Семейный альбом

Вадим Ирупашев
СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ

     Люблю ходить в гости – за столом посидеть, чайку попить с печеньем, поболтать.
     Но, вот, после чая, я уже знаю, что меня ожидает в гостях. А, ожидают меня мучения адские – по иному и не скажешь. Хозяева торжественно вручают мне семейный альбом. И ладно бы, если один, а то два и три. И хозяин, и хозяйка с придыханиями и восклицаниями начинают рассказывать мне о своих родственниках и знакомых: «Вот, наша любимая бабушка в детстве, а вот бабушка на выпускном вечере – круглая отличница, а на этой фотографии бабушка студентка, она во втором ряду, справа, бабушка была такая красавица, Оленька вся в нее, а какие у бабушки волосы были пышные в молодости, и у нашей Оленьки такие же, Оленька, подойди к дяде, покажи свои косы».
     «А, вот, и наш дедушка, он был спортсменом, видите, в длинных трусах, тогда такие носили, а еще он был «моржом», купался в проруби, но дедушка рано умер».
     «А, это, дядя Коля – ученый, институт окончил с красным дипломом. Был крупным специалистом по насекомым, но тоже рано умер, наш Мишенька весь в него, Мишенька, покажи дяде свой дневник».
     Но приходится рассматривать фотографии не только близких родственников, но и дальних, и просто знакомых и, даже, знакомых знакомых. И к каждому фото подробные объяснения. И воспоминания. А, ведь, мне молча и смотреть нельзя – обидятся. От меня хозяева ждут и сопереживания, и ответов, и каких-то подтверждений. И приходится что-то говорить, кого-то хвалить, кем-то восхищаться. Хотя, от долгого рассматривания, мелькания лиц, в глазах моих туман, да и, по-правде, не кажутся мне эти люди на фотографиях, уж очень умными, симпатичными и красивыми. А, даже, напротив – некоторые мне, явно несимпатичны – просто уроды. Но обижать гостеприимных хозяев не хочется и я мямлю: «И правда, какое интеллигентное лицо у вашего дяди, сразу видно, что очень умный человек». «Какой прелестный ребенок, настоящий ангелочек». «Какие красивые, интеллигентные лица у всех ваших родственников на этой фотографии, чувствуется порода».
     Хозяева довольны, улыбаются, а мне тошно и грустно.
     Но иногда мне везет: хозяева на несколько минут выходят из комнаты, я остаюсь один, и, удается перевернуть в альбоме несколько листов. Я доволен. Но хозяева возвращаются, а с ними и мои мучения.
     И в такие семьи я уже не хожу, хотя, и хочется зайти – посидеть за столом, попить чайку с печеньем, поболтать. Да, ведь, и люди они неплохие.
И не могу я понять, что заставляет этих милых людей так мучить гостя. То ли это традиция, то ли мода, или болезнь какая-то. Но, ведь, если так, во всех домах будет, так и в гости не решишься зайти.
     Но, бывает, прихожу я в гости с плохим настроением – тоска какая-то нахлынет, дрянь какая-то в голове. А передо мной альбом семейный выкладывают. И никак я не могу заставить себя улыбаться и хвалить смотрящих на меня с фотографий незнакомых мне людей. И кажутся они мне некрасивыми, неинтеллигентными, неумными. И, даже, какими-то дебилами с выпученными глазами. И все на одно лицо. А, хозяева, хорошие люди, смотрят на меня и ждут. И вот, при таком моем поганом настроении, я боюсь сорваться: ляпнуть, что-нибудь неприятное.
     Пришел как-то в гости. Хозяева люди хорошие, добрые, а у меня настроение поганое. После чая усадили меня на диван и альбом семейный дали в руки – смотри, мол, и умиляйся. Я молчу, а хозяева что-то говорят, тычут пальцами в фотографии. А я в их слова не вслушиваюсь – пропускаю мимо ушей. Но, вдруг, слышу, хозяин говорит: «А, это – наш прадедушка, он в гражданскую войну белых офицеров вешал». Я и ляпнул: «Вот, подлец-то, какой!» Хозяева промолчали – сделали вид, что не расслышали. А, дальше, еще хуже пошло. Я, зачем-то, уже и сам спрашиваю: «А, это, что за урод?» Хозяева промолчали, не ответили, еще некоторое время молча полистали альбом, потом закрыли и унесли.
     Я, конечно, сожалел, что так получилось – не сдержался, обидел хороших людей. И в эту семью уже не хожу в гости. Да, и не приглашают.
     Но, есть у меня приятель, к которому я не боюсь ходить в гости, хотя и он предлагает мне посмотреть свой семейный альбом.
     У моего приятеля какой-то необычный, свой, взгляд и на альбомы, и на своих родственников.
     Родственников своих приятель называет не иначе, как: «придурок», «урод», «шизик», «алкаш»…
     Я, конечно, сомневаюсь, что все они достойны таких эпитетов, но не возражаю приятелю. Ему, ведь, виднее.
     И вот, сидим мы, листаем альбом, я скромно улыбаюсь, иногда позволяю себе и посмеяться, а приятель рассказывает: «Вот этот, мой дядя, партийным работником был, всю жизнь просидел за столом в своем кабинете, учил всех уму-разуму, да никого, и ничему, не научил, только себе геморрой нажил и, сейчас еще лечится, посмотри, какая у него тупая рожа». «А, вот, этот, двоюродный мой дедушка, всю свою семью загубил: жену замучил – умерла, дочь с ума сошла, сын сгинул где-то; и улыбается, подлец». «А, этот, все себя великим художником мнил, двоюродный брат мой, а всего-то одну картину свою и продал какому-то японцу, а довез ли японец картину до Японии – никто не знает». «Ну, а эта, сам видишь – проститутка, племянница моя». «А, на этого посмотри, с наглой мордой, не знаю, кем он мне приходится, давно его не видел, в тюрьме сидит».
     Но есть в альбоме две фотографии, над которыми мой приятель не смеется, а говорит о них, даже, с какой-то любовью в глоссе: «Это мои родители». И я его понимаю. Родители – это святое.
     Я не одобряю такого несерьезного отношения моего приятеля к своим родственникам, но и не осуждаю его. Ведь, надо же и правду, иногда, говорить о людях, даже, о родственниках.
     Вы спросите, а я сам-то показываю гостям свой семейный альбом. Должен признаться, что и я грешу этим. Зараза это какая-то, соблазн, перед которым трудно устоять!
     Бывает, придут ко мне гости, сидим за столом, чай пьем, болтаем. И, вдруг, я вспоминаю про свой семейный альбом, и начинает меня изнутри подмывать: «Покажи, да покажи…» Сдерживаюсь, сдерживаюсь и, в конце концов, сдаюсь – достаю альбом и кладу его перед гостями. Гости, конечно, бледнеют, краснеют, у кого печенье во рту – давятся. Но я неумолим, и деваться гостям некуда. Смотрят, комментируют, хвалят моих родственников, восхищаются.
     И стыдно мне потом бывает, и гостей жалко – хорошие ведь люди. Даже, пытался запрятать альбом куда-нибудь подальше и забыть о нем. И прятал, но, когда, случались гости, находил.
     Надо сказать, что во всех этих альбомных мучениях есть и положительный момент. Всегда есть люди (родственники, друзья, знакомые), которых не хочешь видеть у себя в доме. И, вот, достаточно предложить им, пару раз, посмотреть семейный альбом, и уже их никогда у себя не увидишь.
     И всем даю добрый совет: «Смотрите свой семейный альбом в семейном кругу или в одиночестве».