Афганская рапсодия. часть 2. братья по несчастью

Людмила Козлова Кузнецова
Лейтенант очнулся, слева увидел облупленную стену каменного  барака, справа на небольшом отдалении -  резко пахнущую  помойку. Он долго не мог понять, где находится. Наконец, сообразил, что барак- это кухня  в лагере бандитов. Толстая цепь, укреплённая в кольце на каменной стене, длиной около метра - это его поводок, как у собаки. Цепь держит  лейтенанта за правую ногу.
Левой ноги ниже колена не было. Вместо неё - культя, обмотанная  грязными тряпками. Тяжёлая тоска  страшным грузом навалилась, как медведь. Душа завыла, заплакала беззвучно и невидимо. Колючий вопрос выплыл из глубин сознания - как и зачем он выжил? Лучше смерть, чем жизнь инвалида, цепь и рабство. Но невозможным фантастическим светом сознание нарисовало образ улыбающейся юной девушки. Из глубин далёких и недостижимых теперь пространств  прошелестело милое имя – Шехерезада.
Открылась дверь кухни, оттуда вывалился человек в лохмотьях, несущий ведро помоев. Взглянув в сторону лейтенанта, он остановился, оглянулся назад–на кухонный барак, поставив  ведро, приблизился к лейтенанту. 
-Я  русский… пленный, - шепотом  сказал он. – Ты пролежал здесь месяц. Я думал, что умрёшь – температура, бред, потеря крови, инфекция. Но ты – молодец. Я поил тебя и даже кормил. Они это разрешили. Теперь нас двое. Мы всё равно уйдём отсюда. Сейчас принесу  тебе пить и есть.
С быстротой и ловкостью дикого  зверя, парень подхватил ведро, вылил  помои и исчез за дверью барака. Через  пять минут он появился снова, неся    воду в кувшинчике и кусок лепёшки.
-Делай вид пока, что ты без сознания. Несколько дней подкормишься. Потом придётся сказать, что ты очнулся. Наверное, заставят делать какую-то работу. Я пошёл.
И парень исчез в недрах кухонного строения. Лейтенант выпил воду, отломил маленький кусочек лепёшки, медленно разжевал его. Больше нельзя  - будет плохо после голодания. Закрыв глаза, лейтенант как будто провалился в небытие – это был сон оживающего организма, сон от слабости и в то же время - врачующий истощённые клетки. Парень - повар через несколько минут выскочил из барака, забрал кувшин, остаток лепёшки и, молча, исчез.
Так прошло пять дней. За это время лейтенант узнал, что парня зовут Виктор, что они земляки– родом он из Новосибирска. Виктор рассказал, как он глупо попал в плен - отошёл за скалы по нужде. Пуштумы, словно ждали его в этом месте. Связали, затащили в пещеры, долго вели по каким-то каменным лабиринтам. Потом вышли наружу, везли его на лошадях двое суток, и так он оказался здесь.
Для начала его избивали целую неделю, заставляли принять ислам. Когда согласился, отправили работать на кухне. Показали расправу с лейтенантом, предупредили, что с ним будет то же, если побежит. На шестой день Виктор сообщил бандитам о лейтенанте. Тут же явился худой чернокожий пуштум и сказал: "Оружейный барак… Ты знаешь эту работу. Будешь на цепи." Лейтенанта заставили ползти вместе с громоздкой цепью до оружейного барака. Там его приковали к стене, и он вернулся к своему  прежнему занятию.