кормили наши солдаты берлинских  ребятишек, спасая их от голодной смерти…   
«Приходишь, бывало, на кухню и видишь – сидит кто-нибудь из наших, а на коленях у него немецкий малец. И за обе щеки уплетают щи или кашу из одного котелка. Прямо сердце радуется…»

А как удивительна и чудесна  история встречи Александра Ефимовича  с будущей своей женой – Людмилой Ефремовной, с которой так и прожили вместе всю жизнь, не расставаясь… У него даже стихи недавно по этому поводу сложились:   
 «А с Люсей встретился я случайно и недавно,
С тех пор прошло совсем немного – всего полсотни лет.
И до сих пор нам светит свет, который нам тогда зажгли
Те обстоятельства войны…»
« Произошло это в самом начале войны во время отступления. Когда мы вышли из окружения, то оказались  в районе  Куликова поля около какого-то жилого поселка. Зашли мы в  первый  дом, чтобы обменять что-нибудь на еду.  Нас  встретила пожилая женщина. Тогда она нам – мальчишкам бабушкой показалась. Я увидел в  красном углу иконы и поклонился. Она заметила. Покормила нас, все ребята  стали  благодарить и прощаться, а меня она попросила остаться. Взяла мою левую руку и начала рассказывать удивительные вещи - что было с нашей семьей до войны.  Я был потрясен! «Откуда вы это все знаете?» -  «По руке твоей вижу!, - говорит.  - У тебя есть Ангел-Хранитель». -  «А где он?» -  « За спиной…» Я повернулся, смотрю – никакого Ангела нет! А она смеется: «Ну что ты! Тебе этого видеть не дано. Ты пойдешь воевать опять, но к маме своей вернешься живой.  Потому что ты родился в «рубашечке».
А ведь это действительно так! Я родился в  такой пленочке, которую и называют «рубашкой» И мать моя все время ее потом носила на груди. Она спасла ее от многих несчастий.
Так вот, потом эта женщина и говорит: «На войне ты встретишь свою жену.  Ты получишь бумагу из города Москвы. С этого и начнутся ваши отношения. А теперь иди с Богом». Перекрестила меня и проводила.
За четыре года войны не раз я был рядом со смертью. Но всегда мне везло. Что-то меня спасало. Я приезжал после войны к этой женщине, но ее уже не было в живых. Мне соседи сказали, что ждала она какого-то солдата, так  и не дождалась…
А мне действительно пришло из Москвы письмо. Адреса тех, кому никто не писал – та территория была оккупирована – передали  девчатам на завод «Красный пролетарий». И в начале 1942 года мне написала незнакомая девушка. Мы начали переписываться. 
«Я был на страшной той войне, и никогда не снилось мне,
 Что мне на фронт письмо придёт и жизнь мою перевернет.
И я ответил с фронта ей: «Подругой верной будь моей!»
И Люся пишет мне письмо: «Все будет, будет хорошо!
Покрепче там фашистов бей и приезжай ко мне скорей!»
А в одном из боев меня крепко поранило. И я попал в Москву в 5 городскую больницу на  Большой Калужской улице – ныне Ленинский проспект. А Люся  после работы, как и многие девушки тогда, приходила именно в этот  госпиталь помогать медсестрам. Тут мы и встретились… Девчонки тут крик подняли: «Люся своего жениха нашла!» Мы договорились, если жив останусь, то после войны поженимся…  Потом я вернулся с фронта…
«Я помню тот весенний вечер – морозец легкий и снежок…
Стоял в шинели я солдатской на крылечке
И рядом был со мной Люсек…»
Прошло более полувека, и я часто задаю себе вопрос -     «А было ли все это?»...

              Александр Ефимович Лащенко умер  17 ноября 2003 года. Уходят старики, но остаемся мы… И теперь только от нас зависит – сумеем ли сберечь тот их огонек…    И, может быть, когда-нибудь тоже будем вправе задать себе вопрос: «А было ли все это?»…