Акмеизм. Имажжинизм и их поэтика

Лекции Литературовед
Лит течение акмеизм, возникшее в нач 1910-х гг, генетически связано с символизмом. Предыстория акмеизма восходит к деятельности петербургской группировки символистов, сложившейся на основе «Ивановских сред», т.е собраний на квартире В.Иванова во 2 пол 1900-х гг.
В недрах кружка Иванова в 1906-1907гг постепенно сложилась группа молодых поэтов, оппозиционно настроенных к символизму и называвшая себя «кружком молодых». Стимулом к их сближению было преодолеть утопизм символистских теорий, а общей организационной предпосылкой к объединению – желание овладать стихотворной техникой. В 1909г участники этого кружка с лидером Городецким и присоединившимся к ним Гумилевым и А.Толстым, попросили В.Иванова, Анненского и Волошина прочитать для них курс лекций по стихосложению. Так была создана «Поэтическая академия», или Академия стиха. В октябре 1911г посетители «Поэтической академии основали новое лит объединение – «Цех поэтов». Название указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной деят-ти. Был взят подход к поэзии как к ремеслу. Для публикации использовался журнал «Апполон».
В нач. 1912г в редакции журнала «Апполон» было заседание общества «Ревнителей», на котором В.Иванов и А.Белый выступили с символизмом, а Гумилев и Городецкий сформулировали свое полное обособление от символизма. Это и было официальным утверждением нового направления – акмеизм («вершина», «цветущая гора»). Другое название – адамизм т.е. мужественно твердый.
Первой ласточкой эстетической реформы акмеизма принято считать статью М.Кузьмина «О прекрасной ясности»(1910). Она декларировала принципы «прекрасной ясности»:
1)логичность художественного замысла
2)стройность композиции
3)рациональная организация всех элементов художественной формы.
Акмеисты ориентировались на пространственные искусства(архитектуру, скульптуру, живопись).
Доверие к трехмерному миру складавалось у акмеистов и в их увлечении предметностью. У акмеистов, в отлич от символистов, деталь – самоценна, используется в чистой живописной функции. Часто состояние чувств не раскрывается непосредственно, оно передается психологически значимым жестом, движением, перечислением вещей. Акмеисты отрицали символистскую текучесть слова.
Принцип акмеизма: всегда помнить о непознаваемом
Здание акмеизма покоится на:
-внутреннем мире человека
-внимании к телу и его радостям
На утверждении жизни, не сомневающейся в самой себе, хотя и знающей и Бога, и грех.
Мир бесповоротно принят акмеизмом во всей совокупности красот и безобразий.
В 1914г в «Цехе» произошел внутренний раскол.

Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело.

29 января 1919 г. в Московском городском отделении Всероссийского союза поэтов прошел первый поэтический вечер имажинистов. А уже на следующий день была опубликована первая Декларация, в которой провозглашались творческие принципы нового движения. Ее подписали претенциозно назвавшиеся «передовой линией имажинистов» поэты С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф и В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман и Е. Якулов. Так появился русский имажинизм, у которого с его английским предшественником общим было только название.
Так же как символизм и футуризм, имажинизм зародился на Западе и уже оттуда был пересажен Шершеневичем на русскую почву. И так же, как символизм и футуризм, он значительно отличался от имажинизма западных поэтов.

Термин заимствован у авангардистской школы англоязычной поэзии — имажизма. Это слово впервые попало в поле зрения русских читателей в 1915 году с появлением статьи 3. Венгеровой, в которой рассказывалось о лондонской поэтической группе имажистов, во главе которой стояли Эзра Паунд и Уиндем Льюис. Однако русских имажинистов нельзя назвать преемниками имажистов. Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма.
«Образ — это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия. Всякое содержание в художественном произведении так же глупо и бессмысленно, как наклейки из газет на картины». Теоретическое обоснование этого принципа сводилось у имажинистов к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору.
По существу, в их приемах, так же как и в их «образности», не было ничего особенно нового. «Имажинизм» как один из приемов художественного творчества широко использовался не только футуризмом, но и символизмом. Новым было лишь упорство, с которым имажинисты выдвигали образ на первый план и сводили к нему все в поэзии — и содержание и форму.