16. Сюрпризы прогулки

Ааабэлла
         (предыдущее: http://proza.ru/2011/05/05/1437)

Смена подошла к концу.

Вечер был тихим. Солнце ещё не село, хотя начинало задумываться об этом, поглядывая на себя в стёкла верхних этажей. Какого оно цвета? – гадал Дэн, когда вдвоём, молча, они вышли за проходную. Что-то между тёмно-оранжевым и светло-светло красным.
- Пройдёмся? – предложил Дим. Дэн не возражал, отметив про себя, что Дима шёл без очков и как будто проблем со зрением не испытывал. 

Перейдя Петропавловский мостик, они свернули направо и, размышляя каждый о своём, двинулись вдоль трамвайных путей в направлении этих Ординарных, Бармалеевых, Плуталовых, Подрезовых и Подковыровых улиц…

Дэн продолжал молчать, и заговорил Дима, улыбаясь.
- Вы не против светской беседы, сэр?
Дэн вопросительно поглядел на него.
Дима пояснил:
- О чём разговаривают два аглицких джентльмена, когда им нечего сказать? О погоде. Спроси, например, меня о завтрашней. Вряд ли я буду менее точен, чем наше метеобюро.
- Итак?.. – включился в игру Дэн.
- Погода - женского рода, и, как все эти особы,  крайне чувствительна к словам.  Поэтому эпитеты вроде «мерзкая», «отвратительная», она же – «ленинградская» к ней категорически не применимы. А её постоянно именно так и называют. Полагаю, обижаясь, она мстит.
- Вот как? – учтиво поддержал беседу Дэн.
- Что же касается твоего вопроса о погоде на завтра… то, учитывая изменчивость в настроениях особ этого рода, а нашей особы - тем более - завтра я тебе и отвечу.
Дэн поднял вверх уголки губ, показывая, как истинный англичанин, что оценил шутку, но решительно перевёл разговор в менее легкомысленное русло:
- Твоя правда. Мой батя командовал дизельной подлодкой.  И он говорил, что, согласно лоции, в любом районе земного шара перистые облака предвещают хорошую погоду. Кроме двух мест. Над проливом Ла Манш и над нами.

После такой длинной речи Дэн опять надолго замолчал.

- Да... - протянул Дим, - у нас небо чаще плачет, чем в иных местах. Наверное, на то есть причины...

Дальше Дэн послушал его рассказы о том, что тот любит гулять в старых районах, где, мало того, что не встретишь двух одинаковых домов рядом, а даже двух одинаковых стилей. Модерн соседствует с эклектикой, с ампиром, неоклассицизмом… Только вот красят их не в те тона.

- На мой взгляд, - отозвался Дэн, - они все одного цвета.
- Одного? – удивлённо переспросил Дим.
- Да.
- И какого же, позволь узнать?
- Грязного. Но разных оттенков. В основном, жёлтого, иногда розоватого или болотистого. 
Дима прыснул:
- Ты, к сожалению, прав. Помыть бы их не мешало. Дома-грязнули. Дети с чумазыми лицами большого грязнули – Города. Который  м ы  делаем таким.
 Ещё через минуту он сказал:
- У меня здесь есть парадное, которое со мной здоровается. Не веришь? Хочешь, покажу? Тогда свернём по этой улице, которая не имеет названия…
- Почему не имеет? – поинтересовался Дэн, - это – Ординарная.
- А что такое Ординарная?
Дэн пожал плечами.
- В переводе: обычная, обыкновенная. Такая же, как все другие, ничем не выделяющаяся. На Ваське есть такая же – без названия, хотя и очень широкая и протяжённая.
Дэн ждал.
- Наличная улица. Если вдуматься, просто улица… имеющаяся в наличии.
Дэн усмехнулся:
- Пожалуй… Где же твоё говорящее?..
- На Большой Пушкарской 24. Сам увидишь.

Они свернули на Пушкарскую и вскоре Дэн, указывая на очередные, ничем не примечательные, грязно-жёлтые дома, спросил:
- Эти-то чем интересны? Их полно по городу – близнецов-уродцев с дворами-колодцами.

- Оо… это - памятники расчётам и гибели надежд целой эпохи…
Сии пятиэтажки -  доходные дома, дешёвый модерн, но, между прочим, из кирпича, с потолками выше трёх метров. Они - времён строительного бума начала десятых годов.

Такой дом появлялся к осени при работе всего одного мастера и бригады подсобников. Говорят, позже - в СССР и при другом Романове – первом секретаре обкома - никогда столько не возводилось в городе за столь короткий период.

Особенно много этих домов строили, когда шла Первая Мировая. Те, кто наживались на военных подрядах, прибыль вкладывали в недвижимость, надеясь, что с окончанием заработков на крови, станут пожинать аренду.
Но всё случилось иначе, и, если кому-то из них и удалось бежать заграницу, то домА им точно не удалось увезти.

- Обладатель Контекста! – полууважительно-полушутя произнёс впечатлённый рассказом Дэн.

Но парадное… Высокая, старая деревянная крашеная-перекрашеная дверь… и что? Он повернулся к Диме за разъяснением. Тот улыбнулся:
- Хочешь, она и тебе скажет?
- Командуй!
- Нет, для этого я должен и тебя сделать Обладателем Контекста. Не пугайся, это легко и не больно.
В прошлом, как у римлян, так и на востоке, входы в дом приветствовали гостя и хозяина, отгоняли нежелательного чужака. А гостем тогда мог стать и Господь…
Взгляни над дверью. Видишь там надпись на латыни? Salve. Она означает: Здравствуй! Что, не обманул?
- Тебе надо водить экскурсии, а не драться в котельной с уголовниками… - угрюмо отозвался Дэн.

Они пошли дальше, и теперь Дэн старался обнаружить что-нибудь любопытное. На пути оказался деревянный бревенчатый дом с флюгером-петушком.
- А этот - чей, знаешь, гид?
- Домик, в котором жил с семьёй владелец фабрики. Вон той – из красного кирпича, там ещё доска с уровнем наводнения в 1924-м. В дереве-то жить здоровее. Я халтурил на этой фабрике, в другой раз позабавлю рассказом.
- Слушай, похоже, не Ильича, а тебя тут каждый камень знает… Владельца-то помнишь, руку пожимал?

Дима промолчал, но скоро с лукавинкой произнёс:
- Будь осторожен! Лучше закрой лицо.
- Что такое?
- Тише… Осторожно взгляни наверх на ту сторону… над третьим этажом.
Дэн ничего, кроме крылатых скульптур, там не увидел и недоуменно уставился на Диму:
- Колись, в чём дело?
- Видишь ли, ты парень видный, а сфинксы – женского пола и извели по мифологии множество таких. Слабы, понимаешь, до этого. Как бы на тебя не запали и не клюнули, спикировав. Они, если замечаешь, напротив этого бетонного уродства – памятника пионерской организации. Где теперь те пионеры, где их организация? Заклевали! Давай-ка во двор свернём от напасти.
- Шутник! Ты этих пернатых мутантов с сиренами не путаешь?
- Как можно! Сирены давно на машинах поют.  Нашли своё место в нашей жизни. Сфинксихи же не пристроены, так что опасайся…

Выйдя из одного проходного двора, они нырнули под арку маленького замка из цветных кирпичиков, углы которой охраняли от карет, врытые в землю каменные тумбы, и снова дворами - сквозь Съезжинскую, Зверинскую - подошли к высоченному Князь-Владимирскому собору. У церковного сквера он остановился и сказал:
- Последний фокус на сегодня! Сначала посмотри на собор, а потом на дома вокруг. Замечаешь что-нибудь? Не спеши с ответом.

Дэн честно оглядел жёлтые здания, начиная с церковного и заканчивая жилыми, но ничего не бросилось ему в глаза. Он развёл руками:
- О, Шерлок! Ватсон отдыхает…
Дима переложил полотняную сумку в другую руку и, шутя, коснулся правой глаз Данилы:
- Сейчас ты прозреешь, сын мой. Скажи: церковь - высокая?
- Нда… - вновь взглянул вверх Дэн.
- Очень высокая? – не отставал Дима.
Дэн посмотрел на нахмурившееся небо:
- В облака упирается.
- А если посмотреть на дома вокруг? Какие они?
- Значительно ниже…
- … постепенно уменьшаясь с отходом от церкви. Рядом с ней ещё один был – развалился. Покрашено всё одной жёлтой краской. Поэтому визуально они, словно «съедают» её высоту и отдельность, «приземляя», не давая выделиться среди них. Будь она белой – была б неприступно высокой, смотрелась им укором, «белой вороной».  А так  – её растворили в пейзаже, притянули вниз, «повиснув» на ней остальными «жёлтиками», будто её семьёй. Теперь видишь?
Дэн оценил окружающее уже иным взглядом.
- Слушай… а ты прав. Помнится, мне где-то попадалось, что смотреть и видеть – это разные вещи.
- У Конан Дойля, Ватсон, у него родимого. Идём?

И они двинулись в сторону Большого по улице, которую Дим назвал "блошиной". Нет, на ней не торговали старым хламом, но её название он прочёл, как "БлОхи? - на!"

Вскоре их остановила девушка-подросток, того вида, который обычно «аскает» деньги. Но эта поинтересовалась: верно ли она идёт на Камчатку? Уже недалеко?
Дэн только хотел уточнить сколько, по его мнению, тысяч км ей осталось, и как выбрать направление по солнцу в сторону Японии, как Дима ответил ей утвердительно и даже назвал дополнительный ориентир:
- Скоро слева увидишь - высоко над старым бомбоубежищем - спортивную площадку. Останется несколько домов миновать. Заходи со двора.
Поблагодарив, она пошла в сторону церкви. 
- Послушай, - попробовал узнать Дэн, - куда ты её послал?
- К её кумиру. Виктору Цою. Здесь его котельная.
- Аа… «Камчатка»!
- Он – мой коллега, - улыбаясь, скромно потупил очи Дим.
Дэн вопросительно поглядел на него. Неужели музыкант?
- Нет, кочегар, - засмеялся Дим.
- Вот чертяка!.. а я чуть было не купился. Но Цой ведь погиб в девяностом.
Дима не согласился:
- Слова-то его остались… навечно.
«… тысячи лет война,
   война без особых причин.
   Война – удел молодых,
   лекарство против морщин…»
И война продолжается… Вон, видишь «Юбилейный»? В прошлом году здесь убили Игоря Талькова. Кое-кто считает, что это был не несчастный случай.


- Тебе куда? – уточнил Дэн на подходе к Тучкову мосту.
- В Гавань, - прозвучало в ответ, - Будешь сопровождать?
- Да. Я - твой должник за лекцию.
- Хочешь эскортом отработать? – улыбнулся Дим.
- Вроде того.

Они пошли через мост, дышавший под ногами, потом по гранитной набережной, где был пришвартован корабль-казино "Монте-Карло", и которая как-то незаметно из набережной Невы становилась тем же для Смоленки, меняя гранит на металлическую ограду и асфальт. Пересекли 8-ю линию, и тут Дима задал вопрос:
- Как думаешь, мы с тобой… те, кто вокруг – это люди или… лишь персонажи?
- Думаю, что есть люди, а есть чьи-то персонажи.
Дима продолжил:
- А если персонажи, то чьи?
Дэн хмыкнул:
- Сам-то что думаешь?
- И то, и другое.
- Одновременно?
- Да. Только в разном. И тот, для кого все – персонажи, может не знать, что и сам чьё-то действующее лицо.
- СудьбЫ? – уточнил Дэн.
- Неважно. Дело не в названии – в зависимости, о которой не подозреваешь. Думаю, раньше ты об этом не задумывался. Жил и жил, как все, не подозревающие, что они – персонажи.
Дэн перебил его:
- Мысли читаешь? Только недавно я почувствовал, что кто-то за меня играет… мою партию. И главное – не понять кто… Может, мой случай – частный, и тебе не столь интересен, но обладать  е г о  контекстом я бы не отказался…

Он решился, наконец, поведать о событиях последних дней, опустив недавнее ограбление…

Дэн завершил рассказ, когда они подходили к Смоленскому кладбищу.

Дима слушал, не перебивая. Потом он задумчиво произнёс:
- Твоя история – клад для романиста, а сам ты – мечта психоаналитика. Но я – ни тот, ни другой, поэтому ничего не опасайся.
Пока Дэн пытался сообразить, как на это реагировать, он добавил:
- В сущности, не так давно – в восьмидесятые… а теперь кажется, что в другой жизни, я знал одного человека. Он называл себя Максом, хотя имя у него было иное. Он выбросил паспорт и жил в этой жизни по своим законам. Свернём тут… Макс был мистиком. Он проштудировал много книг, медитировал, целительствовал, учил. Цитировать его я мог бы долго, но лучше это сделаю в следующий раз. Мы с ним оба уважали такого мыслителя, как Гоббс, который не только утверждал, что настоящее чудовище – государство - всё же меньшее зло, чем война всех против всех, или когда род на род, но и оставил учение о знаках.

К чему он клонит? – подумал Дэн.

- Макс пошёл дальше того, что, к примеру, дым – это знак огня или речь выдаёт человека. Он заявил, что всё на свете – знаки, но не все удаётся прочесть, отсюда и ошибки. Часть их становится ясна после... В твоей истории - знаков – даже слишком много, но немы толкователи их, а ты слеп... Поэтому надеяться тебе не на кого, кроме себя, и шансы невелики. Но, как говорил Макс: «Делай, а не плачь. Что пользы упиваться пророчествами?»

После этих слов до самого своего дома он молчал, а напоследок спросил:
- Дэн, а ты уверен, что твой забытый друг обязательно… человек?

Данила даже не знал что сказать. Пока он стоял так, Дим написал на бумажке свой телефон и попрощался.

«Может, он и в самом деле «того»? Бывают же, говорят, умные сумасшедшие… гении… чего б нормальному в этой «зоне» заводской работать? Он и сам это понимает.
Да и я понимаю, что ненормальный и вокруг - такие же, не понимающие… Да и времячко… ещё то… мутное и смутное. Dim - одним словом».

                (продолжение: http://proza.ru/2011/05/07/1343)