Коза Марта

Нина Клинова
   Два года назад я впервые оказалась в деревне.А жизнь моя в числовом
выражении перевалила за полвека.И не то,чтобы впервые,раньше ,конечно
 бывала,но сутки или ночь,или несколько часов-что они дадут?Какая
 картина жизни деревенской отложится в твои воспоминания?

     У  моей знакомой умер в августе муж. А каждое лето они, горожане, жили
в деревне Осиновке, имели там дом, доставшийся от родителей. Горе, внезапное трагическое событие убило совсем Марию, да август с его темными ночами, да целый огород картошки, что скоро предстоит копать, три козочки, за которыми ухаживал хозяин - все это были те моменты, которые вызывали в ней страх. Страх одиноких ночей в большом доме, невозможность сразу после похорон уехать в город, хозяйство, с которым нужно что-то делать.

    Дом стоял почти на краю деревни. Если в окно увидишь идущего по узкой улочке человека - так и проводишь его взглядом  во все окна, пока он не скроется из глаз. До чего же  редкое явление - идущий по улице человек! Да и улочка-то состояла из шести домов по одну  ее сторону, а напротив протекала узенькая речка, по берегам которой росли развесистые ивы.
     Мария,жутко обрадовавшаяся мне,свободной от каких-либо дел в городе,быстро ввела  меня в курс деревенской жизни. Обязанности мои были следующие-отвлекать бедную вдову от случившегося и помогать во всех делах хозяйственных.Я сама была не в лучшем положении из-за своего недавнего несчастья, но как-то так случилось, что ее все же было главным. Происходило это потому, что о своем я все больше помалкивала, держа при себе эмоции, а она говорила-говорила, сокрушалась и ругала местного фельдшера с утра до вечера.
Мои тяжелые мысли она своими разговорами прямо-таки вытесняла из головы. И я не один раз думала, что это Бог придумал эту ситуацию, чтобы спасти меня. И ее и меня.

     Очень отвлекала природа. Эта маленькая речушка будто уносила мое горе, журча днем и ночью, словно голос Марии. Я по десять раз на дню сидела на дощатых мостках слушая  ее переливы. Мария находила меня всюду, они "журчали"уже вместе, появившиеся грустные мысли снова вытеснялись и уплывали.

    Пару дней прожив со мной, Мария собралась по делам в город, оставив меня хозяйничать одну. Самым главным в этом хозяйстве были козы - Марта, Милка и Белянка.По утрам мы выводили их вместе на луг, который находился сразу за огородом. Не было никакого забора -сразу после рядов картошки начинался большой луг с ивами по краям. Забора не было также и между соседними домами, но однако с улицы это было не видно. Массивные ворота, которые основательно закрывались на задвижки, гордо сторожили хозяйство, а три его  стороны открыты для незваных гостей. Считалось, что собачья конура при выходе в огород и добрый пес Рекс-надежная страховка.

     Два раза по утрам мы выводили козочек вместе, но я, как душа восторженная, мало обращала внимания на техническую сторону этого процесса. Я смотрела на них самих, т.к. впервые видала их так близко, восторгалась"кружевными салфетками" паутины, висящих на высокой траве, и исчезающих в тот момент, когда солнце поднимется чуть повыше.
    В утро отъезда мы немножко проспали, Мария поручила коз мне, хотя собирались
и в этот день вывести их вместе. За чаем она , так, между прочим, прочитала в лежащей на столе газете, как с пастбища уведены козы неизвестными лицами в соседней деревне. Сердце мое екнуло, а может быть и в лице я изменилась, потому что Мария сказала:
    -Да ничего,не бойся,у нас тут тихо.
     Я осталась хозяйничать. Поочередно вывела козочек, которые, естественно, еще
боялись меня, как и я их-Белянку и Милку. Привязала к колышку, соблюдая дистанцию, чтобы не запутались в веревках друг друга, и отправилась за Мартой, напевая песню. В хлеву долго находила подход к своенравной скотинке, почти уже застегнула на ней  ошейник, но только почти...Неожиданно она бросилась к двери, открыла ее рогами и вырвалась на простор луга, где ее приветствовали по-своему ее подруги.
     Там она бросилась щипать травку, радуясь отсутствию привязи и тому, как здорово  провела чужую тетку. Но не радовалась я. Во-первых, я боялась воров,во-вторых я не  знала, может ли она убежать далеко, а в третьих - я должна целый день сидеть на лугу?!
    Сдаваться я не думала. Во чтобы-то ни стало, я должна привязать эту негодницу!  Но ничего не получалось, т. к. Марта меня к себе не подпускала, она убегала далеко и я уже подсчитывала, сколько я должна буду заплатить хозяйке за убытки. Бегали мы с ней  около двух часов. Обе выбились из сил. Я уже только и могла, что заходить дальше, чем, она и этим самым заставляя ее бежать ближе к дому. Плакали дела, сериал, голову мне отчаянно пекло солнце. Коза тоже проявляла явное неудовольствие.
      Я отчаянно захотела пить, и , к счастью, подумала, что мои подопечные тоже не против воды в жаркий день. Это было спасением!  Таз с водой посреди луга собрал всех троих. Я изловчилась и противная Марта была  тоже привязана к своему колышку. После этого мы с ней лежали на лугу, тяжело дыша и  бросали друг на друга сердитые взгляды.
      Мария приехала вечером уставшая, сердитая. Мой рассказ слушала невнимательно. Вместе пошли загонять коз. Вручила мне веревку с Белянкой, сама повела Милку, а Марту отвязала вообще. Коза послушно пошла домой.
   -Эта никуда не денется,она умница,-сказала Мария.Не то что эти!
А Марта посмотрела на меня насмешливым взглядом...

         на фото автора-коза Марта