Кутии - народ воин. Ч. 7

Кудряшов Николай
               Образование и развитие культуры «народа икс».   


   Период формирования двух культур в одну прошёл очень быстро и с самого начала имел синкретический характер. Доминирующее положение оказалось за металлургами коневодами, а прототунгусам была отведена второстепенная подчинённая роль. Объединение двух совершенно разнообразных культур, резко отличающихся друг от друга могло произойти только в силу угрозы их исчезновения. Начало и середина 2 тыс. до н.э. как раз пришлось на момент распада старых этнокультурных объединений не только в Восточной Сибири, но и во многих других регионах Евразии. Для сохранения своего этнокультурного генофонда на обломках старых культур образовывались новые, причем механизмы складывания ряда новых культур не совсем понятны. Таким образом, в предгорьях Алтая встретились две различные генетически культуры представлявшие осколки некогда более могущественных этнических культур. Прототунгусы (глазковцы), видимо осколок гипотетического древнего сибирского этноса теоретически реконструируемого рядом исследователей; а «народ икс» осколок другого, возможно достаточно окультуренного этноса передовыми цивилизациями древних культур. Такой синтез принёс принципиально новую культурную общность, которая с самого начала проявила агрессивный характер. Этому способствовала в первую очередь металлургия, металлурги обеих культур объединив свои знания и оказавшись в зоне Алтайских рудных месторождений воплотили всё своё мастерство и фантазии в опытах литья металла. Причём инициаторами опытов видимо выступили металлурги «народа икс» при работе с незнакомым до этого момента им оловом. Результаты оказались впечатляющими, было создано бронзовое совершенных форм оружие, которым не пользовались другие народы. Основу изготовления бронзы составлял сплав меди и олова. Оловорудные месторождения довольно редки и наличие их в Рудном Алтае оказалось находкой для искусных металлургов «народа икс». Были разработаны          совершенно новые технологии в металлургии и металлообработке.
Весь бронзовый инвентарь составляли три основные категории — кельты, наконечники копий и ножи-кинжалы не встречающиеся ни в одной другой синхронной культуре.
   Кельты отличались резко выраженными ребрами жесткости, ограничивающими фаску. Лезвие по сравнению со втулкой расширено. Венчик втулки не имеет массивного валика присущего для балкано-карпатских и центральноазиатских орудий. Орудий карасукского типа. Все орудия других культур северной половины Евразии являются подражанием, зачастую весьма высокого качества.
   Наиболее типичным видом среди наконечников копий являлись так называемые вильчатые, встречающиеся только в этой культуре. Изготавливались также пластинчатые ножи разные по длине и форме. Наиболее известными считаются ножи-кинжалы с металлическими рукоятками, украшенные фигурками людей, лошадей и баранов.
   Металлурги вновь возникшей культуры занимали с самого начала привилегированное положение. Связанные с сакральным характером металлургии, вообще производство металла и тем более оружия всегда носило отпечаток таинственности и религиозно-мистического поклонения. Изготавливая сплав металлурги сопровождали его различными заклинаниями и обрядами. К тому же тайны изготовления металла мастерами держались в тайне, в которую посвящались лишь избранные обычно по родовой линии. Сама община   металлургов по этой причине была закрытой, в которой строго хранились и оберегались секреты их мастерства. Доступ извне был не только строго ограничен, но по существу невозможен. В силу такой закрытости и таинственности к металлургам во всех древнейших цивилизациях было двоякое отношение. Одно из них: металл и металлург — две ипостаси сверхъестественного, доступного только избранным; они создатели цивилизации, так как без металла и металлурга не будет столь прочных и нужных изделий. Другое отношение связано с негативной стороной, металлургов боялись так как считали их носителями опасных сил связанных с колдовством, а всё непонятное и таинственное опасно, следовательно они порождение злых сил. Не зря наверно что при набегах одними из первых уничтожались металлурги — создатели оружия.
   Социальная структура вновь созданного общества была довольно сложная. Различия в способах захоронения, в погребальном инвентаре позволяют говорить о продолжающихся традициях и о сохранении обособленности металлургов-коневодов и прототунгусов. Захоронения первых содержат бронзовый инвентарь и предметы украшений. Чем богаче захоронение тем выше был социальный статус погребённого. Видимо существовала строгая военная иерархия, что для воинственных народов присуще. Воины-прототунгусы занимали в этой структуре самую низшую ступень. Их погребения содержат в основном каменное и кремневое оружие. Параллели которого находят в южных и восточносибирских культурах того времени, соотносимых с прототунгусами. Отличительная черта их орудий - вкладышевая техника и наконечники стрел с прямым основанием. Ещё одной отличительной чертой погребений прототунгусов и металлургов-коневодов являются нефритовые украшения — кольца, причём нефрит имеет восточносибирское происхождение.
   Социальная структура новой культуры с момента образования имела клановый, а возможно и кастовый характер. На верху общественной лестницы находилась военная верхушка металлургов-коневодов, допуск в которую был скорее всего ограничен как для металлургов-коневодов и тем более прототунгусов. Хотя нельзя исключить вероятность вхождения изначально в элитный слой управляющей верхушки прототунгусов.
   Сложившаяся социальная структура в дальнейшем не претерпевала существенных изменений на протяжении всей истории существования «народа икс». За каждым кланом или кастой закреплялись раз и навсегда установленные функции и обязанности. О закрытости кастовой системы свидетельствует следующий факт: бронзовое оружие никогда ни под каким предлогом не передавалось, не только аборигенам завоёванных территорий, но и прототунгусам. Владеть бронзовым оружием имели право только исконные металлурги-коневоды. Особую группу, как уже отмечалось, составляли металлурги. Их захоронения отдельно от других групп общества ещё раз подтверждают сакральность деятельности металлургов.
   Точкой отсчёта движения народа металлургов-коневодов по тысячекилометровым пространствам Северной Евразии является первая треть 17 века до н.э. Их экспансия была стремительна, и в силу явного превосходства в вооружении и средствах передвижения победоносна. По болотистой территории Западной Сибири передвижение проходило в основном по рекам, вниз по течению. Перевалив через Уральский хребет вторглись в Восточную Европу уже на колесницах и верхом на лошадях. Их численность была невелика, об этом свидетельствуют малочисленные металлические находки связанные с ними. Но именно благодаря находкам появляется возможность определить пути движения и места основных районов их влияния. Один из которых Ростовка находится близ Омска на левом берегу реки Омы, правого притока Иртыша, а три других крупных могильника — Сейма, Турбино и Решное — в Восточной Европе. Вообще же следы их проникновения известны в пределах от Монголии до Южной Финляндии и Прибалтики.
   Говоря об археологических памятниках, а это только могильники — некрополи, нельзя не отметить одну деталь: чем восточнее располагается памятник тем он моложе, а должно быть наоборот. Такое утверждение подтверждает доля оловянных бронз полученная в Алтайских рудниках, она намного выше доли мышьяковых бронз с Урала в изготовленных орудиях.
   Движение металла происходило исключительно с востока на запад: от Алтая до Урала и затем на восточноевропейское пространство.
   Во время своего движения по Западной Сибири «народ икс» видимо не встретил серьёзного сопротивления, местное аборигенное население находилось в неолите и по существу не имело значительных племенных объединений способных оказать отпор. Да и сильно заболоченная местность Западной Сибири не способствовала образованию крупных племенных союзов. Объединение Самусьской культурной общности произошло позднее.
   В Западной Сибири находится некрополь в посёлке Ростовка. Его принадлежность «народу икс» не вызывает серьёзных сомнений. Здесь встречено большое количество находок связанных с ними: бронзовые кельты, наконечники копий, ножи, кинжалы; каменные наконечники стрел, вкладышевые ножи, пластины и т.п.; нефритовые и хрустальные бусы, и другие ценные украшения.
   Особенностью Ростовки являются захоронения мастеров-металлургов. В могильнике отмечена ещё одна очень своеобразная особенность: в древности многие могилы были подвергнуты преднамеренному разрушению. Разорение могил производилось не с целью грабежа, а для отмщения. В раскопанных погребениях встречены разбитые черепа, разрушенные останки верхних частей туловища. Столь необычный способ мести мог быть вызван только глубокой ненавистью к «народу икс». Местное население самусьцев настолько было задавлено властью завоевателей, что и после их исчезновения неприминуло возможностью отомстить даже мертвецам. Хотя если вспомнить захоронения в Ганьсу, то деформация черепа у погребённого признак культуры тохар. Есть и другие неясности: 1) хронологически памятник относят к концу 14 века до н.э., а появление культуры «народа икс» определено выше первой третью 17 века до н.э.; 2) культурная привязка этого памятника относительна, некрополь находился на стыке трёх культур — кротовской (с большим сомнением соотносимой с протоуграми), самусьской (протокеты) и степной (скорее всего петровской — ираноязычной).
   Поздняя датировка памятника и отсутствие других известных крупных могильников «народа икс» на территории Западной Сибири позволяет сделать предположение, что Ростовскинский могильник появился на излёте существования культуры «народа икс» когда часть его вернулась из Восточной Европы и застала вновь образовавшуюся в их отсутствие самусьскую культурную общность. Объединённую, в том числе и на чувстве неприятия завоевателей. Хотя в культурном отношении в сфере металлообработки ставшую преемницей своих завоевателей. Следовательно, исходя из хронологии существования самусьской культурной общности — 16- 14 вв. до н.э. И временем исчезновения «народа икс» с исторической арены 15 (возможно 14) век до н.э., можно предположить что какое-то время оба народа сосуществовали одновременно, причём самусьцы были и политически, и экономически подчинены «народу икс».
   С появлением угорских и ираноязычных (андроновских, петровских) племён, самусьцам удалось освободиться из под ига завоевателей в конце 15 — начале 14 вв. до н.э. Однако под ударами всё тех же угорских и андроновских племён, завоевавшая независимость и возможно стоявшая на пороге образования государственности самусьская культурная общность (протокетская) распадается и прекращает своё существование приблизительно в конце 14 века до н.э. Следы же «народа икс» в Северной Евразии пропадают несколько ранее. Возможно, что в определённый отрезок времени оба народа объединили свои усилия против новых пришельцев и Ростовскинский могильник является памятником как раз того времени, отражая в себе черты «уважения» к «народу икс» и после его исчезновения, черты ненависти. Однако опять это пресловутое «но», всё вышесказанное о Ростовскинском некрополе верно только в увязке с датировкой 14 века до н.э., что не является фактом. Если функционирование могильника происходило на столетие раньше в 15 веке до н.э., то виновником исчезновения (окончательного) «народа икс» могут быть только одни самусьцы. Косвенно данная версия подтверждается уходом в 15 веке до н.э. с этой территории кротовцев (о них несколько позже). Тогда вполне объяснимым становится преднамеренное разрушение могил и ненавистное отношение к погребённым.
   Центром распространения влияния «народа икс» на территории самусьсцев была, скорее всего, местность связанная с могильными  комплексами Сопка 2 и Омска.
   Вообще продвижение «народа икс» по Западной Сибири отмечено лишь небольшими некрополями и единичными захоронениями. Следовательно движение вплоть до Среднего Урала и переход Уральских гор не сопровождался серьёзными столкновениями с аборигенами. Но оказавшись в Приуралье и на равнинах Восточной Европы они встретили серьёзное сопротивление со стороны протофинских и протобалтских, и возможно протогерманских (балановская культура) племён.
   Начиная с Уральского региона к «народу икс» стали присоединяться отряды представителей абашевской и срубной культур. Включение групп абашевцев и срубников в свой состав было обусловлено необходимым усилением военной мощи и восполнением людских потерь в боевых действиях.
   У абашевцев и срубников было исключительное право делать погребения своих сородичей на племенных кладбищах «народа икс». Это говорит о достаточно высоком статусе абашевцев и срубников в клановой среде «народа икс». Однако даже им никогда не передавалось бронзовое оружие «народа икс». Такой запрет предполагает существование сакрального отношения к оружию. И в тоже время оружие, видимо, никогда не являлось личной собственностью воинов и принадлежало к общеплеменной собственности. Наличие бронзового оружия в могилах может свидетельствовать о высоком статусе  и  авторитете воинов, а также о их заслугах и героизме в боях.
   Нельзя не сказать несколько слов об отношении к оружию, а точнее ножу-кинжалу и позднее мечу. Святость меча известна со времён скифов. Воткнутый, обнажённый меч в землю являлся для них символом бога войны, властелина их земель и кочевий. Гунн Аттила свои притязания на власть обосновал своим обладанием мечом, который был найден пастухом на пастбище. Когда же Аттила взял в руки меч, то он превратился в символ власти, это был знак богоизбранности — когда-то потерянный в далёкие времена меч вновь обрёл своего хозяина, великого вождя, а это знак благоволения небес и богов. Для германцев меч — это продолжение его владельца. Меч имеет личностную характеристику, он имеет свои желания и притязания; меч свят и на нём приносят присягу. Приведённые примеры как нельзя лучше свидетельствуют, что в древности личное оружие — меч, могли иметь только великие вожди и герои, воины прославленные в битвах. Меч мог быть дарован в личную собственность только за большие заслуги перед соплеменниками.
   Были ли бронзовые кинжалы сакральны для «народа икс»? Видимо, да. Зачатки такого отношения к оружию уже существовали в их среде. В могильниках нередки находки кинжалов воткнутых в боковину могилы; либо остриём вверх, либо вниз. Загнанные в землю кинжалы различными концами отражают вероятно некоторые мистические верования.
   Включение абашевцев и срубников в свою среду несомненно усилило отряды «народа икс». Абашевцы и срубники были прекрасными коневодами, имели отличные колесницы, и очень быстро усвоили навыки верховой езды и ведения боя на коне. Возможно обучение верховой езде входило в договор, по которому абашевцы и срубники обязаны были проходить обучение в походах «народа икс».


http://www.proza.ru/2011/05/14/1017