Птичка тари Рут Ренделл

Лана Балашина
Иногда нам, взрослым, хочется уберечь детей от ошибок, которые сделали мы сами когда-то. Очень хочется не разрешить смотреть «Дом-2», запретить дружить с мальчиком или девочкой, которые, как нам кажется, плохо влияют на нашего ребенка, хочется не отпускать в поездку с приятелями, хочется, чтобы ребенок читал те книги, которые мы для него выбрали, чтобы смотрел те фильмы, которые мы считаем правильными…
Вот для таких родителей эта книга.
Мать Лизы получила реальную возможность воспитывать свою дочь так, как ей казалось правильным. Она укрылась  в уединенном поместье с ребенком, сама с ней занимается, не позволяет Лизе ни с кем общаться, ходить в школу,  даже смотреть телевизор…Жизнь сурово обошлась с матерью Лизы, и она всеми силами пытается оградить дочь от воздействия внешнего мира. Поместье Шроув кажется ей островком безопасности и красоты, ведь здесь она сама когда-то была счастлива.  Самое страшное – для того, чтобы сохранить для себя и для Лизы возможность жить так, как она хочет, мать убивает троих мужчин.
Последнее убийство ей скрыть не удается, и тогда звучит фраза, с которой начинается роман:
«Крушение мира началось около девяти вечера. Не в пять часов, когда это случилось, не в половине седьмого, когда приехали полицейские и Ив велела ей укрыться в маленьком замке и не выходить оттуда, но около девяти часов, когда все снова стихло и за окном стемнело..»
Это действительно выглядит для Лизы как крушение мира. Она знает несколько иностранных языков, много читала и развита гораздо лучше сверстников – но, дожив до 17 лет, общалась едва с десятком человек, ни разу не ездила в автобусе, не имеет представления о деньгах. Единственная поездка в город закончилась для Лизы ветрянкой, которую подцепил ее организм, не готовый к встрече с инфекциями.  «Ты не научила меня справляться с чем бы то ни было», - говорит Лиза и мать понимает, что мир, который она для нее выстроила, очень непрочен.
Лиза не привыкла ничего решать сама, и Ренделл сравнивает ее с птичкой тари – крокодил позволяет этой птичке выклевывать пищу из зубов, и птичка беззаботна и абсолютно доверяет хищнику.
Выйдя из подчинения матери, Лиза попадает в подчинение Шону. Но в ней уже появляются сомнения в том, что Шон правильно все делает. Она хочет самостоятельности, свободы в принятии решений.
Этот роман анонсируется как психологический триллер, но я не совсем согласна с таким определением. Хотя да, когда я решила, что Лиза будет использовать мамины методы решения проблем со знакомыми мужчинами – мне стало страшно. И я очень рада, что Шону хватило сердца отпустить Лизу, и надеюсь, что теперь она всегда и все сама будет решать.

Вообще, у Рут Ренделл хороший язык и книга держит в напряжении до последней страницы. Построена она в форме воспоминаний, которыми Лиз по ночам делится с Шоном. Подобно Шехерезаде, она плетет нить рассказа о своей жизни, и это ее глазами мы видим окрестности поместья, и сам замок.
«…Если в то время она еще не могла оценить красоту, то освещение она оценила, потому что свет заливал все уголки дома. В нем не было ни одного темного угла или сумрачного коридора. Даже когда не сияло солнце, как это было в тот день, ясный кристально чистый свет наполнял каждую комнату, и все вещи сверкали — хрусталь и фарфор, серебро, и медь, и позолота на лепнине и на карнизах. Самую большую лестницу украшали цветы и фрукты, вырезанные по дереву по обеим ее сторонам, и резьба ярко блестела, но Лиза думала тогда только о том, как ей хочется скатиться вниз по полированным перилам.»…