1942 год. Люфтваффе. Аэрофотосъемка Баку

Генадий Леонов
            Об авианалетах Люфтваффе на Баку я начал писать в статье «1942 год. Баку и Люфтваффе» (http://www.proza.ru/2010/11/18/1399). Там я привел свидетельства очевидцев о единственном прорыве самолета-разведчика непосредственно к городу Баку.

            В дальнейшем у меня возник вопрос, можно ли найти фотоснимки, сделанные разведчиком? Ведь не ради праздного любопытства был совершен этот полет. И аэрофотоснимки Баку нашлись! При этом  выяснилось,  что утверждения очевидцев (включая и рассказы моих родителей) оказались не совсем верными. Вернее будет сказать, что этот случай был единственно известным только для них. Что и понятно в силу существовавшей ранее системы всеобщей бдительности и секретности.

            Как оказалось, вражеская авиация была очень частым гостем Баку. Очерк пришлось подвергнуть серьезнейшему uprade.

            По данным [1] все аэрофотоматериалы Люфтваффе хранились в военном архиве в Кобленце и в конце войны попали к американцам. Однако, сохранились только бумажные снимки – при вывозе документов из Германии баржа, груженная негативами, по неизвестным причинам затонула.

            Сейчас трофейные аэрофотоснимки утратили для военных какое-либо значение, и они стали появляться на страницах Интернета.

            И вот на одном из сайтов [2] мне встретились аэрофотоснимки 1942 года города Баку, после изучения которых  написана данная статья. Скорее всего,  эти снимки не являются единственными. По мере нахождения новых документов  тема может быть продолжена.

            Прежде чем перейти непосредственно к событиям, документально подтвержденным аэрофотоснимками, рассмотрим другие свидетельства налетов на Баку.

            В 1941 году, перед самой войной «В июне Зигфрид Кнемейер на Ju-88, оснащенном двигателями BMW 801, взлетая с аэродрома Балчик, на болгарском побережье Черного моря, совершил несколько полетов в район Крымского перешейка и Севастополя. Кроме того, он выполнил один сверхдальний разведывательный рейд в район нефтепромыслов около Баку. Кнемейер пересек Черное море, пролетел над северо-восточными районами Турции, Арменией, Азербайджаном и благополучно вернулся обратно. Его несколько раз пытались перехватить советские истребители, но, не имея турбонагнетателей, они не могли набрать высоту 9000 м, на которой летел «Юнкерс»…

            …Рейды к Баку затем совершались и с аэродрома Николаево, расположенного около болгарского г. Пловдив. При этом пропали без вести несколько самолетов из 4-й эскадрильи Aufkl.Gr.Ob.d.L. Так, среди них был Ju-88DW.Nr.0672, «K9+WH», который не вернулся обратно 31.01.1942 г. Еще один «Юнкерс» был сбит над Баку советским истребителем 14.08.1942 г» [3].

            Но из этого свидетельства неясно,  прорывались ли разведчики непосредственно к Баку. «Район нефтепромыслов около Баку» и «Рейды к Баку» - эти фразы слишком расплывчаты. В Энциклопедии «Уголок неба» приводится информация, что Ju-88DW.Nr.0672,«K9+WH» действительно имел цель – Баку, но не указано место, где его сбили, и был ли он над Баку.

            А 14 августа Юнкерс  Ju-88 был сбит не над Баку, а в районе Хачмаса.

            Теперь перейду к найденным документам. По имеющимся на них  литерам   однозначно определено, что часть из них сделана 3(F)./Aufkl.Gr.121 (3-й эскадрильей  121 авиагруппы дальней разведки), которая базировалась [4]:

            с августа 1941 года до февраля 1942 года – в городе Николаев,

            с февраля до августа 1942 года – в городе Запорожье,

            с августа до декабря 1942 года – в городе Краснодар.


            Еще одна часть аэрофотоснимком сделана 2(F)./Ob.d.L (2-ой эскадрильей Группы дальних разведчиков Ob.d.L).

            По данным аэрофотоснимков определены и даты полетов над Баку:

            1) 4 мая 1942 года, 10 часов 52 минуты по Берлинскому времени или в 12 часов 52 минуты по местному, 2(F)./Ob.d.L

            2) 9 сентября 1942 года, время не определено,

            3) 22 сентября 1942 года, 11 часов 40 минут по Берлинскому времени или в 13 часов 40 минут по местному, 3(F)./Aufkl.Gr.121.

            4-м случаем следует считать полет 14 августа 1942 года – самолетом Ju-88, сбитым, вероятно на обратном пути, под Хачмасом (аэрофотоснимки по причине гибели самолета не сохранились), 2(F)./Ob.d.L


            Для наглядности привожу соответствующие схемы. На них помимо точек  съемки  указаны зоны действия батарей радиусом 6 км., что соответствует досягаемости  бывших на вооружении в Бакинском ПВО 76,2 мм зенитных орудий по высоте  – 9,25 км.
   
            Здесь указаны далеко не все зенитные батареи, а только те, что были выявлены  аэрофотосъемкой. И к ним мной добавлены еще три (как безусловно известные): в Нагорном парке, на бульваре и на площади Бельвью, что на привокзальной горе.
 
            Как видно, неприкрытых зенитным огнем зон над Баку не было, а в районе Черного города, где сосредоточились нефтеперерабатывающие заводы и иные предприятия, плотность батарей просто огромна! И тем не менее, отдельные полеты самолетов  над Баку заканчивались вполне благополучно для их экипажей. В противном случае указанных аэрофотоснимков просто бы не существовало.


            На первой схеме отмечены полеты 4-го мая и 9 сентября.

            4-го мая 1942 года с высоты примерно 5,5 км. фотоаппаратом с фокусным расстоянием f=201,59 были засняты Кишлинский аэродром - Baku I, находящийся рядом авиационный завод №458,  нефтеперерабатывающие заводы в Черном городе и расположение зенитных батарей.

            9-го сентября 1942 года объектива разведчика запечатлел цель SU 10 15 – аэродром Baku VI, находящийся в поселке Бина. Судя по фото, аэродром находился не только по левую сторону шоссе Баку-Мардакяны, где находится современный аэропорт, но и по правую сторону от шоссе. Наличие целого палаточного городка (не менее полусотни палаток) свидетельствует о том, что здесь располагался полевой аэродром противовоздушной обороны. А  тщательный разбор и  детализация строений и укрытий именно участка по правую сторону шоссе свидетельствует о повышенном интересе командования вермахта к нему.
 

            Отдельного рассмотрения заслуживает полет 22 сентября 1942 года (на второй схеме).

            Наличие пронумерованных кадров позволило восстановить маршрут полета разведчика, сделавшего фотоаппаратом с фокусным расстоянием  f=753,3 серию снимков с высоты  7 километров.

            Самолет зашел с севера развернулся над бульваром и улетел на север-запад. В объектив разведчика последовательно попали следующие цели: Сальянские казармы, центр города, порт,  железнодорожный узел,  нефтеперерабатывающие заводы, Кишлинский аэродром.


            Среди аэрофотоснимков есть еще два, снятые  с очень низкой высоты. Но, к сожалению, вся информация для идентификации их даты на фото оказалась обрезанной.


Источники информации:

[1] http://www.vrn-histpage.ru/page.php?Page=38 

[2]WWII AERIAL PHOTOS MAPS

[3] М. Зефиров, Д. Дёгтев, Н. Баженов «Самолеты-призраки Третьего Рейха. Секретные операции Люфтваффе»( )

[4] http://www.ww2.dk/air/recon/aufkl121.htm