Художественный образ. Типология художественноо обр

Лекции Литературовед
Природа художественного образа.   
Художественный образ – это содержа-тельная форму искусства, форма мыш-ления в искусстве.
По определению Борева, художествен-ный образ – это иносказательная мета-форическая мысль, раскрывающая одно явление через другое.   
Художественный образ – это семанти-ческая единица, имеющая внешнюю форму и внутреннее содержание, соз-данное творческой фантазией.   
В отличие от просто образа, художест-венный образ предполагает эстетиче-скую функцию, целенаправленное вы-думывание. В литературе художествен-ный образ –имеет словесную форму, и слово обеспечивает тот эстетический механизм, который осуществляет и воссоздающее изображение, поскольку слово как раз включает комплекс ассо-циаций, значений, которые переживает читатель. Существует представление о том, что язык – это не система слов, а речевой поток. Речь создается не сло-вами, а наоборот слова вычленяются из потока речи, но при этом они сохраня-ют связь с речевым потоком и активи-зируют внутреннюю и внешнюю речь читателя.    

Типология художественных образов.
Все многообразие образов можно сгруппировать по определенным прин-ципам: 1)предметное содержание об-раза; предполагает следующие типы образов: а)образы – люди, которые создают систему персонажей; б)образы природы (пейзаж); в)образы – вещи (предметные), которые формируют интерьер; г)архитипные образы. В рам-   
ках пейзажа выделяют городской пей-заж – образы второй природы, создан-ные человеком. Эти предметные груп-пы могут быть источником различных деталей; переносясь из одной группы в другую формируют образную метафо-ристику;      
2)по принципу формы выразительно-сти: а)зрительные образы; б)музыкальные (эмоциональные) обра-зы;  в)образы мысли. Особая группа в типологии образов связана с системой тропов, которые формируют различные типы словесных образов.    
Проблема образности связана с различ-ными специфическими чертами образ-ного мышления. Эти специфические черты выражают проблему взаимоот-ношения художника и действительно-сти; проблему восприятия художест-венного образа и проблему взаимодей-ствия образов внутри эстетического целого.