Паника

Людмила Либерцева
 Паника - ужас, внушаемый богом лесов - Паном, и всем нам знаком языческий такой ужас, безотчетный страх, часто страх необоснованный, неподдающийся контролю.
Человеку можно сколь угодно объяснять, что опасности нет, или уже она миновала, но он словно не слышит.
Страшна толпа, охваченная паникой, но страшны и поветрия паники, когда люди начинают действовать безотчетно, сметая всё с прилавков в магазинах или аптеках, запасаясь чем-то, словно, можно этим предотвратить собственный страх.

Так я, однажды, зашла в магазин, народу было немного и потому сразу заметила, что продавщицы возбуждены. Они отвернулись от прилавков и объясняли друг другу сколько капель надо капать детям,сколько взрослым... Я стала прислушиваться, интересно, что они там собрались всем капать?
Тут рабочий магазина весь взмокший прибежал, красный, как рак обваренный, и кричит:
- Нет нигде!
- Ну вот, значит, раскупили уже!- сокрушенно воскликнула продавец колбасного отдела.

Никто меня обслужить не пытается даже. Суета одна кругом. Тут я в свою очередь решила поинтересоваться, что за лекарство такое востребованное?
- Да йод, - говорят.
- Это что ж, теперь йод закупают? Только неделю назад корвалол закупали, как перед всеобщей стенокардией, а теперь зачем йод? Залежался что ль на складах?
- Так на ЛАЭС же рвануло! Утечка радиации!
Ничего себе, думаю, телек не смотрю, не знаю, что уже пора простынёй накрываться...

После магазина я планировала за верапамилом в аптеку наведаться. Вхожу, а там уже этот самый заполошный рабочий из магазина требует, чтоб узнали по компьютеру, где йод имеется.
- Нет йода нигде! - отвечает фармацевт. Часа за три все раскупили.
Тут я набрала телефон своей подруги, которая на ЛАЭС работает.
Выяснилось, что там тоже весь йод разобрали еще вчера, поддавшись слухам о скрытой от народа аварии. Но на самом деле всё у них в норме.
- Вот сижу на работе чай пью и ем, и в окне у меня энергоблок родной, - сказала Нина, - а по радио предупреждают, что  паника спровоцирована, и органы ищут  источники  дезинфы.

Попыталась я вразумить запыхавшегося мужчину, но напрасно. Он на меня смотрит бегающими глазами, головой кивает, что понятно, но при этом говорит:
- Да конечно, "пуля" это, но мне йод нужен очень, режут девчонки пальцы, понимаете?!- Это он о продавщицах своих.
Я улыбаюсь, потому что он им один-единственный последний пузырёк из другой аптеки уже приносил при мне.
И ведь молодой мужик, а перепуган, как суеверный старичок безвольный. И ведь какая формула у него: "Да, врут, но пусть будет (йод, соль, спички...)!"

А ведь есть государства, которые ограничивают свободу слова, чтобы предотвратить панику населения. И у нас так было прежде. Это теперь в СМИ, чем больше паники - тем круче! Наше поведение напоминает безумие стада? Пора снимать на мобильники и отсылать в сети!

Многочисленные эксперименты исследователей показали, что в неосознающих общность целей, слабо сплоченных и структурированных группах паника провоцируется минимальной опасностью. Напротив, ситуации естественного эксперимента (войны, боевые действия) демонстрируют высокие уровни сплоченности специально подготовленных, тренированных и объединенных ценностями и нормами общностей людей(например, патриотизм). И выводы тут напрашиваются сами.