Менталитет

Николай Шунькин
Ресторанов я не люблю. Точнее, рестораны-то я люблю, но не люблю тратить деньги. Вообще говоря, я  деньги люблю тратить, просто, их у меня нет.

Но тут случай был особый. Отмечался юбилей ресторана, пригласили всех, причастных к его строительству, а ваш покорный слуга проектировал для этого ресторана, извините, санузел. Так я попал на банкет, где случайно подслушал этот разговор.

Я, конечно, знаю, что подслушивать нельзя, это великий грех, но денег у меня, как я уже сказал, нет, и когда я услышал, что разговор идёт о деньгах, напряг слух, и мобилизовал  внимание.

Из подслушанного разговора я хотел извлечь пользу. Должен признаться, до этого момента, я не задумывался о том, сколько мне нужно денег. А именно об этом шёл разговор за соседним столом.

Суть вопроса состояла в том, что ещё лет тридцать назад, студенты какого-то института, решили выяснить, сколько денег нужно человеку для полного счастья. Как я понял, тогда в спор втягивалось всё больше и больше людей, но истина не прояснялась. Тогда зачинщики спора решили провести опрос населения.

Это сейчас, когда слово «социализм», затаскали до дыр, как связанные покойной бабушкой носки, каждый школьник знает, что они проводили социологический опрос.

Но, мы-то с вами знаем, что в то время, ко всем словам, производным от корня «социал», относились с почтением, поэтому, они даже не догадывались, что проводили самый обыкновенный социологический опрос.

 В то время, мнение народа спускалось сверху, точно так, как план по производству товаров ширпотреба. Люди, желающие это мнение узнать самостоятельно, отправлялись или в психушку, или за границу. Тем не менее, спорщики захотели получить ответ всего на один безобидный вопрос: сколько человеку нужно денег?

Было опрошено несколько тысяч человек. Ответы кодировались, шифровались, систематизировались, интегрировались, дифференцировались, анализировались. Чего только с ними ни делали!

Кончилось тем, что организатор опроса попал в психушку, как им сказали, чокнулся. Но собранные им ответы сохранились. Они были до абсурда банальны, и делились на две чёткие группы.

К первой группе относились респонденты, которым, для полного счастья, был нужен один миллион рублей.

Вообще-то, назывались суммы самые разные, от ста тысяч, до, просто много, и даже - миллиард, но, после некоторых наводящих вопросов, респонденты признавались, что им нужен один миллион, именно это они имели в виду.

Ответы респондентов второй группы более разнообразны, но настолько смехотворны, что сами просились объединить их в одну группу.

Няня в больнице:
- Врач получает сто двадцать рублей, а я - шестьдесят. Мне должны платить, минимум, восемьдесят!
 
Врач той же больницы:
- Я людей лечу, а не станки ремонтирую. А мне платят, как слесарю, сто двадцать рублей. Не помешало бы и сто пятьдесят.

Инженер:
- Я пять лет в институте учился не для того, чтобы мне платили сто пятьдесят рублей. Мои рабочие получают по двести, и мне должны платить не меньше.

Профессор:
- У меня кафедра, аспиранты, дипломники, лекции, зачёты, экзамены. Одних газет и журналов выписываю на сто пятьдесят рублей. А у меня зарплата, со всеми надбавками, - четыреста. Меньше шестисот, разговаривать на эту тему не стану.

Таких ответов - тысячи! Их объединили во вторую группу.

Поскольку респонденты и первой, и второй группы, не дали чёткого ответа на вопрос, сколько же денег нужно для полного счастья, то, в итоге, обе группы, пришлось объединить в одну.

Лишь незначительная часть опрошенных, всего несколько человек, дали ответы по существу вопроса.

Мужчина:
- Пять тысяч на машину, пять - на шмотки, и ежемесячно по тысяче на расходы.

Молодая пара:
- Нам нужна машина, квартира и дача. Это пятнадцать тысяч. Если к этому пятьсот рублей в месяц - будет нормальная жизнь.

Пожилая пара:
- У нас всё есть, чтобы спокойно умереть. Но мы любим путешествовать. Зимой - Карпаты, Теберда, Домбай. Летом - Крым, Сочи, Юрмала. Весь год собираем деньги, отказываем себе многое. Доход десять тысяч в год нас устроит.

Учёный археолог:
- Мне бы в Самарканде раскопки организовать. Институт денег не даёт. А надо тысяч триста!

Но таких ответов, повторяю, было, всего семь. Таким образом выяснили, что люди не знают, сколько им нужно денег. Ну, не знают, и всё! Потому и называют, или баснословно большую сумму - миллион, в то время, когда хлеб стоит шестнадцать копеек, а колбаса - рубль шестьдесят, или смехотворно маленькую - восемьдесят рублей. То есть, стоимость среднего костюма. Как сказал бы наш общий знакомый, таков был тогда менталитет народа.

С той поры минуло много лет. Давно умер в психушке организатор социологического опроса.

Давно распался Союз нерушимый республик свободных.

 Демократия и гласность объявили главным достоянием общества.

Никто сверху не спускает обязательное мнение народа.

Но собеседники за соседним столом пришли к выводу, что за прошедшее время менталитет народа не подрос ни на сантиметр. Как не знали люди, сколько им нужно денег, так и не знают.

Я жадно вслушивался в разговор, и убеждался, что их аргументы очень даже убедительны! На этот раз они не проводил никакого опроса. Пресса сейчас независимая, демократии - хоть отбавляй, всё можно узнать из газет. Только систематизируй, да анализируй.

Но вернёмся к разговору за столом.
 
- Если бы Президент Украины Леонид Данилович Кучма знал, сколько человеку нужно денег, установил бы он пенсию по старости в размере 30 гривен? - спрашивал один.

- Или, минимальную зарплату размером  в двадцать рублей, да ещё с отсрочкой выплаты на полгода? - спрашивал второй.

- А пособие на  ребёнка в размере пяти гривен? - добавляла женщина.

Четвёртый не выдержал:
- Ерунду вы говорите! Эти вопросы решаются без Президента. Я вам о другом скажу. Вот, приехала из-за океана в гости к нему дама. Подарила двести пятьдесят миллионов долларов. Он, как ребёнок, радуется, правительство радуется, средства массовой информации, захлёбываются от радости. А всё потому, что ни та дама, ни Президент, ни Правительство, ни, даже, средства массовой информации, не знают, сколько денег нужно народу.

 А что проще: надо, всего лишь, поделить двести пятьдесят миллионов долларов, на пятьдесят миллионов хохлов. Вообще-то, нас пятьдесят два миллиона, но тех, кто к концу года умрёт от голода, можно в расчет не брать. Получится, по пять долларов на каждого жителя Украины. Так стоит из-за этого шум поднимать? Это - по бутылке коньяку на нос. По такой сумме мы бы ему и сами сбросились, не стоило ярмо на шею надевать.

- Да Бог с ним, с Президентом, - вмешался молчавший до этого мужчина. - У него много других забот, ему некогда о народе думать. Вы послушайте, что говорят его оппозиционеры. Уж эти - точно за народ! А о потребностях народа всё равно ничего не знают. Вот, читаю одну газету, другую, и всё больше убеждаюсь: точно, не знают.

Поставили, например, Президенту отопительную батарею. А она ему не нравится. Некрасивая, потому что. У меня, кстати, тоже была некрасивая, так я её поменял, и дело с концом. А президент экономный. Решил батарею не менять, а дал команду закрыть её декоративной крышкой. За четыре тысячи шестьсот восемьдесят долларов.

И что вы думаете? Считающие себя умными и всё знающими оппозиционеры, о той крышке уже второй месяц во всех газетах пишут: как же, Президент потратил народные деньги. А почему, спросите меня, пишут? Да всё потому, что, опять же, не знают цены денег. Прежде, чем писать, им бы поделить стоимость крышки отопительной батареи Президента, на количество его подданных. Что выкусили? Получается, 0,00936, причём, не доллара, фигушки им, а - цента! Из-за этого шуметь?  Лес на бумагу переводить?

Если даже, сюда добавить дверь за $11570, письменный стол за $15080, журнальный столик за $1625, и даже штору за $8970, то и тогда получится всего одна десятая цента на каждого хохла. Ради чего, я вас спрашиваю, шуметь?

Они думают, что мы тёмные, клюнем на эту приманку, проголосуем за них. А вы подумайте, не закрываться же Президенту от народа тюлевой занавеской за пять гривен! Тем более что если эту штору разбросать на всех, получится по одной сотой части цента. Вот вам и оппозиция. Популисты они, а не оппозиционеры.

Его поддержал следующий собеседник:
- Или, вот, пишут, дачу ему строят. Ну, и что? У меня дача есть. У моего начальника есть. И у начальника моего начальника есть. Почему не  может быть у Президента? Правда, за мою дачу не дадут и половины стоимости крышки отопительной батареи из комнаты Президента, так я и не Президент!

- Вот, вот, - опять включилась в разговор женщина. - Даже самые ярые противники Президента, которые хотят загнать его в резервацию, и назначить пенсию сорок девять гривен, не знают, сколько человеку нужно денег. Хотя бы для пользы дела поинтересовались, сколько он сейчас тратит

 - Сорок девять гривен, это ему на туалетную бумагу дадут.

- Если даже на бумагу, всё равно, не хватит.

 - Вот, и получается, что менталитет нашего народа, за последние тридцать лет, не изменился ни на йоту. Люди как не знали, сколько им нужно денег, так и не знают. Обидно, что некоторые несознательные журналисты пользуются этим, чтобы порочить честное имя Президента.

Я шёл из ресторана, и размышлял. Может быть, они правы? Может, действительно организовать курсы, на которых обучать людей, чтобы они знали, сколько им надо денег? Всех сразу, конечно, не обучишь. Поэтому, начать можно с Президента. Потом обучить Правительство и Верховную раду. А за ними, уже и менталитет народа, сам по себе, подтянется. Тем более опыт есть.

Александр Македонский, который завоевал почти всю землю от Тихого до Атлантического океана, умирая, приказал сделать в стенках гроба два отверстия, и похоронить его с распростёртыми руками, чтобы все видели, что он взял с собой на тот свет.

Из моего архива ХХ века.

Реализатор  http://proza.ru/2011/03/03/970