метод в литературоведении

Лекции Литературовед
Компоративизм, или сравнительно-исторический метод.   
Метод восприятия, анализа и оценки художественной литературы на основе сравнительно исторического сопоставления. Исторически компоративизм стремился; интересовали международные связи, хотя сам принцип противопоставления может быть в рамках одной литературы. Сопоставление должно иметь цель; основу.   
Компоративистику обосновывали Гердер, Деплоб. Манифестом компоративизма стала публикация немецкого перевода древнеиндийского сборника эпических поэм «Панча-чакра». Автор предисловия – Джон Бенфей; утверждал, что в мифологии разных стран есть много общего: сходство в мифологиях разных стран – предмет научного анализа.   
Сначала компоративистика исходила и сопоставляя сюжетных схем и типологии героев. Компоративисты предполагали, что общность в разных литературах может быть связана либо с влияниями литератур или иметь независимое сходство. 
Компоративизм активно развивался и на Западе, и в России: Позднетт «Сравнительное литературоведение»; «Историческая поэтика» Веселовского. На основе различных связей устанавливаются связи типологические и влияние одной литературы на другую. Типологические связи – в том, что европейские культуры прошли похожие этапы развития: дописьменный, период Древности (Античности), Средневековье, период Возрождения, Барокко, Классицизм, Сентиментализм, Предромантизм, романтизм, реализм, натурализм, модернизм, социальный реализм, постмодернизм. Влияние между литературами объясняются либо прямыми контактами, либо влиянием одного художника на других: в 1-ом случае заимствуются общие черты стиля, а при индивидуальном – индивидуальные черты (в 19в. – байронизм). Среди художников, повлиявших на мировой литературный процесс называют Гомера, Данте, Шекспира, Гете; Достоевский, Толстой, Чехов. В современной европейской, японской литературе высоко ценят Чехова. В компоративизм активно исследуются влияние одного художника на другого (как исторический, традиционный, так и сихронический). При этом возникает метатекст, через который раскрывается явный или воображаемый диалог одного художника с другим. В постмодернистских текстах это выражается на уровне цитирования (интертекст), иллюзий. Компоративизм прошел различные этапы в своем развитии. Первоначально сопоставляется только явления древности; сравнивались отдельные уровни художественного текста (сюжетные схемы). Современная компоративистика становится более тонкой, сопоставление касается стилевых особенностей того или писателя, что делать сложно бывает, потому что, как говорят постмодернисты, создать что-то новое в принципе невозможно, все тексты уже написаны; современному автору остается лишь использовать то, что написано до него. С другой стороны, существует представление: чтоб быть оригинальнее, ничего читать вообще не нужно – исчезнет страх, инерция чужого текста.