Правда, что давно это было

Валериан Чобану
(И мы думаем, что памятник ему поставить уже пора!
Из моих размышлений накануне дня Европы, дня Победы, находясь с друзьями у Средиземного моря, Турция, город Белек).

Лазаря Дубиновского, выражаясь языком современности, можно смело назвать настоящим творческим «энерджайзером». Вошедший еще при жизни в когорту «классиков», он, помимо своей любимой скульптуры, архитектуры и живописи, серьезно увлекался философией, этнографией, оперой и балетом... Наверняка этот список имел продолжение... Неординарный, сложный, противоречивый, Дубиновский во всем умел видеть Прекрасное.

И он ещё видел и вторую сторону медали.
И я его видел и разговаривал с ним во время записи одной телепередачи, когда я был только начинающим тележурналистом на молдавском телевидении, то есть  на телевидении бывшей союзной республики Советского Союза. Это правда было давно,  и тогда скульптор  Лазэра Дубиновский был при жизни и казался довольно интересным собеседником.
Теперь одни говорят что родился будущий гений в 1910 году в одном селе, недалеко от ныне районного центра Фэлешть, в скромной семье учителя. Отец, рано разглядевший неординарные способности сына, уже в 7 лет отправил его в уездном городке Бельцы, в художественную школу. Через некоторое время слава о бессарабском вундеркинде долетела до Бухареста, и в 15 лет по приглашению тамошних профессоров Дубиновский уезжает учиться в знаменитую Академию изящных искусств. После её окончания блестящего выпускника направляют в Париж, где ему вызвался покровительствовать сам друг и ученик гениального Родена - Антуан Бурдель (кстати, именно у него когда-то обучалась мастерству ваяния создательница легендарного памятника «Рабочий и колхозница» - скульптор Вера Мухина). Видите какие интересные переплетения!

Но, отклонив немало выгодных предложений в Европе, Дубиновский в 1930 году, за 10 лет до начала Второй Мировой Войны, возвращается в почти что родной город Бельцы (который так вонял, по словам одного заезжего писателя из Бухареста у которого имя кажется Жео Богза) и устраивается на работу в гимназию простым преподавателем рисования. Свою первую персональную выставку он отважится организовать только через долгих 9 лет. Скромность как говорится превыше всего.
Говорят, когда в начале июля 1941-го в Бельцы вошли германские войска и их румынские союзники, последние тщательно разыскивали среди местного населения человека по фамилии Дубиновский, который имел дерзость высмеивать королевский режим  в своих графических работах предвоенной поры. Поиски были тщетны - молодой художник ещё в первые дни войны ушёл добровольцем на фронт за Советскую Армию, естественно. В 1943 под Сталинградом его тяжело ранило и после мыканья по военным госпиталям его демобилизовали.
 
Далее в его творчестве статуи - Сталина, Котовского  и Эминеску…  И все они в воплощении скульптора Дубиновского Лазаря а не другого стали монументальными и неповторимыми. Ибо,
после "дембеля", то есть,  после демобилизации и окончание Второй Мировой Войны Дубиновский перебирается в Кишинёв  в почти полностью разрушенный и немцами и русскими, одни отступали, другие наступали и город особо нуждался в хороших архитекторах, скульпторах и художниках. До 1951 Лазарь Исаакович возглавляет государственное Управление изобразительных искусств, разрабатывая для молдавской столицы несколько концептуальных проектов, в том числе и знаменитую Аллею классиков. За это ему бы памятник поставить!
Но никто тогда не спешил...
Однако, Дубиновского вдруг срочно вызывают в Москву. На ковер? Нет, ему в числе избранных доверяют работу над монументальной статуей  Сталина для Волго-Донского канала. По возвращении Дубиновского ждет не менее почетный госзаказ - запечатлеть в бронзе «красного Робина Гуда» и "гайдука" в кавычках - Григория Ивановича Котовского. Эта работа настолько увлекла Мастера, что он стал днями и ночами пропадать в своей мастерской. До сих пор ходят байки, как Дубиновский, детально изучая анатомию лошади, случайно свалился с неё и, весь в ушибах и ссадинах, продолжал увлеченно работать. Кстати, с этим памятником, признанным впоследствии одним из самых лучших конных монументов Европы, у Дубиновского случился еще один любопытный конфуз. Легендарного комбрига он посадил не на боевого коня, как ему положено было по чину, а на иноходца. Такие скакуны в русской армии, по причине особой дороговизны, тогда еще практически не водились — подобное удовольствие могли себе позволить разве что арабские шейхи. Но красота благородного животного настолько пленила скульптора, что тот решился поступиться исторической правдой.
Правда...
Лазарь Дубиновский, тонко и глубоко разбирающийся в румынской, молдавской литературе (любимого Эминеску на языке оригинала он мог наизусть декларировать часами), был тем, кто не только инициировал, но и собственно заложил в 1957 году Аллею классиков. Именно Дубиновскому Кишинёв обязан появлением её первых экспонатов — бронзовых Георгия Асаки, Константина Негруцци, Василе Александри, Михая Эминеску. К слову, и здесь знаменитый скульптор-балагур не удержался от творческого хулиганства. Если присмотреться чуть сбоку к «Лучафэрулу», то можно разглядеть автопортрет самого Дубиновского. И таких засекреченных посланий в стиле Леонардо Да Винчи у молдавского скульптора множество.
И это тоже правда!
Ещё во времена студенчества в Бухарестской Академии искусств Лазаря Дубиновского, обладателя великолепного лирического тенора, друзья уговорили поступить в консерваторию, что он и сделал. В перерывах между лекциями своё вокальное мастерство молодой Дубиновский успешно оттачивал в местном казачьем хоре. После войны, уже в Кишинёве, страстный поклонник Мельпомены не пропускал ни одного спектакля, безумно скучая по опере. Во многом благодаря его участию, на основе Молдавского музыкально-драматического театра в 1955 году в Молдавии был создан свой Оперный театр. Одним среди первых конкурсный отбор в нём прошёл скульптор Дубиновский. Именно он вместе с Валентиной Савицкой солировал на премьере первой национальной оперы «Грозован». Но в историю отечественного оперного искусства Лазарь Исаакович вошел как лучший исполнитель партии месье Трике в «Евгении Онегине». Это в один голос признавала и публика, и взыскательная театральная критика. В 60-е молдавские телевизионщики даже сняли фильм «Поёт Лазарь Дубиновский». Как именитому скульптору, заваленному госзаказами, удавалось выкраивать время для профессионального пения, остаётся только догадываться...
Мы - неблагодарные потомки?
 На его счету  много монументов в том числе и монументальная композиция «Котовский» в Хынчештах, символ Бельц «Стрымбэ лемне» или… перечислять можно ещё и ещё! Работы Дубиновского украшают многие города бывшего СССР, они есть в Русском музее и в знаменитой Третьяковке. Творческая «плодовитость» молдавского скульптора до сих пор считается своеобразным феноменом. Пусть сегодня его наследие многие называют пафосным, излишне каталогизированный,или не знаю как выражаться иначе, но то, что это высокое искусство, вряд ли можно оспорить. И всё же, несмотря на такой весомый вклад в развитие национальной культуры, Лазарь Дубиновский так и не удостоился от потомков даже скромной мемориальной доски. Не пора ли нам уже кончать с этим позорным беспамятством?

Так спрашивают многие удивленные люди, так спрашиваю и я. И отвечаю:
- Правда, что пора. Иначе, так же поступят и с нами, возможно и через несколько лет или года. Будущие поколения!
- Ах и эти поколения! Другие заботы и мысли у них. Наверно. Может быть и не совсем так.
И все же...
Дубиновский и Алея классиков,
Дубиновский и "Гайдук" на арабском коне...
И многие другие скульптуры...