Недоразвитость природы чувств и прорыв к развитию

Эксперт Роман Либерти
НЕДОРАЗВИТОСТЬ ПРИРОДЫ ЧУВСТВ И ПРОРЫВ К РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА:
ОТ ПИЩИ И СЕКСА К ОСНОВЕ БЫТИЯ – ВСЕПОГЛОЩАЮЩЕЙ ЛЮБВИ К ЖИЗНИ

«Чего человек не понимает, тем он не владеет».
Гёте

Наслаждение – это форма чувственности душевного аппарата человека, по-видимому, наиболее приближенная к восприимчивости счастья и естественности сторона человеческой психики. Эмоциональный мир души играет важную роль в процессе становления высокоразвитого организма, в то время как «быдло/скотина» [1] растёт на почве невосприимчивости именно к такой естественной стихии физического тела человека как ГЛУБОКИЕ чувства. Кто хочет быть «быдлом», стадным массивом без намёка на индивидуальность? Как не стать бесчувственным и поверхностным, как не оскотиниться? Развивать чувственность и разум! Осуществить это можно хотя бы с элементарного - позволить наслаждениям ВОЙТИ в твою жизнь, разрешить им ОСОЗНАТЬСЯ тобой, тем самым прикоснувшись к таинству Радости.

Вкусовые оттенки еды, пожалуй, могут воспитать эти качества в душе, но их нужно не просто принять и осознавать, однако, что более важно – развивать, тренировать. Каждый раз, принимая порции какой-либо еды, будь то фрукты, ягоды, орехи, овощи, грибы, злаки – следует (во имя собственного бытийного прогресса) позволить вкусовым рецепторам распознать шедевры Божьего таланта выращивания обилия вкусового [2] спектра на почве слизистых процессов всасывания и переваривания.

Однако, Бог не был так примитивен, чтобы ограничиться одной формой удовлетворения души человека – Он придумал [3] еще и эротические рецепторы восприятия прекрасного, красивых образов человеческой эстетики тела и вещественного мира, как реального, так и выдуманного (фантазийного, в смысле творческого вымысла, эклектической инновации, как то: изобразительного искусства всех типов, флористики, художественной драматургии и т.д.)

Посредством зрения человек может воспринимать и обрабатывать информацию. Через глаза и мозг происходит некое подобие всасывания субстанции материи в ее идеальных эквивалентах. Поразительно, идеи, как и нутриенты, - усваиваются! Идеи столь же пригодны к чувствительности, как и микроэлементы пищи, столь же приятны, удовлетворяют сознание и успокаивают внутренний мир, стимулируют к жизни. Здесь мы говорим о питании, но уже в его чуть ли не метафизическом смысле.

В отличие от животных, секс которых является просто формой спаривания, простимулированного автоматизмом размножения (они не думают о природе эротики, не наслаждаются образами, не испытывают эмоциональных потрясений такого пилотажа, как это происходит у людей) – человеку, однако, дано постичь и систематически наслаждаться этим опытом, тренируя свои рецепторы, изощряясь (в хорошем смысле слова), выдумывая, творчески осваивая всю многогранную стихию этого физиолого-эмоционального начала.

Эротизм в данном случае выступает как творческое романтико-эстетическое восприятие жизни, но основа его, как утверждал прославленный австрийский врач (невропатолог и психиатр) З. Фрейд, - сексуальность.

Мы не будем спорить о том, что первично или вторично, эти нюансы – не есть цель нашего исследования здесь, но ясно одно - генитальность, обнаруженная ребенком в своем детстве, постепенно даёт о себе знать всё более и более с возрастом и требует удовлетворения, развития, масштабного многовекторного физиолого-психологического прогресса (фокусировки, обострения, реванш-кульминации, расслабления, повторяемости), в том числе частного его случая: обнаружения, возбуждения, оргазма, разрядки, цикличности.

На этом месте нас могут справедливо спросить: а действительно ли ставка на удовольствиях является подлинным благом, в нем ли истина?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТИНЫ - ВЫБОР МЕЖДУ НАСЛАЖДЕНИЕМ И АСКЕЗОЙ

Разговор об определении истины в том или ином вопросе чаще всего сталкивается с проблемой противостояния людей (агентов) двух систем мировоззрения: Правды и Лжи. Об этом пишут разнообразно различные авторы, например Андрей Коробейщиков излагает эти идеи мистическим образом:  «Мангысы извращают всё! Они помешаны на лжи, потому что привыкли перекраивать все исключительно в своих корыстных целях. Они превратили этот мир в сплетение лжи и иллюзий, среди которых увидеть истинные ценности может только тот, кто обладает “ясным взглядом”» [4].

Однако методология “ясного взгляда” – весьма широкая дорога и ей присущи разные критерии. Это вполне может быть и некая объективность, на которую претендует, например, Жак Фреско или тот же вышеупомянутый мной Пол Куртц в своей книге «Новый скептицизм и научное знание». Он комментирует мировоззрение людей, которые отказываются признавать наличие истины в мире так: «Тотальные скептики утверждают, что не существует объективных стандартов оценки того, что отдельный человек, город или мир думают о справедливости или благе. Они утверждают, что сказать, что что-то является благом или правильным, означает просто, что мы чувствуем, что это так, или что наши чувства склонны соглашаться либо не соглашаться с этим. Некоторые формы субъективизма оказываются одной из разновидностей нигилизма. Так, если моральные убеждения, в конечном счете, являются не чем иным, как выражением индивидуальных вкусов и ощущений – «а о вкусах не спорят», - тогда мы не можем определить, какое из них является предпочтительным. Если с точки зрения государства что-то является справедливым лишь в соответствии с договором, обычаем или силой, то нет нормативных критериев, позволяющих вынести справедливое решение вообще. “Справедливость есть интерес более сильного”, утверждал нигилист Фрасимах в сочинении “Республика”; поэтому “сила делает правым”. Наиболее влиятельная часть общества определяет, что является морально правильным, и устанавливает соответствующие законы как способы разрешения конфликтов. Этика здесь – не что иное, как условность» [5].

С другой стороны общественное большинство не обязательно право и истина может как раз быть отнюдь не на стороне, так называемых, «общечеловеческих ценностей». Испокон веков велись распри и выяснения той или иной истины, так, например, в Коране изложено противодействие истины, которую не принимает и не примет общественное большинство (о чем сожалеет Мухаммед), однако весьма занимательно, как Вечные Силы, дающие знания пророку, через это арабское Священное Писание призывают всех людей к рассудительности и каждому читающему ясно предлагают возможность определения правды: «Призывай на путь Господа МУДРОСТЬЮ и добрым увещеванием и ВЕДИ СПОР с ними наилучшим образом» [6] (Сура 16:125). Иными словами, конструктивная мудрая дискуссия и полемика  может стать той почвой, на которой прорастает обнаружение правды.

Вот и я в своих биолого-философских выводах иду к открытию «объективного блага» через дискуссию (даже не побоясь споров о мнениях). Я выбрал интересную и простую схему выяснения истины, делая элементарную ставку на бытие ребёнка с его базовыми потребностями, через практические его нужды. Именно от этого бытийного критерия я отталкиваюсь, получая в результате искомую ясность.

Так, от наслаждения молоком матери, сенсорных ощущений комфорта, и других, приносящих младенцу пользу, сторон его жизни, я перекидываю мостик к тому, что считать для него Истиной:

1.полезное НАСЛАЖДЕНИЕ;
2.или, может быть, наоборот, отнятие у него этих факторов, иными словами, АСКЕЗУ.

Вот еще пример. Для всех мам и врачей педиатров ясно, что 3-летний ребенок считается здоровым, если три раза в день хорошо кушает и испытывает удовольствие от приёма пищи, например, приговаривая при этом «вкусно, ням-ням». Эта схема проста, как день. Но когда дело доходит до человеческой сексуальности, то, на мой взгляд, всё должно определяться точно также, т.е. регулярное желание секса (3-х разовое или иное) и радостное восприятие этого события – и есть констатация здоровой личности, а, стало быть, и здорового отношения к сексу, к оргазму, к эротике, половым ласкам и т.д.

Утверждая, что и пища и секс (как собственно и масса других естественных вещей, см. «Список наслаждений»*) провоцируют выброс эндорфинов в кровь (серотонина и допамина), а это, в свою очередь, порождает новое качественное состояние личности, с неизбежным вектором в таинство радости, цитаделью которого является условное понятие Счастье [7], - я утверждаю одновременно и почву «объективного блага», т.е. Истины [8]. В результате мы можем иметь ясные ориентиры для фиксации и точки опоры для мировоззренческих заключений, в противном случае нам пришлось бы скитаться в пространстве неуверенности относительного того, что же именно считать основой нашей жизнедеятельности, как физиологической, так и нравственной. Психоаналитик Дмитрий Ольшанский, кстати, в том же ключе трактует Фрейда, что тот «исходит из принципа удовольствия, что психический аппарат подчиняется принципу удовольствия» [9].

*Список наслаждений бытия:
- Наслаждение поэзией.
- Наслаждение массажем.
- Наслаждение от безделья.
- Наслаждение от путешествий.
- Наслаждение танцами в клубе.
- Наслаждение пением птиц в лесу.
- Наслаждение ведением дневника.
- Наслаждение чтением литературы.
- Наслаждение общением в Интернете.
- Наслаждение едой (объемом, вкусом).
- Наслаждение утоления жажды водой.
- Наслаждение уважать людей и жизнь.
- Наслаждение утренним светом (зарей).
- Наслаждение душем (водным потоком).
- Наслаждение сном (отдыхом тела, ума).
- Наслаждение бытовыми впечатлениями.
- Наслаждение музыкой (прослушивание).
- Наслаждение от бритья лица (мужчины).
- Наслаждение сновидениями (кино мозга).
- Наслаждение чистотой тела, волос, зубов.
- Наслаждение физическими упражнениями.
- Наслаждение живым общением с человеком.
- Наслаждение изобразительным творчеством.
- Наслаждение от прогулок на свежем воздухе.
- Наслаждение от концерта (например, гастроли).
- Наслаждение изобретать технические инновации.
- Наслаждение игрой на музыкальных инструментах.
- Наслаждение медитацией с Богом (и/или своим ментальным Я).
- Наслаждение запахом весны в городе, свежестью мороза зимой.
- Наслаждение туалетом (опустошением мочевого пузыря, кишечника).
- Наслаждение утоления жажды напитками с разными вкусами, соками.
- Наслаждение от просмотра кинематографа (эмоции, сюжет, видеоряд).
- Наслаждение предпринимательской деятельностью, коммерцией, бизнесом.
- Наслаждение сексом (утренним, вечерним, спонтанным; минетом; куни и т.д.)
- Наслаждение погреться под ультрафиолетовыми лучами; зимой греть ноги в тепле.
- Наслаждение авантюризмом успеха (когда что-то в жизни получается из того, о чем мечтал).

Потому я не спешу порицать стремление человека к сексуальным наслаждениям, я признаю это его истинным правом и полезной нуждой. И там, где обыватель готов осудить вожделения к постоянным оргазмам (а в нашем обществе принято именно осуждать постоянные сексуальные контакты, краснеть и чувствовать вину за свои порно-потребности), как, якобы, порочные качества личности, там я настойчиво готов проповедовать свободу естественной сексуальности, на которую социум то и дело навешивает ярлыки греха и психологического отклонения, даже огульно называя такие целенаправленные тяги человека – сексуальной зависимостью, эротоманией, нимфоманией.

Я, конечно, соглашусь, что одержимость сексом может и навредить жизнедеятельности людей (еще бы… при пуританских нравах не очень-то легко найти себе соответствующего раскрепощённого партнёра и порой приходится изнемогать в поисках нормальной реализации полового наслаждения и незакомплексованной любви), но что мы будем понимать под одержимостью? Если под определение «секс-зависимости» зашоренный социум вздумает загнать «ежедневное многоразовое желание секса» (см. об этом фильм «Спасибо за обмен» - 2012), то давайте теперь одержимостью назовём и многоразовое питание людей, которые не прочь и завтрак, и обед, и ужин, и печенье между едой, и шоколадки, и фрукты с ягодами, и орешки и сок НЕ ПО РАСПИСАНИЮ употреблять. Какого фанатизма мы достигнем таким путём? Не идёт речь про обжорство, идёт речь об элементарной свободе на удовольствия. Я ни слова не говорю про крайности патологической мании трахаться со всеми подряд, но настаиваю, что вожделение к  сексу точно также нормально, как вожделение, например, к винограду или киви утром, днем и вечером, пусть даже с утра до вечера, через каждый час… Что в этом плохого?

Поэтому Бог хотел быть услышанным. Так Ему предстояло разбудить в человеке сущность наслаждающуюся, ценящую широкий спектр форм удовлетворенности жизнью, ведь и сам Бог – наслаждающийся, привлекающий к Себе, желающий разделять это чувство со своим творением (самолюбование Божества прослеживается, если беспристрастно исследовать ближневосточную теологию Библии [10], Корана [11], а также индийские Шастры [12]). Так Его осенило породить на планете жизнь сознательную не просто на уровне машинальных инстинктов, но и жизнь, восходящую по эскалации опыта, вдумчивой, чувственной, окрашенной разными цветами удовлетворенности [13].

Таким образом, еще на заре истории человечества (от начала) ИМЕННО НАСЛАЖДЕНИЕ [14], а не аскеза стали квинтэссенцией бытия. Эрос, как феномен души, кроме своего телесного выражения и применения, стал являть собой также и источник творческой стихии жизнедеятельности. В нём озарение и изобретательность, возведенные в ранг необходимости, материализованные позже в достояниях культуры, воплощенные в предметах искусств, призваны осчастливить человека, обрадовать приятным (измеряемым в категориях эротического понимания этого вопроса) смыслом происходящих на Земле процессов.

Итак, хотя бы даже пища и секс – уже учат человека быть благодарным и совершенным учеником у ног Великого Кормчего космической саги бытия, который придумал эффект Жизни, Развития, Наслаждения и Эроса, а не Смерти, Регресса, Подавления и Тонатоса, хотя эти последние эффекты и бывают полезны для опыта, всё же без них бытие человека тоже способно реализоваться гармонично. А если быть точнее (чтобы обойти крайности условного дуализма [15] в описании стихий мироздания в наших суждениях, и в то же время возвеличить торжество первых над вторыми), то учиться грамматике бытия следует у ног Того, Кто контролировал бытие от начала и стимулировал доминанты “хорошо” над “плохо”, “пользы” над “погрешностью”, преимущества “попадания в цель” над “промахом”, ибо свет и тьма, инь и янь существовали в пропорциональном балансе, одинаково уравновешивая друг друга испокон веков, а вот жизнь и восстановление, скорее всего, играли доминирующую роль над смертью и распадом (только так был возможен идеальный мир рая в Эдемском саду).

Принцип доминанты здоровья над регрессом прослеживается и в медицине, в частности, в трансплантациологии:

«Андрогенное облысение возникает из-за повышенного содержания фермента 5 альфа-редуктазы. Она преобразует мужской половой гормон тестостерон в дегидротестостерон. Фолликулы, которые чувствительные к этому гормону, погибают, и мужчина лысеет <…> Операция по трансплантации волос (пересадка волос) заключается в следующем: пересаживаются волосы с затылка и височных областей в зоны облысения. При этом волосы, пересаженные с затылка на макушку, чувствуют себя превосходно. И уже не реагируют на дегидротестостерон. Такой эффект получил название “феномен донорской ДОМИНАНТЫ”. Пересаженные волосы приживаются и растут в течение всей жизни. Эти “новые” волосы не требуют особого ухода. Не подходит метод аутотрансплантации только полностью лысым – у них нет донорского резерва» [16].

Отсюда следует, что наслаждение своим здоровьем, своей внешностью, своей духовностью, и вообще сама любовь к жизни у человека (об этом, кстати, настойчиво проповедовал в свое время Э. Фромм) должны неминуемо восприниматься как процессы творческой энергии, поскольку они вмонтирована в бытие Самим Творцом Вселенной. Именно такая энергетика порождает жизнь испокон веков, так она была изначально устроена Творцом для творцов.

Рассогласование же процессов «здоровья и удовольствия» ведут к обратному эффекту – упадническому, депрессивному, разрушающему. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд описывает эти явления с точки зрения переживания воспоминаний людей вернувшихся с войны.

Психоаналитик Д. Ольшанский передаёт эту его мысль так:

«Люди возвращаются с фронта и, казалось бы, все ужасы войны они должны моментально вытеснить и забыть, об этом не помнить, потому что это ужасно. Но масса людей, страдающих посттравматическим синдромом, которые видят кошмары (а некоторые не кошмары видят, а просто в реальной жизни что-то вспоминают и никак не могут это забыть, вытеснить) - хотели бы избавиться от неприятных воспоминаний, но никак не могут этого сделать. И тут Фрейд встаёт перед вопросом «а где же принцип удовольствия тогда?», -  вроде бы психика должна подчиняться этому принципу и только хорошее оставлять, а тут люди мучаются тем, что их преследуют плохие, нежелательные мысли, разрушительные. И тогда он (Фрейд) пересматривает свою концепцию и выдвигает мысль о том, что не только принципом удовольствия описывается психический аппарат, но есть еще и другой принцип <…> принцип “навязчивого повторения” – то, что заставляет нас возвращаться и повторять что-либо, даже если это вещи болезненные <…> этих принципов минимум два, потому что варианты возможны, психоанализ – вещь, которая на месте не стоит и всё, что происходит - заставляет нас думать о том, действительно ли такова психика, как мы о ней думаем, Фрейд как минимум раза три-четыре пересматривал свои теории» [17].

Иными словами, человек имеет способность идти не только по направлению к жизни, дистанцируясь от смерти и всего разлагающего, но и «зацикливаться» на деструктивности, «залипать на ее смертоносных чарах», втягиваться в хоровод мрака и заболевать им, даже хронически, что побуждает личность блуждать в потёмках и, не исключено, погибать со своими мрачными тенями бытия. Но это уже совсем другая история и истина в этом случае выступает как констатация дуальности направлений человека, при которой жизнь, хоть и доминирует над смертью, но индивидууму позволено выбрать смерть, болезнь, страдания, мучения, несчастье, как вектор бытия, как судьбу, стихию, увлечение.



Поэтому реализация любви к жизни, высвобожденная от пут подавления, страхов, запретов могла бы изменить мир, как об этом заявлял еще в 30-х годах В. Райх (с его открытием оргона и биосексуальной энергии жизни), но для этого стоит и в наше время почаще озвучивать такие прогрессивные идеи, ведь наслаждение, как лейтмотив, сопровождающий всю жизнь человека воистину облагораживает культуру, т.к. формирует общество творческих личностей (индивидуумов, а не безликой управляемой извне массы), подходящих к социальным проявлениям жизни с позиций искусства, а не рутины и серости.

Только так общество способно разомкнуть порочный круг вечного перекладывания ответственности за свою социальную судьбу на плечи власть предержащих, падких на манипулирование толпой в целях своей личной выгоды, а не во имя процветания системы в целом. Так мир мог бы озариться свободой любви (в ее лучших значениях, т.к. этот  термин “свободная любовь” чаще всего самым грубым образом принято опошлять и дискредитировать).

На борьбу за свободу любви, против сексуальных предрассудков и суеверий мы готовы встать вслед за гением своей эпохи, уникальным просветителем советской и пореформенной России Игорем Коном, поскольку освобожденная любовь к жизни – это, пожалуй, лучший исторический идеал, к которому стоит стремиться даже в политическом смысле (именно об этом Новом мире недвусмысленно твердили и пророки, и апостолы, и философы, и ученые).

В политическом смысле такая вещь как свободная любовь к жизни, между людьми и между полами, так же продуктивна (с учетом, что все понимают смысл здесь сказанного, а не извращая подлинного значения предмета нашего разговора).

Сексуально-политическая энергетика, как свобода любви, просветителями которой мы являемся, будучи наследниками идей З. Фрейда, Э. Фромма, В. Райха, И. Кона – будет и в XXI веке прекрасным флагом, под который встанут еще многие и многие, кто ищет путь и истину, и жизнь в их земном, социальном, коллективном выражении.

История уже знакома с фактами, когда культура только навязывала и запрещала, посягала на инстинкты, табуизировала их, но ей предстоит еще познать полноценное просвещение по самым щепетильным вопросам. Противоречие как истории, так и культуры выражено в том, что они вытесняли и загоняли в глубину то, что следовало освещать, осваивать и развивать.



ССЫЛКИ:

1) «В среде быдла цветут различные психические заболевания, которые проявляются в неоригинальном мышлении, укрытием за общими словами, словами без сути, шаблонными фразами и мировоззрением, что является признаком их безынтеллектуальности. В связи с чем весьма стрессоустойчивы к рутине. Имеют либо свои расплывчатые, либо общественные (что в общей корзине нашли) соображения по большей части вопросов. Не чувствительны к амбивалентности. К старости эти разжиженные соображалы превращаются в обычных неустойчивых маразматиков <...> Данному классу присущи устоявшиеся стереотипы. Им издавна пользовались как дешёвой рабочей силой. Пояснение: "Но почему народ невежествен? Потому что так надо. Невежество — хранитель добродетели. У кого нет надежд, у того нет и честолюбия. Невежда пребывает в спасительном мраке, который, лишая его возможности видеть, спасает его от недозволенных желаний. Отсюда — неведение. Кто читает — тот мыслит, а кто мыслит — тот рассуждает. А зачем, спрашивается, народу рассуждать? Не рассуждать — таков его долг и в то же время его счастье. Эти истины неоспоримы. На них зиждется общество" (В. Гюго «Человек, который смеётся»). На заметку: в малой психиатрии существует диагноз — конституциональная (физиологически обусловленная) глупость. Симптомы описаны выше».
http://lurkmore.to/Быдло

2) «Важно, чтобы еда готовилась вкусно и пробуждала здоровый аппетит» (Уайт Е. Свидетельства для Церкви. Т.2. – С. 367.)

3) "Смысл человеческой жизни в соблюдении Его повелений, а первая из них: «Плодитесь и размножайтесь». Он даровал всему живому радость и УДОВОЛЬСТВИЕ при соблюдении этой заповеди". (Левин Е. Секс в талмудической традиции).

4) Коробейщиков А. В. Возвращение в полдень. – Барнаул: Алтайский дом печати. 2011. - С. 50.

5) Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание / Пер. с англ. и предисл. В.А. Кувакина. М.: Наука, 2005. - С. 275.

6) др. перевод: “препирайся с ними тем, что лучше” (спорь с ними достойно, лучшими аргументами).

7) «Бог создал всё необходимое для счастья всех созданий, и если бы Его законы никогда не нарушались и все жили в согласии с Божественной волей, то люди НАСЛАЖДАЛИСЬ бы здоровьем, миром, и счастьем,  а не страдали от непрерывного горя и несчастья» (Уайт Е. - Там же. – С. 368).

8) Как вы понимаете, у меня не стоит вопрос о познании абсолютной истины, но лишь о той истине, которую  мы способны постичь и обладать ей, для нашего блага. Бог доверил нам, как  человечеству, параметры для выяснения объективной правды в пределах наших возможностей (Втор. 29:29), но и, конечно, эти способности будут расширяться всё более и более. Это называется прогрессом истины!

9) Дмитрий Ольшанский. Бессознательное это не то, что вы думаете. «Буквоеде» на Невском 31.08.2014.

10) «И увидел Бог, что это хорошо… и увидел Бог все, что Он создал, и вот, ХОРОШО ВЕСЬМА» Быт. 1:10,12,18,21,25,31.

11) «И небо Мы воздвигли руками, и ведь Мы – расширители. И землю Мы разостлали. И ПРЕКРАСНЫЕ устроители Мы!» Сура 51:47-48.

12) «…Теперь мой Господь, пожалуйста, вспомни все мои жертвы и, поскольку всё в конечном счёте предназначено для Твоего НАСЛАЖДЕНИЯ, вспомни, пожалуйста, всё, что я сделал для Тебя» Упанишады. Шри Ишопанишад. Мантра №17 (Шри Ишопанишад / А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада; пер. с англ. – М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2012. – С. 126).
«Пурушам значит наслаждающийся <…> Верховный наслаждающийся – это Бог» (Бхагават-гита как она есть / А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада; пер. с англ. – изд. 3-е. - М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2007. – С. 393). См. также о наслаждении и блаженствах: С. 433, 529 (11:33), 609 (13:23).
«Иначе говоря, пуруша значит “наслаждающийся”, а махапуруша – “верховный наслаждающийся”, то есть Верховная Личность Бога Шри Кршна <…> Необходимо помнить, что Верховный Господь – это верховный наслаждающийся» (Шримад-бхагаватам. Вторая песнь / Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. – М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 1992. – С. 28, 32).

13) «…человек должен постичь истинную природу Верховного Господа <…> с незапамятных времен исполняющего ЖЕЛАНИЯ каждого». Упанишады. Шри Ишопанишад. Мантра №8. (Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. – Указ. соч.)

14) Об этом кроме Библии упоминается и в различных древних мифах о Рае или его эквивалентах (см. Опарин А.А. Ключи истории: Археологическое исследование книги Бытие: Монография. – Х., 2001. – С. 33).

15) Об этом подробнее в моей статье «Туманность Дуализма: Инь-Янь  практической философии жизни, аскеза или эгоизм персональных избраний».

16) http://stopoblysenie.ru/transplantation.htm

17) Дмитрий Ольшанский. Бессознательное это не то, что вы думаете. «Буквоеде» на Невском 31.08.2014.