Страницы из дневника. Новые подруги. 1962г

Дмитрий Ромашевский
 15 января

   Прошли каникулы, и не было в них никаких интересных событий. Я каталась на лыжах в женином свитере, вернее в том свитере, что он привёз мне из Багдада. Он, конечно, очень красивый, просто шикарный для нашего города. Когда вернулась и чистила лыжи возле подъезда, бабы обозвали меня стилягой. Ещё я ходила в театр на «Маскарад» Лермонтова, на пьесу Арбузова «Потерянный сын» и на «Левониху на орбите» не помню кого. Посмотрела английский фильм «Смех в раю» и итальянский фильм-оперу «Аида».  Какая замечательная музыка! Какой красивый фильм. Шла домой, и внутри меня всё звучала эта музыка, эти голоса…
   В городе эпидемия гриппа, и все ждут закрытия школы на карантин.

29 апреля.

  Как долго я не писала! За это время произошло много событий.
  К нам приезжали наши дети. Неля, жена брата, должна была ехать в Нальчик, в санаторий, а Петя и Галочка - пожить у нас. Месяц прошёл очень интересно и радостно, хоть и утомительно для бабушки. Петя подрос, стал непослушным и задиристым.  Он рассказал мне, что влюблён в девочку по фамилии Пильник, и они решили пожениться, когда вырастут. А пока ему только 6 лет.  Петя много врёт, и из-за этого мы с ним ссорились.
  Галочка – очень приятная девочка. Кажется, у неё хороший слух, она поёт песни, услышанные по радио. Особенно смешно у неё получается куплет из фильма  «Человек-
 амфибия»:   «Эй, моряк! Ты слишком долго плавал!»
   Вернувшись с курорта, Неля много рассказывала мне о Кабардино-Балкарии, о странных обычаях народа этой республики строить дома с тремя входами – для мужчин, женщин и гостей. Если мужчина протанцевал три танца с женщиной, то он уже имеет на неё право. Ещё она говорила, что там страшно ходить одной, потому что много бандитизма.
   Но вот Неля уехала и увезла детей с черепахой, которую я купила и подарила Пете.

   В тёплое весеннее воскресенье я  отправилась на дачу.   Совершенно одна я сидела в лесу с книгой. О, как это хорошо, когда весна уже в разгаре и когда сидишь на земле, чуть покрытой молодой травкой и  вокруг так много фиалок, и птицы поют, и  уже жаркое солнце обливает тебя своими лучами! Хочется чего-то неопределённого, ещё более прекрасного и чтобы подольше было это солнце, птицы, фиалки… Когда станет трудно, я, наверное, буду вспоминать это счастливое утро, и мне будет жаль, что оно прошло, и захочется снова радости и солнца.

  Вчера был первомайский вечер в школе.  Встретила там Безносова. Он подарил мне свою фотокарточку, а другую просил передать Стрелке. Показался он мне каким-то неумным и недобрым.
   Ушла с вечера я рано, потому что мне вдруг стало плохо, паршиво на душе. Только вошла в квартиру, как началась страшная рвота. Ночью ни я, ни родители не спали. Милая моя мамочка! Как я тебя люблю! Как сильно!

6 мая

   Вчера я играла на концерте для родителей. В зале было всего несколько старичков – двенадцать человек; но я, как всегда, очень волновалась.
   Прочла «Идиота» Достоевского. Как сказал Райкин: «Вот это тема! Она меня волнует…»
   Летом, может быть, наш класс поедет в Судак. Как бы мне хотелось побыть на море!

 5 июня.

    В последний день учёбы мы пришли в школу в форме,  стояли на линейке, Мария Григорьевна сказала нам напутственную речь, первоклассники дали последний звонок и дарили нам цветы. Лена Позднякова даже заплакала. Потом все пошли в кино. Всё было хорошо; но мне почему-то не хочется писать про это.

   Заниматься мы кончили и теперь ходим работать – идёт месяц «трудовой практики». Как смешно это называется!  Сначала собирались послать нас в колхоз на прополку кукурузы, потом говорили, что будет организован трудовой лагерь, где мы будем жить и работать (мне романтично представились палатки посреди поля), в конце концов мы узнали, что нас оставят в городе работать на стройке нашей школы, к ней пристраивается спортивный зал и мастерские для уроков труда.
  Вот уже вторая неделя, как мы работаем. В первые дни было  жарко, и работали мы мало,
когда пошли дожди мы стали работать гораздо больше – рыли какую-то канаву.

  28 августа

   Как прошло моё лето? Да никак.  Очень скучно и серо. Поступила в новую школу. Что-то меня туда не тянет. Летом с мамой ездила в Ессентуки. И ничего от этого не осталось. Всё пусто.
    Как трудно жить, когда тебя никто не любит и ты никого не любишь! Мама сказала, что я всю жизнь проведу в одиночестве, что это уже сейчас видно.  Я не верю этому. Сегодня ночью я видела чудный сон: кто-то целовал меня, и мне это было так приятно; поцелуи были нежными, чуть ощутимыми, и было очень грустно.
 Если бы ещё увидеть этот сладкий печальный сон! Если бы ещё!..
 Полюбит ли меня кто-нибудь? Полюблю ли я?

31 августа.

  Вчера ходила в новую школу. Впечатление гадкое.
  Дома, на кухне почему-то заговорили с соседкой о донских казаках. Вышел её муж, и мы заспорили с ним о Григории Мелихове и Мишке Кошевом. Какой же тупой  этот Николай! Уму непостижимо.
   Вечером во дворе встретили со Светкой Борьку. Пришёл Кандыль. Было весело.

1 сентября

  Вот я уже девятиклассница, совсем взрослая девушка. Теперь нас так называют – девушками и юношами.
  Ночью часто просыпалась и смотрела на часы – боялась опоздать. Ещё бы! новая школа.
   С час мы стояли во дворе на холоде раздетыми, слушали речи. Потом ждали, когда можно будет войти в здание. Была страшная толкотня. Когда поднимались по лестнице, десятиклассники советовали нам вытирать ноги. Я говорила: «Обязательно», а Наташке сказала, чтобы она не огрызалась.



                1963-й год.

28 февраля

   Вот и опять пишу дневник. Уже совсем, было, решила бросить. Прочла недавно подлинный дневник  московской школьницы и студентки Нины Костериной, погибшей во время войны. Читала с захватывающим интересом. Мама говорит, что эта девочка похожа на меня. Мне трудно об этом судить; но, перечитывая глупые страницы своего дневника, я нашла нечто общее с тем, что писала она.

  У Стрелки 23 февраля родилась сестрёнка, кажется, назовут её Иринкой.
   В школе очень плохо с математикой.
   У меня новая подруга Лера Точилина. Правда, это слово «подруга» не очень подходит к нашим отношениям, лучше было бы сказать «приятельница». Её старший брат Лёва сначала показался мне очень умным и интересным человеком, но уже через пару дней я в нём полностью разочаровалась. Я поняла, что он – просто шалопай, и плюс к его детскому
шалопайству есть в нём и циничность, и пошлость, и он бравирует этим. В семье Точилиных пошлость гуляет, как лёгкий ветер, и мне уже не странно, что Лера может так небрежно и свысока относиться ко всему самому, животворящему и святому на земле. С раннего возраста она разговаривала с братом на самые разные недетские темы, подглядывала ночью вместе с ним за родителями.
  Она рассказала мне, что, когда она была ещё маленькой, брат лишил её невинности, и эти отношения продолжались какое-то время, пока он не разболтал о них приятелям- мальчишкам. Спросила, осуждаю ли я её. Нет, не осуждаю! Она не виновата. Виноват брат, ведь тогда ей было всего 7 лет. Хотелось поддержать, успокоить её.
   Однажды мы заспорили с ней о Настасье Филипповне. Меня потрясло то, что она говорила.   
    Лера, Лера! Ты же не злая. Как можешь ты говорить такое? Какое право ты имеешь судить её? Ведь она выше, чище тебя. Она страдает!

    Болею гриппом. Думала, что девочки не придут. К моей радости и удивлению пришли сразу трое:  Ната Поливайко, Наташа Сидорчук и Николашка.
  Ната – близкая подруга Леры. Мне кажется, что она просто влюбилась в меня. Она – совершенный ребёнок! Мне она нравится. В противоположность Лере она отзывчивая и добрая.
   Лера тоже была влюблена в меня в начале учебного года: ходила за мной по пятам,  помогала по математике и, вообще, была в восторге от меня, говорила, что я – красивая, хоть это и неверно, заботилась обо мне, даже за мелом бегала для меня, когда я стояла у доски. Но эта любовь быстро остыла. Она начала искать во мне недостатки. Это было несложно.
  Ну вот, Лера и не пришла, хоть должна была бы прийти скорей всего она. Пришла Ната. Она некрасива. У неё большой нос, светлые, плохо остриженные волосы, голубые глаза, нос, как у молодого Тургенева.
   Жду лета. У родителей Наты тоже есть домик недалеко от нашей дачи. Может быть, будем отдыхать там вместе.
   Одна из моих отрицательных черт – это нетерпимое отношение к недостаткам других людей. Дневник Нины Костериной меня многому научил. Как мне хочется быть такой, как она!