Всё для фронта

Михаил Андреевич Русин
2011г.

                ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА

                (Рассказ руководителя Новосибирского обкома. 1975г.)

      В начале войны я был обыкновенным инженером на танковом заводе. Физически здоровые рабочие ушли на фронт. Их места заняли дети-подростки.
      Производственные нормы определялись необходимостью выпуска требуемого фронту количества танков. Обстановка на фронте усложнялась, потребность в танках росла, повышались требования к увеличению производительности труда. Все возможные резервы были использованы. Увеличить производство боевых машин уже, казалось, немыслимым. Директор завода собрал всех руководителей и инженеров на совещание с целью изыскать ещё не использованные резервы. Найти такие возможности не получалось. На этом совещании проявил инициативу и я. Суть моего предложения заключалось в том, что на станках работают подростки, которые измотаны физически непомерной нагрузкой. Нужно создать им условия для необходимого отдыха. В основном это были мальчишки. Уставшие от работы, после окончания смены, они добирались домой пешком, т.к. трамваи не ходили. Им приходилось преодолевать много километров и тратить на это много времени и сил. Дома они не успевали отдохнуть, не высыпались и снова отправлялись на завод. В обеденный перерыв им приходилось подолгу стоять в очереди за получением пищи. Времени на обеденный отдых также не оставалось. Я предложил организовать для юных рабочих общежития в цехах, чтобы они не ходили домой каждый день, а спали здесь же, в цеху на дощаных стеллажах. Тогда у них будет больше времени для сна. Кроме того, предложил привлечь на завод дополнительно девочек для обслуживания станочников в обеденный перерыв, подавая горячую пищу к началу обеденного перерыва непосредственно к станкам. При такой организации обеда юные рабочие имели бы возможность после приёма пищи ещё немного отдохнуть сидя.
      Руководство завода моему предложению не придало значения, посчитав его несерьёзным. В Москву было сообщено, что все резервы использованы и больше нет возможности увеличить выпуск танков.

      Через несколько дней вдруг на завод пришло, ошеломившее не только меня, но и руководителей завода известие: меня срочно вызывают в Москву к Сталину. Ответа на вопрос чем вызвано такое «внимание Москвы» и внимание лично Сталина к моей персоне не было ни у руководства завода, ни, тем более, у меня. Меня вызывали лично к Сталину.
      В полной неопределённости, в тревожном, взволнованном состоянии я оказался в кабинете товарища Сталина, где присутствовали ещё несколько неизвестных мне лиц. Сталин тепло поздоровался со мной, предложил сесть и произнёс:
     – Нам стало известно, что у вас есть мысли по увеличению производительности на вашем танковом заводе. Расскажите подробнее о них.
      Я смутился и сказал, что ничего серьёзного предложить не могу, что на заводе при обсуждении этого вопроса я всё сказал. Но это, по оценкам более серьёзных, более опытных специалистов, оказалось недостаточным для решения стоящей задачи.
      Сталин повторил свою просьбу:
      – Не смущайтесь, расскажите нам подробнее об этих ваших предложениях.
      Я изложил всё, что думал по этому вопросу.
      Когда я закончил, Сталин спросил:
      – Если мы дадим вам соответствующие полномочия, вы сможете организовать всё это?
      – Смогу, товарищ Сталин.

      На завод я вернулся директором. Через несколько дней коллектив завода заметно повысил производительность труда. Ребятишки выспались и повеселели. Увеличение выпуска так необходимых фронту танков было обеспечено.

                _________

      Этот рассказ руководителя обкома о трудовом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны запомнился мне своей необычностью.
      В этом коротком рассказе нашёл своё отражение трудовой, патриотический подвиг юношей и девушек военного времени, которые после всю свою жизнь гордились, а некоторые из них ещё и сегодня гордятся своим бесценным вкладом в общее дело – дело защиты социалистической Родины.
      В этом рассказе в сжатой, сконцентрированной форме нашли отражение те неимоверные трудности, которые легли на плечи организаторам вынужденного перевода промышленности на военные рельсы. Здесь несколькими штрихами показаны невероятные трудности развития военной промышленности в годы войны.
      Пред нами фрагмент пристального внимания выдающихся государственных деятелей, лично Сталина к поиску малейших возможностей повышения производительности труда в оборонной промышленности.
      Между строчек мы видим и роль органов государственной безопасности в этом судьбоносном для страны вопросе.