Френсис Мэри Ходжкинс

Улексия Миссосупова
Frances Mary Hodgkins (28 апреля 1869, Данидин - 13 мая 1947, Дорчестер)
Новозеландская художница, которая на протяжении большей части своей жизни жила в Англии.
Френсис родилась в Новой Зеландии. Она была третьим ребенком и второй дочерью адвоката и нотариуса, а также художника-любителя Уильяма Мэттью Ходжкинса (1833-1898) и его жены, дочери С. Паркера из Сиднея, Рейчел Оуэн. Отец Френсис эмигрировал из Ливерпуля в 1858 году и поселился в Данидине в 1860 году. Он имел в Данидине адвокатскую контору и был уважаемой фигурой в художественных кругах города. В 1875 году Уильям Мэттью Ходжкинс стал организатором художественного общества Отаго и был его президентом в течение 18 лет. Именно отец научил Френсис писать акварелью, он сам писал искусные пейзажи на английский манер, и именно на родине она заслужила ранний успех в качестве акварелистки. Маслом художница не писала до 1915 года (по другим источникам – до 1919 года).
В детстве Френсис училась в частной средней школе для девочек Braemar House, позже поступила в колледж Колумба. Участие в первой выставке Френсис состоялось в 1890 году, хотя она видела, что больший успех достался ее сестре Изабель Джейн (1867-1950), которая тоже рисовала.Под руководством отца и при его поощрении Френсис часто выставлялась в Данидине и Крайстчерче, в 1890 году она была избрана членом художественного общества Отаго. В 1893 году Ходжкинс стала ученицей частной школы итальянского художника Джироламо Нерли (Girolamo Nerli), который и вдохновил ее на серьезные занятия живописью и убедил не бояться использовать смелые новаторские стили и техники. У Нерли она познакомилась с Дороти Кейт Ричмонд (Dorothy Kate Richmond,1860-1935), с которой дружила долгие годы. В 1895-1896 годах Френсис училась в Школе искусств в Данидине. Уже в 1896 году художница получила местное признание, благодаря написанным ею портретам и жанровым сценам.
В 1899 году, после смерти отца, Ходжкинс была избрана в Совет общества Отаго.
В период с 1890 по 1900 год Френсис посвящала большую часть своего времени живописи, принимала учеников, регулярно экспонировалась в Данидине, Крайстчерче, Веллингтоне и один раз даже в Окленде. Художница также делала иллюстрации для газеты Otago Daily Times и иллюстрированного журнала Witness and the New Zealand.
В 1893 году Ходжкинс стала ученицей частной школы итальянского художника Джироламо Нерли (Girolamo Nerli), который и вдохновил ее на серьезные занятия живописью и убедил не бояться использовать смелые новаторские стили и техники. У Нерли она познакомилась с Дороти Кейт Ричмонд (Dorothy Kate Richmond,1860-1935), с которой дружила долгие годы. В 1895-1896 годах Френсис училась в Школе искусств в Данидине. Уже в 1896 году художница получила местное признание, благодаря написанным ею портретам и жанровым сценам.
В 1899 году, после смерти отца, Ходжкинс была избрана в Совет общества Отаго.
В период с 1890 по 1900 год Френсис посвящала большую часть своего времени живописи, принимала учеников, регулярно экспонировалась в Данидине, Крайстчерче, Веллингтоне и один раз даже в Окленде. Художница также делала иллюстрации для газеты Otago Daily Times и иллюстрированного журнала Witness and the New Zealand.
И все же, недовольная методами обучения в Новой Зеландии, Ходжкинс в январе 1906 года возвращается в Лондон и вскоре становится одной из ведущих художниц британского модернизма.
Ее первая персональная выставка состоялась в Лондоне уже в 1907 году. Последующие семь лет художница постоянно курсировала между Англией и континентальной Европой
В 1908 году Френсис была избрана членом Общества женщин-художников, и в этом же году выиграла первый приз в австралийском разделе «Искусство женщин» на франко-британской выставке.
К концу 1908 года Ходжкинс поселилась в Париже, во Франции она оставалась жить до 1914 года.
В 1909 году она уже выставлялась на Парижском Салоне. Художница активно выставлялись и в других салонах Парижа, чтобы привлечь внимание к своему мастерству акварелистки.
В 1910 году художница в течение нескольких месяцев даже преподавала в классе акварели Академии Коларосси в Париже, став первой женщиной-преподавателем этой Академии.
Год спустя она принимала учащихся уже в своей студии на улице дю Майне, 21 в Париже.
Свой индивидуальный стиль Ходжкинс формировала под большим влиянием творчества Матисса и Дюфи, применяя, в первую очередь, яркие цвета.
3 октября 1912 года Френсис Ходжкинс отправилась в Австралию, где с успехом прошли ее выставки в Мельбурне и Сиднее. В январе 1913 года художница прибыла в Веллингтон и посетила родных. В течение этого года Френсис еще раз побывала с выставками в Австралии, провела выставки в Данидине и Веллингтоне и в ноябре 1913 года возвратилась в Европу, высадившись в Неаполе. Художница совершила длительное путешествие по Италии и Франции и достигла Англии только в сентябре 1914 года.
годы первой мировой войны Френсис провела некоторое время в Корнуолле, где работала вместе с художником Седриком Моррисом (Cedric Morris), который в 1917 году написал ее портрет (правда, в одной из галерей он датирован 1928 годом?!). После войны художница проводила основное время в Лондоне. Около 1919 года она написала свою первую картину маслом. Двадцатые годы вообще были отмечены как наиболее экспериментальный период в ее творчества.
Ракушки Мэри Ходжкинс
Улекса фон Лу
Домик моллюска - из перламутра свирели...
Озера блюдце - облачных тел менестрелем.
Яркий узор - попугай, птица-игрушка.
криком мир не испугать, только нарушить.
Озеро, даль и цветы - эхо волн в ритмах.
Плен охватившей мечты... Шепота битва -
звуков нет, день в тишине, лишь шум ракушки
и ультразвук на волне  - слышат лишь души.
Маленький мир - завиток - бег внутрь ракушки
Ты поражен глубиной. Сердцем послушай.

Картина Мэри Ходжкинс."Крылья над водой"
С 1922 по 1927 год Френсис сделала своей творческой штаб-квартирой Манчестер, где художница проводила занятия с учениками и работала в качестве дизайнера по текстилю для Ассоциации Калико.
В 1926 году умерла мать художницы, и последние связи с Новой Зеландией были оборваны. На мой взгляд, странное утверждение, поскольку сестрa Френсис - Изабель, была жива до 1950 года.
С конца 1927 года Фрэнсис вновь проводила большую часть своего времени в Лондоне и Корнуолле.
Кувшины Мэри Ходжкинс
Улекса фон Лу
Ветка в кувшине,
ветер в окно забежал
и стих на блюдце.

Воды и вина,
море и сердца печаль
в сосудах бьются.

Полный кувшин - знак добра
и благоденствий.
Воду и свет собирать
в облике женском.

Контуры женских фигур
в спящих кувшинах,
(как легкий шарм фурнитур
любят мужчины!)

В антропоморфности форм -
сердце и тело,
взгляды и речи.

Призрачность чувств. В крутость гор
мысль улетела:
"Как мир сберечь нам?"

Френсис Мэри Ходжкинс "Композиция из кувшинов"
В 1929 году Ходжкинс присоединилась к модной в то время группе художников «Общество семи и пяти» (the Seven and Five Society) и оставалась ее членом до 1934 года. В это время Френсис работала вместе с молодыми художниками, среди которых были Барбара Хепворт, Бен Николсон и Генри Мур. В результате влияния этих художников, Френсис стала объединять в своих работах жанры пейзажа и натюрморта. Часто на картинах вазы и кувшины, заполненные букетами цветов, на узорчатых скатертях Френсис изображала на переднем плане какого-нибудь пейзажа. Отмечу, что такая практика считалась в то время очень прогрессивной.
В 1930 году художница заключила соглашение с директором Галереи Св. Георгия в Лондоне Артуром Р. Хауэллом, а в 1932 году договор с галереями Алекса Рейда и Лефевра. Их сотрудничество продолжалось до 1939 года, это было первый раз в жизни художницы, когда она получала небольшой, но постоянный доход от своего творчества. Художница продолжала много писать и путешествовать. В 1932 году она побывала на Балеарских островах, в конце 1934 года отправилась в Дорсет. В 1935-36 годах Френсис побывала в Европе, посетила Испанию, а также различные районы Великобритании, включая Уэльс.
Оставшиеся годы своей жизни Ходжкинс провела в Дорсете, в замке Корф.
В этот период ее работы неоднократно выставлялись в Лондоне – в галерее Кларидж (1928), галерее Св. Георгия (1930), галерее Лефевра (1933, 1937, 1940, 1943) и галерее Лестер (1935, 1941).
Картины художницы были показаны также на Всемирной ярмарке 1939 года в Нью-Йорке в павильоне Великобритании и в 1940 году на 22-м Венецианском Биеннале. Главным образом Френсис писала пейзажи и натюрморты, но есть у нее и замечательные портреты и жанровые сцены. В поздний период она даже «баловалась» абстракцией. Искусствоведы восхищаются ее живописными работами именно позднего периода, называя художницу лирической колористкой и наследницей Анри Матисса.
Ходжкинс продолжала писать и в возрасте семидесяти лет, несмотря на то, что страдала от ревматизма и бронхита.В конце 1939 года Ходжкинс была избрана членом Лондонской группы.
В 1942 году ей была назначена официальная пенсия.В 1945 году картины Френсис были представлены на Выставке современного британского искусства в Париже, а в следующем году ретроспективная выставка художницы была проведена в галерее Лефевра.
Умерла Френсис Ходжкинс в психиатрической больнице «Дом Херрисона» в Дорчестере в 1947 году в возрасте 78 лет.
После ее смерти выставки художницы были проведены в Манчестере (1947), в галерее Св. Георгия (1949), галерее Тейт (1952), галерее Лестера (1956) и в Веллингтоне (1953). Первая крупномасштабная выставка ее работ в Новой Зеландии была организована в Оклендской городской художественной галерее в 1954 году.
В 1962 году была учреждена художественная стипендия, названная ее именем.

Использованы материалы блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post134004771/