Возвращение домой

Дарья Яшина
В Непал хотелось сильно. Скорее просто не было сомнений, что скоро там окажусь – как нет сомнений в том, что вернешься домой, даже если путешествие сильно затянулось.
И вот уже Гималаи принимаю скромную мою почти девчачью команду. Все  девочки были здесь прежде, со мной. Но у них восторг - начинается отпуск и долгожданные горы. А у меня спокойствие. Струящаяся радость возвращения домой.
Непал  страна для многих окутанная легендами и мечтами, страна невероятная и далекая.
И когда проникают в Непал впервые, часто пишут и судят о нем восторженно с ворохом эмоций. Но вот о чем говорить, когда ты приезжаешь сюда  в десятый раз?
Что-то мягкое и родное поглаживает сердце. И запахи струятся, словно из тебя и улочки все родные - хоть иди в слепую. Вроде и названий не помнишь, а ведь все равно легко дойдешь куда надо. И непальцы с непалками - они как братья родные. Непохожесть, которая раньше пробуждала интерес, теперь нет ее вовсе. У нас очень много общего. И юмор и сомнения и подход к жизни…
Тамель как всегда суетлив. Даже несмотря на то, что не так уж много туристов. Гостиницы милы, но при ближайшем рассмотрении пошарканы. Люди на улицах улыбчивы и даже беспечны. Беднота. Немного грязи. Но все стараются сделать мир вокруг чуточку чище. Благовонья и мантры сквозят по городу подбрасываемые ветром и проносящимися рикшами…
Ощущение дома нереальное.
И надо много успеть сделать и многих повидать, но  все получается, все успевается. И что самое невероятное, просто совершенно без всяческой суеты.
И назавтра подъем в полпятого. И дается он легко. Потому как впереди увлекательное путешествие и встреча с миром гор. Мы летим по расписанию и оказываемся в Лукле так рано, как мне никогда не доводилось прежде. Небольшая неразбериха с порторами
-Ты Нима?
-Да!
-Это с тобой я вчера говорила по телефону и договаривалась о работе?
-Да!
Утрясаем рабочие моменты и оплату. Вожу по карте, объясняю чего хочу. Нима кивает: «No problem». На столе дымится каша. Казалось бы, все улажено и можно насладиться завтраком.
 Но неожиданно возникает еще один парнишка шерп и заявляет что настоящий Нима это он, а тот другой - Пасанг. Заворачивается разберушка. Я отпускаю. Даю им самим поболтать всласть. Я уже знаю то белому лучше не вмешиваться.
Через полчаса все решается. Новый настоящий Нима вышел победителем, привел новую команду шерпов, опять пересортировал груз и вроде даже все остались довольны.
И вот уже мелькают домики и повороты. Мы идем облитые солнцем и счастьем в предвкушение долгожданного и радостного пути.
Встречаем русских. Несколько команд. Вот ведь как интересно устроен человек: если все у него получилось, хватило сил и сопутствовала удача, то все у него хорошо, и погода и люди вокруг…Но если же он не забрался куда хотел -то подвела погода, шерпы, одежда или еще что- нибудь…
Мы удачливы. У нас хорошая погода и все получается:)
Столица Шерпов Намче Базар. Яркая и шумная. Целый город с магазинами барами ресторанами с библиотекой и почтой и даже wi-fi. Но тут же пестрение буддистских флажков, множество ступок, яки на улицах, благовония и какой-то дух традиций и устоев.
Местные девчата позвали на чай. Дома у них кипит работа. Лепят мо-мошки. Непальские пельмешки на пару. С мясом, с овощами, с картошкой. Они сидят и лепят, создавая из круглешков теста удивительно аппетитные момошки. А у меня перед глазами картинки детства. Вот точно так же всей семьей мы собирались на кухни и лепили пельмени. Целую кучу пельменей. С шутками, смехом и песнями.
Я сижу на шерпской кухне и пью чай с молоком и ничего не докажет мне что я не дома, даже больше, что я не в детстве, не на берегах могучей Ангары.
А вчера я заселилась в лоджию, точно в ту же самую где останавливаюсь каждый раз. Непальцы долго присматривались ко мне  и даже шептались. Я думала, ну мало ли что, ведь меня не было здесь целый год. А потом все разрешилось. Хозяин подсел  и рассказал, что их сильно смутили мои отросшие волосы и худоба. Прежде у меня была пацанская короткая стрижка и они думали так будет всегда:) И сразу стали угощать, как то волшебно возникла тарелка с пакудой. Она оказалась куриной и тут уж повезло Витьку, т.к. с мясом у меня не очень складывается:) Хозяин это заметил и стал угощать всяческими другими вкусностями. Стакан мой всегда наполнен чаем. Надо понимать, что на высоте 3500 тыс. метров, в городе, где нет дорог и машин это поистине  королевское радушие. Вот и сейчас хозяин лоджии косит на меня хитрым взглядом и, забыв, что я немного разумею по непальски, распоряжается чтобы мне принесли еды…

Так что же такое дом и где он у человека? Можно ли возвращаться совершенно в чужое место, где нет у тебя корней и ты другой по языку и цвету кожи и при этом чувствовать себя  дома?

Это, удивительно, но я точно знаю что можно.
А дом- это вовсе не коробка и даже не уют безопасности и привычных вещей, дом чувствуется мне как что-то родное, место где тебя ждут, куда хочется возвращаться.
А в шелесте путешествий мне чудится порой будто дом у нас везде, стоит только разрешить себе это…

Непал,май 2011