Художественный метод и литературное направление

Лекции Литературовед
Художественный метод и литературное направление.
Проблема художественного метода связана с характеристикой литературного процесса; причем эта категория является спорной, т.к. в западной эстетике вообще не выделяется. Термин «метод» в русском литературоведении сложился в 20-ые – 30-ые г. в связи с проблемой метода познания действительности; метода философии и социологии. В литературоведении 20-30-х г. метод связывался с марксизмом, материализмом, атеизмом, т.е. имел мировоззренческое содержание. Понятие «метода» заменило более емкую, искусствоведческую категорию стиля. Термин греческого происхождения и буквально обозначает «способ какого-либо действия» (не только художественного). В искусстве методом называют наиболее общий способ эстетического  отношения к действительности. Метод обозначает наиболее особенности образного преломления действительности, который устойчиво повторяется в творчестве разных писателей и образуют разные направления.   
       Категория метода имеет абстрактную, теоретическую природу, потому что метод формулируется как обобщение многообразных конкретных природных явлений, которые возникают в литературном процессе. Когда метод теоретически разработан, он начинает активно влиять на творчество отдельных писателей в качестве художественной модели.   
Художественная     Теория        Кружок   
 практика    
______________    ________   
направление           критика      
художественной    эстетичес-      группа   
индивидуаль-         кие    
ности                школы   
                модель            школа 

литературные течения – более частное, более узкое деление литературного процесса, которое может ставить либо идейные, либо эстетические задачи.   
Напр., в рамках реализма были разные течения: революционно –демократическое течение («Современник»), почвенническое (связано с национальным, религиозно патриархальным мировоззрением),также существовали западники и славянофилы; консервативно-охранительное течение (творчество К.Леонтьева) и т.д.          
     Понятие литературной школы обычно связывают с эстетическими задачами, которые формулируются в виде литературной программы, литературного манифеста. Напр., как литературная школа в рамках серебряного века оформлялся акмеизм, имажинизм, который Мандельштамп называл московской метафорической школой. Понятие «школа» обычно связано с деятельностью какого-либо крупного художника и его последователей: некрасовская школа (реально не существовала); «цех поэтов» Гумилева (реальные собрания молодых поэтов, где он учил их, как писать).   
     «Группа» предполагает более свободное объединение, где нет явного лидера: напр., в 20-ые г. 20в. были «Серапионовы братья», которые объединялись по принципу свободы художественного творчества, свободы фантазии.      
     «Кружок» связан с домашним бытованием литературных отношений предполагающее товарищеские отношения: такие кружки особенно были популярны в 20-40г. 19в., напр., кружок «Арзамас», «Зеленая лампа» - пушкинские.   
      В 20в. популярной формой литературных объединений были литературное артистическое кафе: «Бродячая собака» (петербургское), где собиралась театральная богема и символисты; «Домино» (московское) – футуристическое кафе; «Стойло Пегаса» - имажинистское кафе. Они проводили различные поэтические диспуты, литературные вечера, концерты, в которых могли принимать участие все желающие.