Пасхальная радость

Людмила Либерцева
Пасхальная радость – это особое, благодатное состояние души, рождаемое в кульминационный момент пасхального богослужения и пасхального Причастия Святых Христовых Тайн. Словами эту радость трудно передать, потому что это - не обычное человеческое чувство, а состояние благодатное, мистическое, всеохватывающее, которым может наделить человека только Бог. Эта непостижимая радость овладевает не только сердцем, а всем существом человека.

На Пасху быть на службе, да еще за городом вдали от дома случилось мне один лишь раз в жизни. В то время сынок у меня был еще маленький совсем и сон для меня был важен, я уставала, или уже тогда по немощи не выдерживала ночных бдений, так, что  бывала на грани обморока. Но поехали многие, и я рискнула.

И вот тихая ночь, где-то далеко фонарь и немного звезд...
Все выходят из храма со свечами и спускаются к пустынной дороге. Батюшка в окружении мужчин в светлых ризах с хоругвями и иконами, подсвечники мерцают, и ночь кажется еще темнее. И мы идём крестным ходом и холодок меж лопаток. Минуты отделяют нас от полночи, дышится легко, воздух свежий и чистый, какой бывает только вдали от города и машин.

Мы замерли у входа - у запечатанного гроба Спасителя. И в этот момент наступает 12 часов ночи и звучит тропарь: "Христос воскресе из мертвых,  смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!" И такой радостный возглас батюшки: "Христос воскресе!!!"
Тут же грянуло в ответ ликующее: "Воистину воскресе!"

И что-то случилось такое внутри, сердце точно прыгает, как в самые счастливые минуты детства. И все христосуются, и я стою в смущении, но и ко мне походят сестры и мы христосуемся...
Но вот и Заутреня переходит в Пасхальную литургию, и я вздрагиваю оттого, что подкашиваются ноги, что вижу какие-то обрывки сна, и таращу глаза.
Светлеет высокое оконце и я встречаюсь своим мутнеющим взглядом с глазами Нерукотворного Спаса, и Он улыбается мне одними глазами.
Улыбаются складки возле глаз Его, искрится радостью взор. Он подбадривает меня, прогоняя мой сон, и я отвечаю каким-то необъяснимым чувством со-радости, переходящим во внутреннее ликующее чувство нашего с Ним единения.
Наши глаза улыбаются друг другу и наполняются всё больше любовью, и вот уже слёзы блестят у меня в глазах, и плавится пространство от этой влаги, наполняющей, дрожащей на ресницах!

Я подхожу к причастию, не чувствуя ног, точно не касаясь пола. Проглатываю тёплый лепесток трепещущего пламени, и еще плотнее прижимаю к себе скрещенные руки. У столика улыбчивые девушки склоняются с чайничком разливая теплоту. А я стою и продолжаю не отрываясь вглядываться в Нерукотворный лик...

И в этот миг первый луч солнца выстреливает в оконце, и в его ярком свете лик Христа полностью оживает, и батюшка громко возглашает снова : "Христос воскресе!"
И я, уже не слыша собственного голоса, пытаюсь докричать до Господа ответное: "Воистину воскресе!" и лик Его светится от радостной любви, пронзительной и охватывающей всё моё сердце!

Мы ехали в электричке в каком-то радостном молчании, солнце золотило молодые поросли ивняка, все встречные столбы, лица пассажиров, и было так легко, словно я только что выспалась и полна молодых сил.