Орловщина и Тургенев

Жанна Травинская
    Орловщина и Тургенев, Тургенев и Орловщина - для меня единое целое. Именно поэтому ещё в начале 60-х годов я обратилась к творчеству великого писателя. Литературные герои из "Записок охотника" воплотились в вазы "Хорь" и "Калиныч", композицию "Все хорьки", "Аннушка" и экспонировалсь на областной выставке, посвящённой 150-летию со дня рождения И. С. Тургенева.

   В 1972 году, работая над серией "Вариации орловского списа", выполнила блюдо "Калиныч". Этот герой мне близок по восприятию окружающего мира, тонкостью лирической души. Изображён он сидящим на лесной поляне, с умилением воспринимающим красоту летнего дня. Над ним порхают бабочки, поют птицы, а он, впитав в себя летний день, выльет душу свою любимой балалайкой, которая лежит в траве.

   В 1977 году я получила заказ на выполнение ваз для вновь отстроенного дома И. С. Тургенева в Спасском-Лутовинове. Мне хотелось создать памятник великому писателю, вазы, созвучные его поэтической прозе. Так родились серии "Маковое поле" и "Вечные цветы Тургеневу". "Маковое поле", состоящее из 21 вазы, представляло разновеликие терракотовые стебли-вазы, на концах которых были цветущие маковые головки, покрытые ярко-красной поливой. Внутрь головки-чаши наливалась вода, в которой отражались лепестки. Создавалось впечатление волнующих на ветру растений.

   А "Вечные цветы" - бассейны-квадраты, политые внутри яркими цветными поливами. Со дня каждого бассейна на высокой тычинке расцветал керамический неувядающий цветок. Наполненная водой, каждая ваза пела о лутовиновских восходах и закатах, о вечной жизни. К сожалению, композиции эти не сохранились. Но поездки в Спасское-Лутовиново накопили в душе большой творческий материал. И много лет потом я рассказывала в глине и об аллеях в старинном парке, о Савинском пруде, о Тургеневском дубе, о самом доме с резной оградой террасы, о маленьком флигеле, прозванном "флигелем изгнанника", особо одиноком среди опавшей осенней листвы.

    В серии "Спасское-Лутовиново" я впервые оторвалась от круга. Каждая новая работа - это живописная картина, писанная огнём и керамическими красками, геометрически выверенный квадрат или прямоугольник, и вазы - монументальные сосуды, в основе несущие народные формы крынок. Каждая новая работа - это живописная картина, писанная огнём и керамическими красками, геометрически выверенный квадрат или прямоугольник, и вазы - монументальные сосуды, в основе несущие народные формы крынок. И вырывается из этой формы любимый дуб Тургенева, среди деревьев парка усадебный дом и флигель, сами вазы, как стволы старых лип.

     Глина - мой любимый материал. Всё подвластно этой как будто невзрачной серой массе, когда она и творец сливается в одно целое. И начинается колдовство. Этим колдовством я занимаюсь уже больше 30 лет.