Дерево рода 7. Вечорницы

Вера Нлс
ВЕЧОРНИЦЫ.

                Каждый год после Покрова  хуторская молодежь собиралась группами и отправлялась на поиски нового дома  на зиму, на вечорницы. Группировались  ещё с лета. Девушки с одного края по соседству и по-семейному, так как часто в одной семье была не одна девка на выданьи, а парни – так это уже кто из какого места выбрал себе девушку, то к этой группе и присоединялся.
                Ходили  по хуторах, выбирая такой,  где не было младенцев и немощных стариков, и  чтобы хозяева были веселые и приветливые. Договаривались не с хозяином, а с хозяйкой, которую впоследствии называли пани-маткой. В большинстве случаев вечорницы пускали к себе вдовы.
                Договор  был традиционным – девушки проносили с собой в первый вечер вязанку соломы для постели, подушку,  лижнИк    чтобы укрываться и токое белое домотканное одеяло – рядно, что-бы расстилать на солому.
                У моей мамы есть одно такое белое  рядно, котрому лет шестьдесят , а может и больше. Одна женщина, выезжая из хутора в город к сыну, подарила его маме. Оно еще  совсем новое, то есть не бывшее в употреблении,  даже жесткое, от торчащей костры. Эта костра из пряжи еще выпала из него , так  как им не пользовались и не стирали. Так и пролежало это рядно в сундучке этой женщины все эти годы. ЛижнИк представлял собой то же  домотканное рядно, но вытканное не из конопляной пряжи, а  из толстой шерсти. Снизу такое рядно подворачивалось и подшивалось, что-бы иметь теплое место для ног.
                Каждая девка приносила с собой  еду , а уже потом девушки решали , как будут питаться – вскладчину или отдельно. Какое нибудь небольшое поленце тоже каждый вечер  приносила с собой каждая девушка, что-бы протопить в печи. Керосин для лампы приносили по очереди. Так же выделяли один день в неделю, в который отрабатывали  пани-матке за постой – шили, пряли, вышивали.
                Парубки же не приносили ничего – тут уже девушки соревновались между собой, что-бы привлечь на свои вечорницы побольше парней. Особым спросом пользовались гармонисты. Свободные, не обрученные парни - такие, которые не выбрали себе пару, могли ходить на любые вечорницы.Сегодная на одни, завтра на другие – какие пожелают. Также парни могли  ходить  летом на «улицу», куда им вздумается, хоть в другое село, а девушки только на свою «улицу».
                Осенью вечереет быстро,  а значит девушки спешили на вечорницы. На сундуке в красном углу ставилась керосиновая лампа, а на скамьях вокруг сундука усаживались девушки со своей работой. Шили рубахи ( вручную) и вышивали их, вышивали рушники и платки, шили мережки, пряли.Каждая  приносила свою прялку. Так было заведено, что  к Рождеству и к Пасхе каждая девушка должна была сшить и вышить каждому  из своей семьи новую рубаху. За работой пели песни.
                Подальше от огня усаживались парни. Некоторые из них тоже что-то мастерили из дерева -  вырезали зубья для грабель на лето, ложки, ступки и пестики, веретёна, гребёнки для расчесывания пряжи,  приспособления для ткацких станков – челноки, воротки. Кто-то вырезал  иглу для вязания ятерей и сетей для ловли рыбы, а кто-то вязал ятери. Но этим занимались лишь самые хозяйственные, или  те кто уже был обручён – невеста шила, а жених тоже что-то мастерил. Над ними  посмеивались и называли старичками, так  как такую работу в семьях выполняли старики.
                Обычно парни играли в карты или пели с девушками.  Если в хате был гармонист, то частенько  все бросали  работу и пускались в пляс, да так, что пыль  поднималась от глиняного пола и пани-матка приказывала взбрызнуть эту пыль  водой.
                Под утро укладывались спать. Пани-матка спала на печи, а молодежь расстилала по полу солому, на солому рядно и подушку, укрывались  лижнИками. Парни ложились каждый со своей девушкой, но если они были не обручены, то всякий раз парень справшивал у девушки  разрешения . Обрученный парень назывался «коренной» -  у него было  законне место возле своей невесты. Пары формировались еще летом – на «улице». Если кто был без пары, то таким образом имелась возможность  обнаружить симпатии. Часто несколько девушек звали одного и того же парня, который им понравился  к себе ночевать и парень имел выбор. Часто бывало, что  никто из девушек  не хотел того или иного парня и он на следующий вечер шел на другие вечорницы.
                Когда речь идет о ночёвке, то имеется ввиду высокая целомудренность.  Когда говорится о сне на вечорницах, то имеется  ввиду именнно сон и ничего более. Никогда на вечорницах не было  даже намека на развратность или  непристойность. Пани-матка сурово следила за порядком, за шутками  и могла выставить зарвавшегося шутника из хаты, и на эти вечорницы  ему был путь заказан. Относительно ссор, драк или каких-то непристойностей или еще чего, то  об этом не было и речи -  все знали правила поведения на вечорницах и выполняли их.
                Летом , не улице, парни были понастойчивее, условия более  благоприятные для интима, девушки полагались на порядочность своих возлюбленных и на свою твердость характера – блюсти себя…
                Молодежь есть молодежь!  Уже уклавшись спать и потушив свет, было слышно прысканье,  шепот  и сдавленный смех. Только все засыпали – светало. Скатывали в рядно солому, подметали по очереди хату и расходились по домам. Хорошо было тем, кого родители баловали и разрешали поспать дома час –другой. В большинстве девушки дома садились к ткацкому станку – ткать или стряпали ,или стирали бельё ,или убирали. Только смеркалось – снова на вечорницы
                В праздники не работали – сносили продукты вскладчину, лепили вареники или что-другое готовили и веселились всю ночь. Не раз приходилось брызгать водой на пол, чтобы прибить пыль от зажигательных танцев. Особенный праздник устраивался на Рождество. Рано утром девушки украшали хату пани-матки своими вышитыми рушниками. Все  стены были снизу до верху увешаны  рушниками. Пол  притрушивался свежим сеном и девушки начинали готовить  праздничную вечерю. Соседки, родственницы и просто  любопытные  женщины приходили  посмотреть на вышивки и на сноровку девушек-стряпух.  Ходили  рассматривали, хвалили особо понравившиеся  рушники и критиковали небрежность в работе, если находили такую.
                Мамина старшая сестра – тетя Настя сейчас живет в Питере.  Уезжая  она подарила маме свой рушник. Этот рушник  был признан самым лучшим во время празднования одного Рождества  более шестидесяти пяти лет тому назад.Моя мама сейчас вышивает такой же рушник для своей правнучки ,а моей  внучки…
                Вечорницы, как явление, существовали на хуторах аж до 1960 года, но пряжу на них уже не пряли, а рушники ещё вышивали, но уже на «казенной» покупной ткани. В моду вошёл способ вышивки – гладь, пестрота в цвете, а из узоров – целующиеся голубки, корзинки с цветочками и тому подобное…

 Продолжение следует.

 На украинском языке рассказ помещен на сайте Стихи.ру
  http://www.stihi.ru/2011/05/08/518