Петушок на палочке

Лариса Московцева
       Когда-то, в пору моих школьных лет,в одной из четырехэтажек, по соседству, жил инвалид.У него не было левой ноги.Вместо нее, выше колена, был грубый деревянный протез, который крепился прямо поверх брюк тоже грубыми  кожаными  ремнями.                В теплое время года он,обычно, сидел на солнышке,за углом своего дома. Перед ним стоял столик-тумбочка. На нем, в деревянных ячейках, лежали гвоздики,подковки и прочие мелкие предметы необходимые сапожнику.Рядом лежал блестящий,наверное, специальный молоток,которым он ловко забивал те самые  гвоздики в каблуки,тут же были клещи, самодельный остро заточенный ножь и еще всякая всячина.Деревянная нога его была пропянута вдоль столика.                Однажды,когда мама отдавала обувь в починку, я, разглядывая содержимое столика,споткнулась о "ногу" и упала.Больно ушиблась, но расплакалась скорее от досады и замешательства, чем от боли - вдруг я сделала больно владельцу "ноги".Простите дедушка - прошептала я.Он горько усмехнулся в свои серебряные усы,поманил меня пальцем , затем , как фокусник в цирке, добыл откуда-то "петушка" на палочке и вручил его мне.                Было такое лакомство - леденец в форме петушка, обычно красного цвета.Носили их по дворам какие-то люди и продавали по пятаку.Впрочем, такого же можно было обменять на бутылки или тряпки у старьевщика, которого мы-детвора называли "Шара-бара".Он появлялся вдруг ,на лошади запряженной в телегу. Вся округа обступала эту "волшебную колесницу" и каждый, с горящими глазами, ждал своей очереди ,предвкушая момент получения какой-нибудь "необыкновенной" вещицы(вертушки, прыгающего шарика на резинке-венгерке , глиняной свистульки, прочего подобного)и обязательно  петушка.                Я была польшена неожиданным вниманием.С тех пор, когда я возвращаясь из школы шла мимо,  всегда приветствовала его -Здравствуйте дедушка!Он отвечал - Здравствуй внученька!(Я так никогда и не узнала его имя.)Иногда он подзывал меня к себе, расспрашивал об отметках, рассматривал тетради ,  рисунки в альбоме.Щурился, как-то, по-доброму и говорил - Молодца, молодца! Гладил меня по длинной косе шершавой рукой.                Когда наступали ненастные осенние дни, а за ними приходила зима,дедушка исчезал.А с теплом появлялся на своем месте.Я училась уже  в четвертом классе,когда однажды после уроков возвращаясь домой,возле "дедушкиного" дома похоронная процессия преградила мне дорогу.На подушечке несли медали, много медалей,а в гробу лежал дедушка.За гробом шли немногочиленные соседи и женщина в черном платке.По окончании войны он так и  не нашел свою семью - немецкая окупация прошлась по его родной стороне.Встретил он такую же одинокую, как и сам женщину, с ней и доживал-какая жизнь у безногого да израненного человека.Болел он все двадцать лет после войны. Было ему пятьдесят девять лет.Это теперь я понимаю-не такая уж замшелая старость...                В очередную годовщишу ПОБЕДЫ нальем мы по маленькой и выпьем за ПОБЕДИТЕЛЕЙ!!!Лично я вспомню своего родного деда, который выжил на дорогах войны, именно на дорогах, всю войну колесил-был водителем.Хлебнуть пришлось,но это другая история... А еще я вспомню "ДЕДУШКУ",искорки его добрых глаз и петушка на палочке.