Гордость и Гордыня. Притча

Ольга Бугримова
      Притча

 Сошлись однажды Гордость и Гордыня…
 Гордыня, осмотревшись, свысока
 сказала жёстко: «Гордость! Я отныне
 хозяйка на Земле. А ты пока

 уйди с дороги. Не мешай мне лихо
 всем управлять. Я справлюсь без тебя».
 И Гордость с ней  не стала спорить.Тихо
 лишь улыбнулась, молча отойдя.

 Гордыня развернулась не на шутку:
 смотрела на людей поверх голов,
 не задержалась рядом на минутку,
 не тратила на разговоры слов.

 Не снизойдя до «низшего сословья»,
 Гордыня видела одну себя.
 И, оставляя за собой Злословье,
 растила в себе  собственное «Я»

 и ничего вокруг не замечала.
 Куда уж ей, «Великой», до забот?
 Мольбы  и просьбы ловко отвергала:
 мол, и своих проблем невпроворот.

 Гордыня окружила себя Лестью,
 Подобострастьем, Властью, Суетой.
 На Критику же отвечала Местью,
 не разобрав причины ни одной.

 «Купаясь»  в Поклонении и Злате,
 презрев навеки Божеский Закон,
 Гордыня меркла, словно на закате,
 Светило меркнет, прячась в горизонт.

 И всё же, находясь в плену иллюзий,
 Гордыня пребывает на Земле.
 И, утвердившись лишь в немногих людях,
 она «творит дела» в душевной тьме…

 А где же Гордость? Что же с нею стало?
 Куда девалась скромница сия?
 Посмотрим, что к её рукам пристало?
 Иль жизнь свою она сжигает зря?

 С Гордынею, расставшись, незаметно,
 пошла туда, где нет  высоких слов.
 Жила как все, и не гнушалась бедных,
 не попирала нравственных основ.

 Трудилась с упоением. И молча
 Хулу сносила, Колкости, Навет.
 И Чистоту в душе людей упроча,
 Вновь возрождала Божеский Завет.

 Она по крохам в души возвращала
 слова Любви, Терпение храня.
 В себе и Гнев, и Ревность побеждала
 И укрощала собственное «Я».

 Но  Человеку Гордость помогала,
 когда его топтали ни за что.
 И, пораженья не боясь, вступалась
 за Честь его. И отступало Зло.

 Не плакала и Милость не просила,
 с Достоинством лишения терпя.
 Себя на пьедестал не возносила.
 По  Совести судила, а не мстя…
 ***

 Вот жизнь опять свела двоих на тропке…
 Гордыня, подбоченясь, вновь стоит,
 но не одна - в плену Мечтаний топких,
 и так высокомерно говорит:

 « Я вижу, Гордость, ты не преуспела!
 Немного ж  заработала ты льгот!
 Вот Я, ты видишь, стала ж, кем хотела!
 Живу теперь в Богатстве,  без Забот».

 Но Гордость ей без страха отвечала:
 « Да, я тружусь, и в этом мой успех.
 Любовь  несу - она всему начало.
 Я  – Честь. А ты, увы, лишь смертный Грех.

 ***
 Гордыня... Гордость... Корень в них единый.
 Оттенков в поведении не счесть...
 И если в Гордости пороки победимы,
 Гордыне ж не знакомо слов Честь.

 На тонкой грани Гордость и Гордыня
 в сознаньи нашем борются весь век.
 В себя какое принимает Имя,
 таким и остаётся Человек.


 Гордость -
 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.
 2. Чувство удовлетворения от чего-либо.
 3. О том, чем (кем) гордятся.
 Гордыня - (устаревшее)
 1. Непомерная гордость.
 2. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.

Из словаря С.И.Ожегова

«Гордость – черта характера, предопределяющая весьма высокую оценку собственных достоинств.
 В отличие от этической и культурной традиции может трактоваться и как добродетель, и как порок.
В понимании античных философов гордость - честолюбие может быть предметом как одобрения, так и осуждения».

 Зарин М. Аскетизм по православно-
 христианскому учению. М, 1997г.