Символизм и его поэтика

Лекции Литературовед
В России к идее символизма приходили и прямо из Франции и в германском преломлении. Годом рождения рус С считается 1892. Тогда был прочитан  доклад Мережковского «О причинах упадка…».Рус символизм не был однородным течением. Можно делить символистов на старших(Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Сологуб) и младших(Белый, Блок, С.Соловьев, Иванов, Эллис). Старших иногда называли декадентами. Идеологически отчетливо разделялись писатели индивидуалистической ориентации (декаденты) и ученики В.Соловьева, для которых была важна идея всеединства.
Символисты противопоставляли свои худож вкусы и свой внутренний мир худож вкусу и худож представлению обывателей. Индивидуальный внутренний мир художника не может получить адекватного выражения с помощью традиционных рационалистических худож средств. Нужны новые средства, и в качестве такового был предложен символ.
Черты поэтики символизма:
1) Символ. Символисты исходили из того, что в худ произведении всё значимо, всё символично. Создать символы и постичь их значение можно лишь интуитивно. В основе символического искусства лежит представление о том, что весь мир пронизывает система соответствий. Аллегория в отлич от символа требует однозначного понимания. Символ же многозначен. Символ – полноценный образ и помимо потенциальной неисчерпаемости своего смысла.
2) Музыкальность. Музыка для символистов была самым важным из искусств.Они видели музыкальность стиха в плавности ритма, повторах, напевной интонации. Они ввели «свободный стих». Как и Ницше символисты считали музыку высшей формой творчества, т.к. именно она дает максимальную свободу самовыражения творцу и макс свободу восприятия слушателя. Дионисейское музыкальное начало они противопоставляли апполоновскому.
3) Герметичность. Поэт-символист не стремится быть понятным, т.к. понимание основано на логике. Он обращается не ко всем, а к посвященным, не к читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю-соавтору.
4) Мифопоэтика. Символическая система соответствий приводит к тому, что ни одна вещь не воспринимается просто, а сквозь нее проступает что-то другое, символом чего она является. Миф отличается от обычного текста.