Орден прадеда

Виктория 10
Дочка позвонила поздним вечером, когда я, по давно заведённой привычке, отправилась спать почти засветло – вставать-то в четыре утра! – и видела уже не первый сон...
– Мам! А , ты говорила, что в России есть такой сайт – «Подвиг Народа»? И ты ещё говорила, что нашла там описание подвигов и орденов дедушки Яна?
Я с трудом соображала спросонья: какой сайт, какие подвиги?
– Десять вечера – ну, что ты, в самом деле...
– Мамочка! – не унималась моя младшенькая, – ну очень нужно! Ты только вспомни название сайта, а я сама дальше найду дедушку! Понимаешь, завтра в школе Михаэль хочет рассказать об орденах его прадеда!
Сон – как ветром сдуло! Бросилась к компьютеру, каким-то сверх-чутьём в течении считанных секунд вышла на нужную страничку. На скопированном оттиске пожелтевшей от времени бумаги – синими печатными буквами и скупыми словами военной сводки из музея военно-воздушных сил рассказана нехитрая история первого папкиного Ордена Красной Звезды – бои 42-го, бессонные ночи, боевые вылеты, форсированные атаки на самолёты противника...
Мои внуки – Михаэль, Эйтан и недавно родившаяся Ана – типично-израильские дети. Когда я перехожу в разговоре со старшими на русский, они говорят:
– Бабушка! Ну, не надо! – нам так трудно, говори на иврите!
Михаэль – серьёзный восьмилетний парень, высокий, развитый не по годам, «компьютерный» ребёнок. Эйтан - голубоглазый красавец-блондин, умеющий найти дорогу к сердцу любого и умеющий добиться своего. Ана – белокожая красавица с васильковыми глазами...
Ах, папка, папка, если бы ты знал, какие замечательные у тебя правнуки! Погоди, сколько бы тебе сейчас было? Ого! Приближаешься к 100? Я – твой поздний ребёнок, «лебединая песня», как ты любил говорить... Вы с мамочкой выжили в той войне. Вы любили друг друга безумно! И во время авиационных налётов фашистов прикрывали друг друга собой, приняв по «сто граммов фронтовых», чтобы не было так страшно. Пара фронтовых моих голубков... Военные песни за столом с однополчанами, бесконечные рассказы о боях с конкретными датами, именами, цифрами, намертво впечатанные в феноменальную память моего «уникального» папульки, в жизни не пользовавшегося записными книжками. Знать бы тебе тогда, милый, что правнук твой в далёком для тебя и «нереальном» Израиле будет спрашивать о подвигах своего прадеда и просить маму и бабушку перевести для него непонятный русский текст!
Я храню семейный архив с фронтовыми фотографиями родителей, их друзей – лётчиков и механиков – друзей, опалённых войной и проверенных дружбой до конца, до последних земных дней. Пересматриваю военные удостоверения на ордена и медали папы и мамы. Сами ордена мне не дали вывезти на таможне Украины – «не положено».
На следующий день я еле дождалась звонка от дочки:
– Ну, как прошёл урок? Как Михаэль справился?
– О, мама! Всё замечательно! Дети слушали, открыв рот, о далёком прадеде – лётчике из России!
Папочка! Понимаешь, он справился, твой правнук! Он хорошо всё рассказал о тебе и о той войне!
– Доченька, скажи ему, что бабушка очень благодарна! А почему он не подходит к экрану Скайпа?
– Мам! Он занят! Он рисует мальчиков из концлагеря в полосатых пижамах...