Чудеса

Владимир Майоров
               Поговорили, потом перестали, об искусственном интеллекте. Сможет ли компьютер когда – либо научиться мыслить? Напрямую общаться с человеком? Остановились пока на  том, что в светлом будущем, возможно…

               В декабре 2009 г. мне предстояла защита очередного  отчета.
Текстовую часть вымучил, графику на бумаге отстроил, а электронный вариант заказал в некотором ООО,расположенном в нашей северной столице,договорившись о том по телефону.

               Приехал в город, отыскал офис, и тамошняя директриса, познакомив меня с сотрудницами,поручила одной из них выполнение моего заказа.

               Просмотрели материалы, обговорили детали. Между делом Эмилия, так ее зовут, позвонила кому-то, пообещав зайти вечером, и уточнила, как добираться. Я тоже сделал несколько звонков, в том числе дочери, предупредив, что сейчас занят, но постараюсь успеть к ужину.
 
               Вечером открываю дверь, вижу в прихожей не нашу пару обуви. «Кто-то пришел»?  «К Геле подруга». Ничего себе, внучке 9 лет, а гостьевая обувь явно принадлежит взрослому человеку. Раздеваюсь, прохожу на кухню, а там за столом сидит… Эмилия.
 
               Понятно, город маленький, триста тысяч, ничего удивительного, случайность.
Но это только присказка. Если бы дело ограничилось сказанным, не было нужды чернила переводить.

               По прошествии несколько дней готовую графику распечатали на принтере, я забрал пару экземпляров, скомпоновал отчет и отдал на экспертизу. Сам вернулся в Ухту.

               Спустя время электронной почтой пришли экспертные заключения. После устранения замечаний разрешалось выходить на защиту. Сроки поджимали, поэтому сразу взялся за исправления, в том числе перечеркал все неверные цифры в таблице, помещенной на одном листе с графикой, и под восклицательным знаком крупно вписал «ИСПРАВИТЬ в КОМПЕ»! Закончил поздно вечером и полуночным автобусом выехал в Сыктывкар.

               Часов в 10 прихожу в ООО. Дисциплинированная Эмилия находит нужные файлы, открывает их, убирает ошибки, а в конце я произношу: «Сейчас - самое главное. Меняем цифры в таблице»!

               Разворачиваю черновик с карандашными исправлениями, Эмилия выносит таблицу в центр монитора, под мою диктовку машинально правит первые два (из многих) значения и неожиданно произносит: «А зря меняла, так и было»!

               Вдвоем просматриваем всю таблицу и убеждаемся, что в ней стоят те же цифры, что и в зажатой в моей руке, сплошь исчерканной, домашней заготовке.

               Мало того. На экране красуется верное, не замеченное и не исправленное мной в спешке, значение одного из параметров!
 
               Черновой вариант графики с зачеркнутыми, кроме одной, цифрами храню в папочке.На память.
               


Для терпеливого читателя помещаю приложение к рассказу.
Считается, что переход от неживого к живому произошел вследствие случайного перебора простейших аминокислот, этих белковых кирпичиков. Но в условиях нашей планеты надеяться на спонтанное возникновение хоть сколько-нибудь упорядоченной системы столь же напрасно, как и на то, что разбившийся самолет сам по себе соберется, отремонтируется и полетит в нужном направлении. Никакое «счастливое стечение обстоятельств» здесь не поможет, нужна основательная энергетическая и информационная подпитка, какая-то движущая сила, несущая осмысленную информацию. И как ни называй ее, она по всем признакам обладает качествами животворящего Святого духа. И в этом смысле наука требует веры не меньше, чем религия, а потому и особых преимуществ у нее в вопросе происхождения жизни и человека в том числе, нет. Перед лицом вечной тайны бытия – как возник наш мир во всем его невообразимом разнообразии  - исходные позиции и науки, и религии совершенно одинаковы. Материализм требует веры в самозарождение и саморазвитие жизни, но от сомнений по этому поводу избавиться невозможно, и не только потому, что не найдены переходные формы между ныне существующими: последнее, считают последовательные эволюционисты, не более, чем вопрос времени и случая. Сомнение прежде всего порождает принцип энтропийности, определяющий тенденцию распада нашего мира: вследствие броуновского движения часть энергии превращается в теплоту и совершенно без пользы пропадает, а потому все процессы на Земле направлены в сторону меньшей организованности. Разрушиться - сколько угодно, даже горы превращаются в пыль, но вот возникнуть, да еще спонтанно… «Вероятнее допустить, что какая-то обезьянка, как попало барабаня по клавиатуре пишущей машинки, случайно напишет 64-й сонет Шекспира» - вот мнение астрофизика И.Шкловского о тайне появления ДНК, матрицы, с помощью которой можно штамповать белки, этой нити, сшивающей в единое целое множество поколений, тянущейся из глубины веков в необозримое будущее  и по сложности не сопоставимой с чем-либо, существующем на Земле.
Вопрос вопросов - какая тайна стоит за выдающимися способностями человека? С точки зрения механизмов наследственности он ничего особенного собой не представляет: по количеству хромосомных пар существенно отстает от некоторых видов рыб и растений и даже ближайший родственник – обезьяна - имеет на одну пару, но больше! Генетики шутят, что человек - это недоразвившийся шимпанзе.
«Нам общи с животными все виды рассудочной деятельности: индукция, дедукция, следовательно, также абстрагирование… анализ…синтез…эксперимент. По типу все эти методы - стало быть, признаваемые обычной логикой средства научного исследования - совершенно одинаковы у человека и у высших животных. Только по степени (по развитию соответствующего метода) они различны» - писал Энгельс. «Без этой предыстории существование мыслящего человеческого мозга остается чудом».
Так каким же образом появился удивительный человеческий мозг? Продукт эволюции? Но способности человека не передаются по наследству. Более того, мозг новорожденного сам по себе, без внешнего речевого воздействия, осуществляемого родителями, не способен научиться мыслить, поскольку в нем заложена только возможность мышления, реализуемая через общение.
Опыты алхимиков средневековья по сотворению человека в реторте - гомункулуса, наряду с поисками философского камня -  остаются наивными попытками человечества, освобождающегося от церковных догматов, утвердить научный подход к познанию бытия. В настоящее время никто не принимает всерьез вероятности реализации физической системы, несущей сознание, иными словами, возможности построения кибернетических организмов, подобных тем, что действует на съемочных площадках. Поэтому усилия инженеров в настоящее время направлены на моделирование самого интересного (с их точки зрения) в человеке - его интеллекта, причем интеллекта, подчеркнем это, в «чистом» виде, что снимает принципиально нерешаемую задачу конструирования физической основы, несущей интеллект.
Задача нового направления, получившего название «искусственный интеллект», на первом этапе предусматривала создание «точных» моделей мышления человека и в перспективе - прямого копирования нейронных систем, лежащих в основе работы мозга. Предполагается, что конечной целью является создание самообучающихся электронных систем, способных пройти тест, или, иными словами, создание искусственного разума.