Ему было всего двадцать пять...

Кира Огонь
                Памяти Андрея (1967-1992 гг)
                Моему неизвестному, но такому родному

Ему было всего двадцать пять… 
И был он из кожи и плоти
Ни мне, ни вам не узнать,
Об этой печальной ноте

Девушка, вместе с родителями ходила мимо могил незнакомых людей, надеясь найти что-то свое, родное…. Её рыжие волосы совсем растрепались, она устала и хотела домой, но стоически переносила эти бесконечные километры могил, из которых то одна, то другая временами выделялись своей пафосностью и пышностью. Никогда Галя не понимала, зачем нужны эти богатые украшения, ведь человека уже нет. Неужели родственники думают, что богато украсив могилу, они восполнят недостаток любви и внимания? 
Вряд ли что-то может вернуть человека к жизни.

- Пойдем, что стоишь-то? Нам еще надо цветы положить на могилу. – Полноватый мужчина, видимо отец, явно выражал свое нетерпение, - а, ладно, можешь тут гулять, только цветы отдай. – буквально вырвав букетик из её рук, мужчина присоединился к менее полноватой, но такой же уставшей от всего этого женщине. Они завернули за угол, и за могилами еле можно было их различить. А Галя все ходила меж могил, запоминая ориентиры, читая надписи, посвящения, но ничто не трогало её душу. Это так странно….

Вот мальчик, лет десять…. А памятник какой, шикарный, сейчас такие редко кому делают.
«Пф, цыганский… чего они только не сделают ради своих же… А, вон еще одна, и того меньше, а не уберегли».  – Вздрагивая каждый раз от криков чаек, девушка уходила все глубже в этот лес из мраморных плит.

Что ж это твориться-то? Совсем молодеют кладбища. Раньше только стариков хоронили, а сейчас…. Никогда не знаешь, кого следующим положат. Еще зимой здесь не было ни могилки, а весной на несколько километров протянулась линия смерти.
Девушка вышла к родителям, даже не заметив этого, папа клал цветы на могилку своего дяди.

- А жене его почему нет цветочков? – наивно спросила она

- Ну она ж нам как бы не родственница, да и цветов у нас не хватает на всех, а нам еще надо отнести маме.

- Это как-то нечестно…. – скромно заметила девушка.

- ничего, у неё и своих родственников хватает, последний заход и уезжаем.  – мужчина резво пошел вперед, не оглядываясь, будто спеша уйти из этого места.

А девушка…. Девушка остановилась в полуметре от поворота, нельзя сказать, что она удивилась, просто не поняла, не до конца осознала… Слезы навернулись на глаза, непроизвольно, совсем  неожиданно для неё самой.

«Лишь бы предки не увидели» - смахнув слезы, она побежала их догонять.

Старушка, присевшая на скамейке, лишь покачала головой.

- Чего не придумает молодежь, только по кладбищам бегать не хватало.

Раскрасневшись от пробежки, Галя подбежала к маме и спросила:

- А у нас цветочков еще нету?

- Да нет, у нас все под запись, - отец не понимал настроения дочери и слегка посмеивался над её поведением

- Тогда можно, можно я конфетки положу на одну могилку, мне очень надо.

Женщина посмотрела на дочь, но вряд ли она смогла что-то прочитать в её глазах.

- Конечно можно, конфет у нас много, - улыбнувшись, она протянула дочери пакетик.

Быстрым шагом девушка приближалась к могиле, и с каждым её шагом на сердце становилось все тяжелей. Прошагав мимо старушки, она уселась на лавочку возле оградки и заплакала. Но ни осознание, ни понимание не пришли. «Крылов Андрей» - прочитала она. Всего двадцать пять лет… Наверное, он кого-то любил. Может и его любили. А может, может он любил сладкий зеленый чай и раннее утро? Нет, мне этого не узнать.

- Йорик, ну скажи, что мне делать? Я хочу узнать об Андрее побольше, прожить с ним хотя бы последний год, я ведь даже не знаю, как он выглядит. Фотографии бывают такими обманчивыми.

- Галка, ну ты сама посуди: оно тебе надо? Сейчас отправишься в прошлое, перенервничаешь – и все. Ничего не изменить. Ты же знаешь.

- Да знаю я, знаю. Помню, чему ты учил: прошлое не подлежит изменению.  Отправь меня, дай мне прожить этот год вместе с ним.

- Ну… насчет года не обещаю, но неделю дать могу, там как раз перед уходом на войну.

- На войну? Он что же, воевал?

- Ну было дело, правда за чьи интересы он воевал, я так и не понял. Да и война не Великая Отечественная, чтоб о ней все знали. Раз так настаиваешь, милости прошу в год 1992….

                ***

- Отставить стрельбу! Слушай мою команду! Без приказа не открывать огонь!  - молодой человек, лет восемнадцати отдавал команды так, словно ему подчинялся не маленький отряд из пяти человек, а целая армия незнакомых бойцов. Его светлые глаза выдавали грусть, но некоим образом не страх.  Казалось, ему привычно – стоять посреди поля боя и раздавать указы, когда какие-то люди неизвестной национальности бросаются в самую гущу с гранатами в руке.

Конечно же! Велика потеря – пара сотен бойцов, ринувшихся с непривычки сразу в гущу.
- Молодой человек, простите…. – Галя неловко дернула парня за рукав, - вы не знаете Крылова Андрея?

- Так. Рус, отставить! Девушка, вы что здесь делаете? Тут не место для прогулок! Идите домой!

- Молодой человек, если вы не заметили, то мы находимся в нескольких сотнях километров от ближайшей деревни, мне туда как-то несподручно!

- Ох, Боже ты мой! Андрей там, - махнув неопределенно рукой в сторону жесточайшей битвы, он перестал обращать на Галку внимания.

- Андрей! Андрей, что тебя! Где же ты?

- Андрей это он, - парень отнюдь не русской национальности махнул рукой на раненого бойца, истекающего кровью. -  Вон смотрите, в грудь попало, слава Богу сердце не задели, по ребрам нижним прошлась, навылет.

- Нина? Это ты? – русые волосы были грязнее шин «волги» после дачи, из раны текла кровь, несмотря на все попытки её остановить.

- Ну… если хотите, то Нина, - Девушка не стала расстраивать умирающего, хотя знала, что смерть придет не сейчас, а чуть позже.

- Неси его к Ленке, она его мигом на ноги поставит, - парень добродушно улыбался, - меня Жека звать, а тебя как? Ну если не считать, что больной Ниной обозвал, - совсем не обидная усмешка появилась на его лице.

- Галей меня зовут, издалека я. – смущенно потупив глаза, девушка предательски краснела.

- А нашему больному ты кем приходишься? Видно, что не невестой. Так кто ты, тайная поклонница? – он шутливо подмигнул.

- Да нет, ты чего, сестра я его, только лишь. Пришла вот проведать…

- Проведать? Ха, ты бы еще что поумней придумала! Проведать! Парни, вы слыхали? Тут сестра пришла нашего Андрюху «проведать»! – нестройный смех разбудил воронов, гнездившихся неподалеку, их крики еще долго слышались Гале потом в её кошмарах.

- Давай, братцы! Дружно взяли и переложили! Я сказала, переложили, а вы что делаете? Ну кто ж так раненых то перекладывает? Уйдите, от вас хлопот больше, чем помощи! – молодая девушка, лет двадцати командовала всем взводом, будто малыми детьми. Её светлые волосы и постоянно выбивавшиеся из хвоста кудряшки придавали ей особый шарм, но первое впечатление было обманчиво.

- Так, почему чужие в госпитале?  Приказа не было, так что, девушка, придется вам покинуть помещение. – она было уже взяла меня под локоть, когда Жека заметил:

- Лен, ну ты чего? Эт вообще-то его сестра. Не выгоняй, а? Пусть посидит рядом, авось быстрее Андрюха поправится, - наивно так пробормотал он последние слова.

- Что значит, быстрее поправится? А я тут на что, спрашивается? Может мне вообще уйти из госпиталя? Сами справитесь?

Тут она внимательно посмотрела на Галю и вдруг произнесла:

- Жек, оставь нас, нам поговорить надо.

Когда парень послушно вышел за пределы палатки, Лена поинтересовалась:

- и как давно ты по временам скакать начала? Мозгов совсем нет, как вижу. Хоть бы предупредил тебя твой, что здесь одежду немного другую носят, хот и прошло немного совсем.

- а, откуда ты…?

- откуда знаю? Оттуда, что я сама путешественница, так сказать, то в двадцатом веке, то в пятнадцатом. И везде, между прочим, людям помогаю, а такие как ты, только проблемы создают.

Андрей неожиданно пошевелился и нарушил атмосферу назревавшей ссоры. Застонав и попытавшись перевернуться на бок, он потерпел неудачу и теперь недовольно сопел, стараясь исправить свое положение. Его карие глаза просто поглощали, но из них так и сквозило невыносимым одиночеством.

- Так, больной, лежите смирно, не делайте резких движений. Ты ж уже второй раз сюда попадаешь, знать уже должен, что да как.

- Да-да, Елена Александровна. Слушаюсь и повинуюсь. – с гримасой улыбки на лице, парень пытался сдержать стоны.

-  эт еще кто? – тут он наконец-то заметил меня.

- да, знакомая моя, в сестры пришла, к нам напрашивается, - Лена быстро вышла из ситуации, осталось только как-то объяснить его дружкам, что я не его сестра, а так…. Мимо пролетала…. На драконе, тьфу ты, на машине времени.

- Ааа, тогда ладно. Не хочу, чтобы Нина моя думала, что тут ко мне всякие незнакомые девушки клеятся.

- Спи, я тебе укольчик сделала, сейчас полегчать должно. – Лена погладила Андрея по волосам и улыбнулась.

Как только он заснул, разговор продолжился на повышенных тонах.

- тебя кто вообще просил лезть в это время, в его жизнь? Ты в курсе, что его смерть давно предопределена, исправить ничего не получится!

- да я и не хочу исправлять, я просто хочу, чтобы он не чувствовал себя одиноким когда умирал!

                ***

Возможно, я поступила опрометчиво, когда отправилось в незнакомое для меня время, хотя на самом-то деле всего на каких-то почти два десятка лет назад.

 - Йорик, вот скажи, как ты думаешь, зачем мне все это? Думаешь, я спасти его хочу? Думаешь, испытываю к нему что-то?

 - Насчет испытываешь или нет ничего сказать не могу, но думаю спасти ты его надеешься.  Но только помни, что спасти жизнь можно только ценой жизни другого человека.

- Что? Ценой жизни? А что, просто так вот, взять и спасти нельзя?

- Понимаешь, если в будущем станет на одну жизнь незапланированную больше, то нужен будет баланс. Все так и достигается. Смерти нужна другая жизнь в обмен на эту, только и всего.

- Только и всего? Да вы все там рехнулись! Ты что, действительно думаешь, что я способна на такое?

-  Более того, я знаю даже, что ты выберешь человека, которого жизни лишишь, ради своей тяги к Андрею.

- Бред. Этого не будет.

Развернувшись, Галя бросилась прочь от злосчастной палатки. Ну почему, почему она думала только об Андрее? Ведь было же так просто: уйти, не оглядываясь. Ведь то место, где она сейчас, те события, в которых она участвует – это прошлое, а прошлое…. Его уже нет. И не будет.

Наконец-то иностранцы перестали подрывать наших. Все стихло, лишь вороны нечаянно колыхали кроны деревьев, стараясь нагнать побольше страху на новичков и дать повод для примет «старожилам».

Сентябрь, блин, чтоб его…. Самое начало осени, а листьев на деревьях уже нет, да и птицы улетать собираются. Только бойцы этой невидимой войны не уходят, борются за несуществующие идеалы, ради придуманных наград.

Андрей уже смог подняться на ноги и собирался участвовать в новом бою. Знал бы он, что чувствовала Галя – его новая знакомая – когда благословляла его на удачный исход.  А она не могла, просто не могла его отпустить. Отпустить просто так, благословить на смерть. Девушка помнила, знала, что сегодня злополучный день смерти Андрея Крылова. Знала, что сегодня её путешествие закончится и она вряд ли его забудет, но также знала она, что готова. Готова на тот аморальный для неё поступок, на который она долго решалась.

- Йорик, я знаю, чья жизнь прервется из-за Андрея. Я поняла, догадалась. Это Дима, да? Это он умрет по моей вине, из-за этого пресловутого выбора?

- Ты сообразительная. Я всегда это отмечал в тебе, как достоинство, но как и недостаток. Сообразительность мешает тебя слушать свое сердце. Диме осталось совсем немного, он все равно не сможет прожить больше месяца. Сама понимаешь – порок сердца и все осложнения….

- Но как же я буду матери в глаза смотреть? Как я буду жить после этого?

- Да так же как  и раньше, только теперь вся мозаика твоего прошлого сложится в нужную картину.

«Дима…. Прости меня»…

                ***

Девушка очнулась, когда старушка теребила её за плечо:

- Дочка, тебе плохо, что ли? Может воды выпьешь, глянь какая бледная.

- Спасибо…. Все нормально, просто перемены в погоде.

Галя сидела все там же, на скамейке у оградки, только… только могила изменилась. Вместо Андрея, на неё смотрел незнакомый человек. Тучный, с усами, неизвестной национальности. А Дима… Дима умер незадолго до её рождения. Умер, не дождавшись рождения сестренки, о которой всегда мечтал.

- Может, ты хочешь его увидеть? – знакомый голос прогнал дурные мысли

- Кого? – недоуменно спросила девушка

- Ну как кого? Ну что ты, в самом деле? Ты что его спасла и даже не хочешь на него посмотреть?

Оказалось, что Андрей действительно был жив и вполне себе неплохо здравствовал на окраине города. Его дом поражал скромностью и каким-то незаметным, но уловимым шиком. Охрана долго не хотела меня пропускать.

- Передайте, что пришла незнакомка с фронта.

Они пожали плечами, но ни одной эмоции их лица не выдали. Зато через пару минут меня уже усадили в гостиной и приказали ждать.

Тут вышел он… почти не изменился, русые волосы, карие глаза. Осунулся только, да погрустнел с момента последней нашей встречи.

- Галка? Это ты? Как ты….? Погоди, дай я тебя рассмотрю, - Андрей воодушевленно принялся меня рассматривать, поражаясь, что я ничуть не изменилась, в отличие от него.

- А меня тогда с фронта на следующий день забрали, войска вывели, и не было смысла дальше воевать. Только тебя я никак найти не мог. Все гадал, куда же ты делась. Как же так получилось, что ты осталась такой же, а я постарел на два десятка лет? Я ведь тогда Нинке отказал, да она и не дождалась меня, с другом загуляла. Тебя все искал, но не получилось. А теперь вижу, не зря одиноким остался. Ты такая же красивая, как и тогда, в день нашего первого знакомства. Знаешь, Жеку ведь убили…. Подорвался на гранате, от нас иноков уводил…. Жалко парня, хороший был, все пытался мне что-то сказать, а не успел.

- Андрей…. Знаешь, я ведь так хотела, чтобы ты выжил, так хотела…. Теперь вижу – не зря все это, как ты выводы сделала. Мы же останемся друзьями?
Кстати, ты любишь зеленый чай?