Солдатский паек

Владимир Пузиков
Накануне очередной годовщины Дня Победы возрастает интерес общества к истории Великой Отечественной войны, героическим подвигам рядовых бойцов и командиров. О бытовых проблемах: питании, обмундировании и прочем, как-то не принято писать и говорить.
В этом очерке откроем страницу продовольственного снабжения Красной Армии на начальном этапе военных действий.

***

12 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны своим решением утвердил новые продовольственные нормы суточного довольствия личного состава Красной Армии.

Через десять дней, 22 сентября народный комиссар обороны СССР Иосиф Сталин подписал приказ № 312 «О введении новых норм продовольственного снабжения Красной Армии».

Категорий довольствия было несколько, они имели существенные отличия в наполнении продуктами, как по количеству, так по составу и качеству.

Первая категория. По этим нормам обеспечивались красноармейцы и начальствующий состав боевых частей действующей армии, за исключением военнослужащих, довольствующихся по нормам летного пайка и нормам технического состава частей военно-воздушных сил (ВВС).

Хлеб из ржаной и обойной муки выдавался в количестве 900 граммов для зимнего времени (с октября по март), 800 граммов для летнего времени. Хлеб по нормам зимнего времени в 1941 году начали выдавать с 20 сентября.
 
Круп разных, макарон полагалось в сутки по 170 граммов. 
Для приготовления блюд, выделялась мука пшеничная 2 сорта – 20 г и соевая дезодорированная мука – 15 г.

Важное место в питании бойцов имели мясные и рыбные продукты, жиры. Так вот, норма выдачи мяса ограничивалась количеством 150 г, рыбы – 100 г, комбижира и сала – 30 г, масла растительного – 20 г.

В рационе значительное место занимали овощи. Картофеля, капусты свежей и квашеной, моркови, свеклы, лука репчатого, огурцов и зелени выделялось 820 граммов в сутки на человека. Наибольший удельный вес приходился на картофель – 500 г.

Для того, чтобы борщи и супы были вкусными, предусматривалось выделение томата-пасты (6 г), уксуса (2 г) и специй: перца – 0,2; лаврового листа – 0,2; горчичного порошка – 0,3 г в сутки на человека.

На бойца в сутки списывалось по 1 грамму чая, 35 граммов сахара и для приготовления пищи – 30 граммов соли.

Среднему и высшему командному составу дополнительно выделялись продукты бесплатно в сутки на одного человека: масла сливочного или сала – 40 г, печенья – 20 г, рыбных консервов – 50 г.

Вторая категория. По этим нормам обеспечивались красноармейцы и начальствующий состав тыла действующей армии – тыл фронта, армии, дивизии и бригады.

Третья категория. Нормы довольствия красноармейцев строевых и запасных частей, не входящих в состав действующей армии.

Четвертая категория. Нормы довольствия красноармейцев караульных частей и красноармейцев тыловых учреждений, не входящих в состав действующей армии.

Учитывая климатические и погодные условия, личному составу войск первой линии Карельского фронта с декабря по февраль месяцы выдавали дополнительно к пайку свиного сала 25 г в сутки на человека.

Личный состав войсковых частей, расположенных в районах, не благополучных по цинготным заболеваниям, получал в сутки одну дозу витамина С на человека.

***

Летно-технический состав ВВС также имел четыре категории норм довольствия личного состава.

По первой категории довольствовались боевые расчеты экипажей самолетов действующей армии; по второй – летно-технический состав ВВС действующей армии по специально объявленному перечню должностей.

По третьей категории обеспечивались боевые расчеты экипажей самолетов, не входящих в состав действующей армии и летно-технический состав, находящийся на казарменном положении; по четвертой – довольствовался технический состав ВВС, не входящий в состав действующей армии.

Питание личного состава ВВС было организовано по более высоким нормам, калорийными продуктами.

Из 800 граммов хлеба, половина выпекалась из лучшей муки: пшеничной 2 сорта. В составе круп – 50 граммов риса.

Летному составу повышались нормы выдачи мяса до 350 г, и вводилось в рацион мясо птицы – 50 г.
Летчикам полагались молочные продукты: сыр, творог, сметана, молоко свежее, молоко сгущенное, кофе и какао со сгущенным молоком. Всего – 270 г в сутки.

А также: масло сливочное – 90 г, яйца – одно в два дня, сахар – 80 г в сутки.

Напряженная леткая работа требовала витаминизированного питания. Личному составу выделался крахмал картофельный – 5 граммов, фрукты сушеные – 20 г, экстракт фруктовый – 3 г для приготовления компотов и киселей.

На самолетах фронтов и на действующих самолетах тыла на случай аварий и вынужденных посадок имелся неприкосновенный запас на одного человека: молока сгущенного – 3 банки, консервов мясных – 3 банки, галет «Крекер» - 800 граммов, шоколада – 300 г, сахара – 400 г. Допускалось шоколад заменять на 800 граммов печенья.

Соответствующие нормы довольствия были утверждены для курсантов военных училищ сухопутных и воздушных сил Красной Армии. Курсантам летных училищ в дни учебных полетов отпускалось дополнительное довольствие.
***

Красноармейцев, младших командиров и начальствующий состав, находящихся на излечении в военных госпиталях и войсковых стационарах, а также, военнослужащих, находящихся на излечении в военных санаториях, в домах отдыха и в центральном военном госпитале НКО снабжали по особым нормам.

Норма хлеба устанавливалась в 600 граммов, но половина – выпекалась из пшеничной муки первого сорта.
Из 100 граммов круп на долю риса и манки приходилось по 20 граммов.

Сокращалась выдача масло растительного до 5 граммов, сала-комбижира до 10 граммов, вводились масло коровье – 40 г и сметана – 10 г в сутки.

Норма довольствия овощей на выздоравливающего составляла 735 граммов; фруктов сухих – 20 или консервированных – 75; фруктового сока – 10 или ягодно-фруктового экстракта – 0,3 грамма.
Сахар отпускался в количестве 50 граммов в сутки.

Военнослужащим, убывающим во все виды отпусков, выдача продовольствия натурой не производилась на весь срок нахождения в отпуске. Взамен продовольственных пайков выдавалась денежная компенсация.
 
При направлении военнослужащих в санатории и в дома отдыха по бесплатным путевкам денежная компенсация не выдавалась. 

***

22 сентября 1941 года народный комиссар обороны СССР И. Сталин подписал приказ № 313 «Об упорядочении снабжения Красной Армии продовольствием и фуражом».
Привожу Приказ с небольшими сокращениями, дабы представить на тот момент войны ситуацию более-менее реальной.

«…В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны № 663сс от 12 сентября 1941 г. в целях упорядочения снабжения частей Красной Армии продовольствием и фуражом приказываю:
1. Отменить назначение фондов и отпуск продовольствия и фуража войсковым частям и соединениям по штатной численности.

2. Отпуск продовольствия и фуража для фронтов и округов производить по списочной численности, но не более количества пайков, установленных Государственным Комитетом Обороны для фронтов и округов.

3. Начальнику Главного управления формирования и укомплектования войск Красной Армии армейскому комиссару I ранга т. Щаденко установить единый срок получения списочной численности Красной Армии к 20 числу каждого месяца и представлять ее в Государственный Комитет Обороны к 28 числу для установления количества пайков.

Одновременно с представлением донесений по численности в Государственный Комитет Обороны сообщать численность главному интенданту Красной Армии для заблаговременной заготовки продовольствия.

4. Интендантам фронтов, армий, военных округов, соединений и начальникам продовольственного снабжения полков и отдельных частей не отпускать продовольствия и фуража без представления подразделениями и воинскими частями списочной численности личного состава и без проверки списочного состава на основании данных о наличном составе каждой части.
 
Интендантам фронтов, армий, военных округов, соединений и частей не отпускать продовольствия и фуража на содержащийся сверхштатный состав и на сформированные без моего утверждения части и подразделения. Предупредить указанных должностных лиц интендантства, что за нарушение этих правил, они будут привлекаться к судебной ответственности.

5. Прикрепить воинские части и соединения для получения продовольствия и фуража к определенным продфуражным складам, взяв для основания на прикрепление продовольственные аттестаты частей. Продовольствие со складов отпускать только прикрепленным частям, взяв за основание единственный документ – чековое требование.
При откреплении воинской части и соединения от склада на чековых требованиях ставить специальный штамп. Отпуск продовольствия и фуража без чековых требований и продовольственных аттестатов категорически запрещаю.

6. Привлекать к судебной ответственности командиров частей и соединений за представление неправильных данных о списочном составе частей и соединений, а также за представление завышенных заявок на получение довольствия.

7. За все потери и утраты продовольствия и фуража на фронте от воздействия противника обязательно составлять акты и только после утверждения их командованием соединения списывать утраты и потери в расход.

8. Интендантам фронтов и армий, военных округов требовать обязательного представления частями и соединениями отчетов о расходе продовольствия и фуража в строго установленные сроки.

В случае непредставления своевременного отчета, интенданты имеют право выдавать продовольствие только в течение 5 дней, после чего прекращать отпуск продовольствия соответствующей части до представления ею отчета.

9. Во фронтах и армиях содержать переходящие запасы продовольствия следующих размеров: для Карельского фронта – на 30 суток, для Ленинградского фронта – на 20 суток; для остальных фронтов и отдельных армий – на 15 суток».

***

Военные советы фронтов, армий и военных округов были обязаны строго спрашивать с командиров частей за организацию питания в войсках. Режим питания должен быть таким, чтобы красноармеец получил все положенное по нормам полностью и в хорошо приготовленном виде.
Когда горячим питанием, войска обеспечить не было возможностей, в Красной Армии допускалось использование сухого пайка, как боевого запаса продуктов.

Приказы – приказами, а вот организовать нормальное питание в ротах и полках не всегда удавалось…

Меня, как уроженца Ставропольского края, интересуют события Отечественной войны, происходившие на территории Северного Кавказа.

Так вот, в июне 1942 года проводилась проверка организации питания в частях и соединениях Северо-Кавказского фронта.

Комиссией ГКО были вскрыты серьезных недостатки.
Несмотря на наличие запасов продовольствия во фронтовых и армейских складах, питание бойцов в проверенных частях было поставлено плохо.
 
Практически повсеместно пища готовилась однообразно и преимущественно из пищевых концентратов.
На день проверки (26 июня) на складах имелись: квашеная капуста, консервированные и сушеные овощи, томат, перец, специи. Но, при наличии овощей на фронтовом складе, в части их не доставляли.
 
В 102-м отдельном инженерно-строительном батальоне продукты бойцам выдавались на руки, и каждый из них готовил себе пищу самостоятельно. Кто в чем мог: котелках, банках от консервов и даже в стальных шлемах.

Командир 105-го стрелкового полка подполковник Ивакин приказал двух бычков, полученных для убоя на мясо, не забивать, а использовать их в упряжи. Бойцы в этот день мяса не получили, и на его замену не была выдана рыба.

В 1-й роте 324 стрелкового полка 26 июня пищу готовили без мяса, при наличии на складе дивизии 5 суточных дач мяса и 2 суточных дач рыбы.

В большинстве проверенных соединений 47-й армии не имелось кухонного инвентаря: топоров, разделочных ножей, вилок.
 
Комиссия сделала неутешительные выводы о том, что начальник управления тыла генерал-майор Анисимов и начальник упродснаба фронта старший батальонный комиссар тов. Востоков в частях не бывают и не знают действительного положения с питанием и обеспечением личного состава вещевым имуществом.

***

16 июля 1942 года заместитель народного комиссара обороны генерал-лейтенант интендантской службы Хрулев издал приказ № 0561 «О недостатках в организации питания и снабжении войск Северо-Кавказского фронта».
Приведу некоторые пункты из приказа:

«…1. Начальника упродснаба Северо-Кавказского фронта старшего батальонного комиссара Востокова с работы снять и послать на менее ответственную работу.
Начальником упродснаба Северо-Кавказского фронта назначить подполковника Щепалова Василия Александровича.

2. Командира 3-й роты 102-го отд. инженерно-строительного батальона лейтенанта Герасимова и политрука роты младшего политрука Хамакова за преступно-халатное отношение к организации питания бойцов арестовать на 15 суток каждого, с удержанием 50 % зарплаты.

3. Командиру 105 стрелкового полка подполковнику Ивакину и военкому полка батальонному комиссару Линник за самоуправство и отсутствие заботы об улучшении питания красноармейского состава – объявить выговор.

4. Начальнику управления тыла фронта генерал-майору Анисимову:
а) навести порядок в организации питания красноармейцев, и добиться его коренного улучшения. Продукты, положенные по нормам довольствия, отпускать и полностью закладывать в котел. Перед закладкой в котел продукты обязательно взвешивать. В случае отсутствия овощей и других продуктов производить обязательную замену их имеющимися в наличии продуктами в размерах, предусмотренных таблицей замен.

Прекратить выдачу бойцам продовольствия на руки для приготовления ими пищи самостоятельно.

Всех лиц, назависимо от служебного положения, допустивших неполную закладку в котел, расхищение и порчу продуктов; допустивших сокращение норм пайка для питания личного состава сверх отпускаемых для фронта, армии, соединения и части лимита пайков, а также всех лиц продовольственной службы, проявивших бездеятельность, в организации питания, привлекать к ответственности;

б) решительно повысить качество приготовления пищи в красноармейской кухне. Восстановить ведение раскладок красноармейской пищи. Раскладки утверждать командирам батальонов. Шире использовать местные возможности по заготовке овощей, а также применять в пищу бойцов под наблюдением врачей витаминоносители: щавель, крапиву и т. п.
Особо отмечать и награждать отличников поваров, показавших образцы приготовления разнообразной и вкусной пищи, вплоть до представления их к правительственной награде;
 
в) обязать начальствующий состав санитарной службы установить строжайший контроль за качеством приготовления пищи, организацией питания, санитарным состоянием кухонь, мест раздачи пищи, а также соблюдением бойцами правил личной гигиены при приеме пищи;

д) потребовать от всех работников продовольственной службы и в первую очередь от фронтового и армейских аппаратов не сидеть в канцеляриях, а чаще бывать в войсках, изучать на месте недостатки в организации питания и принимать меры к их устранению…

7. Начальнику обозно-хозяйственного управления ГИУ КА немедленно проверить наличие кухонного инвентаря в армии (ножи, топоры, пилы, черпаки и пр.) и путем организации производства обеспечить им армию полностью».

***

Государственный контроль, органы военной прокуратуры и инспекция Главного управления продовольственного снабжения Красной Армии, проводя регулярные проверки состояния продовольственного снабжения, вскрывали крупные нарушения и злоупотребления в целом ряде военных округов и фронтов.

Так, установленный приказом НКО № 313 порядок назначения лимитов продфуражных пайков не соблюдался. Зачастую пайки войсковым соединениям назначались не по списочной, а по штатной численности.

В августе 1942 года управление продовольственного снабжения ПриВО (начальник управления полковник Илатовский) распределило лимитов на 164171 продовольственных и 13100 фуражных пайков больше, чем назначено постановлением ГКО на полную штатную численность частей, еще не прибывших в округ.

В продовольственных управлениях Северо-Западного фронта (начальник управления полковник Журин) и Брянского фронта (начальник управления полковник Жижин) были обнаружены факты сверхлимитного отпуска войскам продовольствия: по Северо-Западному фронту – 8 тысяч и по Брянскому фронту – 17 тысяч пайков.

Во фронтах и округах продолжали незаконно содержать части, формирование которых не утверждено Народным комиссаром обороны.

В Северо-Западном фронте в течение 6 месяцев без разрешения НКО содержалось 17 войсковых частей, а в Дальневосточном фронте – 10, на снабжение которых израсходовано значительное количество продовольствия и фуража.

Во фронтах и округах часто практиковалась выдача продфуража без аттестатов и чековых требований, а также частям, не прикрепленным на довольствие к складам.
Много таких фактов было обнаружено по Донскому фронту, где отпуск продовольствия производился по всевозможным запискам, а имевшиеся бланки чековых требований бесконтрольно растаскивались, чем создавались условия для злоупотреблений.

Наличие перечисленных фактов требовало решительных мер к прекращению безобразий в использовании продовольственных ресурсов, отпускаемых Красной Армии.

***

13 ноября 1942 года заместитель Народного комиссара обороны генерал-лейтенант интендантской службы Хрулев направил в войска приказ № 0884 «О фактах разбазаривания продовольствия и фуража в частях и учреждениях Красной Армии и мерах предупреждения этих явлений».

Из приказа:
«…1. Начальнику Главного управления продовольственного снабжения Красной Армии в месячный срок расследовать перечисленные нарушения приказов, установить виновных лиц и привлечь их к судебной ответственности.

2. Начальнику Главного управления продовольственного снабжения Красной Армии бригинженеру тов. Павлову в 10-дневный срок переработать и представить мне на утверждение порядок перераспределения между фронтами и округами продфуражных лимитов при передислокации частей и соединений с тем, чтобы это перераспределение и изменения продовольственных фондов производились одновременно с изменением состава войск фронта, округа.

3. Довольствующим органам в 10-дневный срок прекратить отпуск продовольствия частям и соединениям, не утвержденным Народным комиссаром обороны товарищем Сталиным. В этот же срок прекратить отпуск пайков на содержание сверхштатного состава в частях.

4. Под личную ответственность командиров соединений и частей прекратить отпуск продовольствия на штатную численность войск. Продовольствие и фураж отпускать строго на списочный состав, но не свыше штата.

5. Командующим фронтов, армий и военных округов установить постоянный контроль за продовольственным снабжением войск».

Почти полтора года шла Великая Отечественная война, а питание бойцов и командиров, пока еще не было должным образом налажено.
До Великой Победы оставалось два с половиной года.

6 мая 2011 г.                г. Благодарный