Еще раз о войне

Василий Коростелев
Мне посчастливилось разговаривать со многими людьми пережившими войну. Отец моего друга зенитчик рассказывал, как в 44 они выбивали с литовских хуторов, аковцев и "лесных братьев". По рассказам моего деда я представил обстановку при первой попытке отбить Керчь. Когда он был назначен батальонным комиссаром в грузинскую дивизию. Слабо обученные ребята при виде танков просто ударились в панику и почти все полегли, а отбивали атаку, как раз единицы умудренных жизнью людей вроде моего деда. Потом при отступлении дед был ранен осколками от авиабомбы и целый год валялся по госпиталям. В 44 его комиссовали...
Но более всего меня поразили рассказы моего сослуживца по работе. В 41 он попал на Ленинградский фронт и практически пережил всю самую страшную для жителей зиму 41-42 года.
Матвей Никитич старался с иронией относиться к собственной жизни. Короче был приколистом и любил предоставить новоприбывшим на работу (особенно молодым девочкам) пощупать свой череп иногда, для большего эффекта вынимал из глазницы стеклянный глаз. (говорю, как есть). Дело в том, что ему осколком снесло четверть черепа и глаз он потерял именно тогда.
- Ты думаешь Вась немцы охотились за начальством? Да оно им и нахрен не уперлось. Они на разведенный дым охотились, то бишь на полевые кухни.Немец не дурак понимал, что в городе с подвозом продуктов и так было хреново, а тут лишишь целое подразделение обеда и Вася-кот. Какая война на голодный желудок? Дело в том, что Никитич был поваром и попал как раз под точное попадание снаряда в кухню.
- А как же жители? спрашивал я, они вообще 125 граммами хлеба за сутки в зиму прибавлялись?
- Да что говорить? отмахивался старик. Как идешь по городу, трупы, трупы ... и у всех ягодицы вырезаны.
- Это почему?
А только на ягодицах мясо и оставалось, жрал народ мертвечину.
- Ну ни хрена себе! Ты дед часом не заливаешь? - невольно спросил я и усмотрев встречный укоризненый взгляд тут же поправился. Наверное самое трудное время для тебя выпало?
- Самое трудное время наступило после демобилизации под чистую. Жена из письма узнала, когда я приеду и встретила, на последние деньги купив картохи, хлеба, водки. Все запасы потратила. Бутылка водки и буханка хлеба на черном рынке тогда стоили по 500 рублей. А в месяц как служащая она зарабатывала 120. - Ладно Вась кончай перекур, пора работать, седня получка... расстревожил ты мне все нутро, пойду в магазин, "Агдамчику" приобрету...
На следующий день дед впервые не пришел за полчаса до работы. С Володькой Хитровым, тоже нашим товарищем по работе, они так нажрались, что дед потерял вставную челюсть. Но придя все так же отнесся ко всему прошедшему безобразию с оптимизмом. Сверкал очками и легким бланшем заполученным от супруги и улыбался беззубо детской улыбкой... Царствия тебе небесного Матвей Никитьевич...