Предок знатный - Кудеяр,

Ирина Дахно 4
Легенды о славном казаке-разбойнике Кудеяре, герое народных сказаний Верхнего Дона и Поволжья, рождались не на пустом месте. По центральным губерниям России ходили слухи, что Кудеяр был не простого происхождения, а... царского. Потому-то его образ и наделялся сверхъестественными качествами и способностями.
Как говорится, не бывает дыма без огня.
Полистаем вместе историю государства Российского, обращая внимание на те места, где речь идет о семейной жизни «собирателя русских земель» великого князя (цесаря) московского Василия III. Двадцать один год он прожил с первой женой, Соломонией Сабуровой, не имея от нее потомства. Что только ни делали царь и царица, чтобы Бог даровал им младенца. Богато одаривали церкви и монастыри, ездили к знаменитым святым на поклонение, раздавали милостыни убогим, миловали закоренелых преступников — ничего не получалось. Тогда они в отчаянии обратились к чародеям и колдунам, готовые ради появления на свет наследника поклониться чему угодно.....Пришла в кремлевский дворец знаменитая на всю Русь ворожея Степанида Рязанка, посмотрела на царицу и заявила: «Детям не быть».
Пришлось Василию III обратиться к святым отцам за разрешением на развод с Соломонией и вторичный брак. Однако понимание он нашел только у митрополита Даниила. Остальные первосвященники, в том числе и приглашенный из Афонского монастыря ученый монах Максим Грек, заняли позицию осуждения великого князя за греховное намерение, встав, таким образом, на сторону его брата Юрия Ивановича, уже метившего на великокняжеский престол.
Василию III совместно с митрополитом Даниилом удалось избавиться от противников при помощи светского и духовного суда. Максима Грека, например, присудили к заточению в Волоколамский монастырь. Великий князь получил от Даниила благословение на развод и новую женитьбу. Его супругой стала молодая литовско-русская княжна Елена Глинская, через четыре с липшим года подарившая Василию III наследника. Так 25 августа 1530 года появился на свет будущий царь Иван IV. Современники не без оснований подозревали, что отцом ребенка был любовник Елены, князь И. Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский. Пророки предрекали: «И родилась в законопреступлении и сладострастии лютость».

Постриженная в монахини под именем Софьи, Соло-мония Сабурова, вопреки церковной легенде о добровольности, бунтовала несколько лет. В момент насильственного пострига она, говорят, в буйном порыве растоптала монашеское одеяние. За это советник царя Иван Шигона отстегал ее бичом. Пять лет монахиня Софья провела в ссылке в Каргополе, затем ее перевели в Суздаль, в Покровский монастырь. Там она, примерно в одно время с Еленой Глинской, забеременела и тоже, как утверждали знающие монахи, родила царского сына.
Сын бывшей царицы, названный Георгием, скончался в младенческом возрасте. Так заявила Соломония посланцам Василия III, приехавшим в Суздаль для разбора этого странного дела. Она даже показала им гробницу в общей усыпальнице монастыря, где якобы покоился ее сын. В то же время Соломония грозила: сын вырастет и законно займет престол отца.
Загадочная гробница царского сына Георгия сохранилась до наших дней. Научное вскрытие ее в 1934 году позволило убедиться, что вместо младенца в гробике-колоде была похоронена кукла в мальчиковой рубахе, завернутая в материю XVI века и опоясанная пояском с кисточками. Археологическая находка позволяет нам задуматься над двумя версиями: никакого сына у бесплодной Соломонии не было или на самом деле сорокадвухлетняя монахиня в отместку Василию III (бесплодному) родила сына Георгия от неизвестного нам мужчины и, чтобы спасти его от бывшего мужа, объявила умершим, передав на воспитание верным людям.
Дальнейший поиск «царевича» Георгия приводит нас к славному разбойнику Кудеяру, который всю жизнь только тем и занимался, что мстил за поруганную честь матери. Сердобольное отношение русских людей к униженным и оскорбленным верховной властью породило множество устных сказаний о легендарном разбойнике. Многие центральные губернии России считали его своим земляком. Доброхоты искали и находили вернейшие доказательства пребывания Кудеяра в их краях.
Так, например, краеведы Рязанской губернии в XVIII веке нашли его разбойничье логово на берегу реки Истры в урочище Каменные Кресты (главное, как они считали). Неоспоримым доказательством краеведы посчитали гигантский камень-известняк с начертанным на нем именем Кудеяра.
Нижегородская земля хранит много загадок о знаменитом разбойнике. Путешествуя по югу области, мы не раз слышали о разбойнике Кудеяре, который в этих местах баловал. В отличие от Стеньки Разина – русского Робин Гуда - у этого героя слава была отнюдь не доброй. Наверняка, и добыча при нем была немалая, и куда-то он ее складировал. Добычу и отправились до большого снега искать наши корреспонденты.
В южной стороне Нижегородской губернии преданиями о разбойниках и кладах младенцев перед сном потчевали. И ночью тем снились сны о спрятанных разбойниками кладах. Ребятня подрастала, брала заступы, лопаты и отправлялась нПришла в кремлевский дворец знаменитая на всю Русь ворожея Степанида Рязанка, посмотрела на царицу и заявила: «Детям не быть».

Пришлось Василию III обратиться к святым отцам за разрешением на развод с Соломонией и вторичный брак. Однако понимание он нашел только у митрополита Даниила. Остальные первосвященники, в том числе и приглашенный из Афонского монастыря ученый монах Максим Грек, заняли позицию осуждения великого князя за греховное намерение, встав, таким образом, на сторону его брата Юрия Ивановича, уже метившего на великокняжеский престол.

Василию III совместно с митрополитом Даниилом удалось избавиться от противников при помощи светского и духовного суда. Максима Грека, например, присудили к заточению в Волоколамский монастырь. Великий князь получил от Даниила благословение на развод и новую женитьбу. Его супругой стала молодая литовско-русская княжна Елена Глинская, через четыре с липшим года подарившая Василию III наследника. Так 25 августа 1530 года появился на свет будущий царь Иван IV. Современники не без оснований подозревали, что отцом ребенка был любовник Елены, князь И. Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский. Пророки предрекали: «И родилась в законопреступлении и сладострастии лютость».

Постриженная в монахини под именем Софьи, Соло-мония Сабурова, вопреки церковной легенде о добровольности, бунтовала несколько лет. В момент насильственного пострига она, говорят, в буйном порыве растоптала монашеское одеяние. За это советник царя Иван Шигона отстегал ее бичом. Пять лет монахиня Софья провела в ссылке в Каргополе, затем ее перевели в Суздаль, в Покровский монастырь. Там она, примерно в одно время с Еленой Глинской, забеременела и тоже, как утверждали знающие монахи, родила царского сына.

Сын бывшей царицы, названный Георгием, скончался в младенческом возрасте. Так заявила Соломония посланцам Василия III, приехавшим в Суздаль для разбора этого странного дела. Она даже показала им гробницу в общей усыпальнице монастыря, где якобы покоился ее сын. В то же время Соломония грозила: сын вырастет и законно займет престол отца.

Загадочная гробница царского сына Георгия сохранилась до наших дней. Научное вскрытие ее в 1934 году позволило убедиться, что вместо младенца в гробике-колоде была похоронена кукла в мальчиковой рубахе, завернутая в материю XVI века и опоясанная пояском с кисточками. Археологическая находка позволяет нам задуматься над двумя версиями: никакого сына у бесплодной Соломонии не было или на самом деле сорокадвухлетняя монахиня в отместку Василию III (бесплодному) родила сына Георгия от неизвестного нам мужчины и, чтобы спасти его от бывшего мужа, объявила умершим, передав на воспитание верным людям.

Дальнейший поиск «царевича» Георгия приводит нас к славному разбойнику Кудеяру, который всю жизнь только тем и занимался, что мстил за поруганную честь матери. Сердобольное отношение русских людей к униженным и оскорбленным верховной властью породило множество устных сказаний о легендарном разбойнике. Многие центральные губернии России считали его своим земляком. Доброхоты искали и находили вернейшие доказательства пребывания Кудеяра в их краях.

Так, например, краеведы Рязанской губернии в XVIII веке нашли его разбойничье логово на берегу реки Истры в урочище Каменные Кресты (главное, как они считали). Неоспоримым доказательством краеведы посчитали гигантский камень-известняк с начертанным на нем именем Кудеяра.

а поиски сокровищ. По речке Алатырь, где квартировали разинские отряды, вся земля дыбом поднята. И лесам досталось — там тоже немало копано. Клады до сих пор разжигают воображение учеников местных школ.
Стенька Разин для присурских мест — свой человек. Не будь он бойцом за справедливость, так бы его не вспоминали. О разбойниках, как известно, только ужастики рассказывают, а тут - в учебники истории попал. Вон Кудеяр, личность не менее значительная, популярнее Стеньки будет, но - чистый разбойник. И если именем Степана Разина в советские времена насильно поселки называли, то Кудеярово имя само собой прижилось. Биологи бы сказали, что ареал обитания атамана Кудеяра был очень велик. О нем вам расскажут в исторических музеях Орла, Тулы, Воронежа, Ельца, Саратова, Рязани, Тамбова и многих других мест помельче. Военные бы сказали, что банда его была мобильна и хорошо вооружена.
Хотя, помните: “Было двенадцать разбойников, Был Кудеяр-атаман”. Оперативники из милиции тут бы возразили: вряд ли с дюжиной братков мог он контролировать такую территорию. Историки и филологи, анализируя предания и легенды о Кудеяре, пытались нарисовать его словесный портрет и определить мотивацию его поступков. Что же из этого получилось? Кудеяр был высок ростом, статен телом, лицом был пригож, “ум имел обширный”, был “зело зол”, но справедлив, “к красным девицам ластился, молодцам прохода не давал”. Последнее, согласитесь, крайне подозрительно. Чтобы командовать бандой отпетых отморозков, надо было обладать волей и железной твердостью. Помогало ему еще то, что все считали его колдуном, а от колдовских проклятий никуда не денешься — везде достанут. Так что любой в банде был повязан ими.
Если Степан Разин запросто попадает под разряд Робин Гуда — зорил богатых и отдавал все бедным, то Кудеяр такой щедростью не обладал. Он любил свои сокровища закапывать, хранить под спудом до времени. Тут что хочешь думай: может, жаден был, а может, до власти хотел дорваться. Кудеяр для кладоискателей — кладезь. Только Кудеяровых городков по центру России разбросано больше сотни. А он ведь еще и в пещерах живал... Есть еще Кудеяров лог, Кудеяров притон, Кудеярова крепость. “Кладовые записи” указывают на колодцы, болота, озера, пустыни, камни — и здесь клады лежат. Найти их раз плюнуть...  “...Есть же на дубе лук, на липе харя вделана дубовая, лук целит по харе через колодезь. На выезде из городища два кургана, что сенные копны: головою лечь на курган, ногами на другой”.
Чем не примета? Берись и копай, хоть городище изводи, хоть оба кургана. Всяко чего-нибудь да попадется, а коль нет, землекопом отменным станешь, и то в жизни сгодится. Дотошные ученые не успокоились, пока не разгадали имя Кудеяра. Оказывается, в переводе с неведомого нам тюркского языка оно означает Любимец бога. Еще, оказывается, так звали татарских сборщиков налогов. Может быть, застил некоторым из них блеск собранных сокровищ, и отбились они от своего племенного стада, превратились в налоговых оборотней. А что, ведь такое и сейчас случается.

Вы не поверите, но основная база разбойника Кудеяра была в сельце... Лох, что принадлежит ныне Саратовской губернии. Вот где клад-то зарыт. Саратовские турфирмы копать его не стали. Для них он лежит на поверхности. В это сельцо, да еще в некое Моховое болото, да еще в пещеру Кудеяра ныне паломничество великое. Кудеяр на долгие годы программу в нас заложил.

Кукла в гробнице перевернула историю Если филологи с самого начала говорили о “народности” героя, то историки с этим были не согласны. Они пытались обнаружить исторический прототип Кудеяра. Нашли даже каких-то бояр с подобными именами, но те оказались смиренными и в разбойных делах не замеченными. Но не может человек просто так взять и начать тотальный грабеж, при этом не выдвигая никакой программы. Ради чего он это делает? Его обязательно должен был кто-то обидеть, и очень крепко. Представьте себе, они нашли вполне подходящую историческую кандидатуру и выдвинули свою версию. Да еще какую!.. Не утверждая твердо, они намекнули, что Кудеяр... брат Ивана Грозного.

Вы же помните из истории, что первая жена Василия Ивановича, отца Ивана Грозного, Соломония Сабурова не могла родить наследника. Народные пересуды о бесплодности жены повергали Василия Ивановича в гнев. Однажды он решился и отправил жену в монастырь, а сам тут же повенчался с Еленой Глинской, которая одного за другим родила ему Ивана и Георгия. Но, как оказалось, в монастыре Соломония тоже разродилась сыном. Монастырь был женский, постриг строгий, значит, и сын от Василия Ивановича — все логично. У двух братьев появился еще один брат, причем, старший, а значит - и претендент на престол. Забот на старости лет у Василия Ивановича заметно прибавилось. Но тогда решалось все просто — извести неизвестного наследника. Просчитала стратегию бывшего мужа и Соломония. Она знала: он в покое ни ее, ни сына не оставит. И упредила тактическим ходом, объявив о смерти сына. Нашлись и свидетели похорон его в Суздальском Покровском монастыре. Тут князь и успокоился, а народная молва “оживила” сынка Соломонии. Рассказывали, будто бы тайно отправлен он к крымскому хану на воспитание. Там и дадено ему былоэто легендарное имя - Кудеяр.
До 1934 года историки считали все это народными домыслами, пока не вскрыли гробницу. А там в гробике обнаружили... куклу, наряженную мальчиком. Так все в истории и перевернулось. Куда же делся сын Соломонии? Не он ли это перерезал все торговые и посольские пути из Крыма в Московскую Русь? Не он ли стал многоликим, чтобы показать свою несметную силу? Не он ли скапливал богатства, надеясь занять место на престоле? А может, просто мстил брату? Однако в истории неведомый Кудеяр остался простым разбойником. Эх, Кудеяр, буйная головушка. Хоть бы карты какие нарисовал да схоронил для потомков. Ведь жаждем мы увидеть твои сокровища. О тебе бы еще не так заговорили да започитали. А что, сейчас бы Кудеяровы клады разом взяли. Сказывают, заговорены они были на две сотни лет. Срок колдовства давно истек, и опасаться ныне нечего. Известно, как и клады-то те взять. Рыть должны рабочие в нечетном числе. Золотой ключ от железных дверей лежит в Симовом роднике, и достать его может тот, кто вычерпает этот родник и почерпнет воды из Ужиного озера. Кстати, вам не известно, где оно находится? Нет? Вот и никому не известно.
После рассказанного у вас и вопрос возникнет: неужели до сих пор ничего из кудеяровских поклаж не найдено? Если бы не находили, то имя бы его забыли. В 40-х годах прошлого века в одном сельце под Воронежем простая колхозница нашла массивный золотой старинный перстень. Уж и имени той колхозницы никто не помнит, а кладоискатели в тех местах до сих пор не переводятся.
Знатоки кладных дел утверждают, что известно по крайней мере четыре случая, когда клады серебряных монет и немногочисленных золотых предметов были найдены в местах обитания Кудеяра. Вроде бы все на свои места стало: и образ Кудеяра прояснился, и мотивация его разбойных набегов ясна. Но, как всегда, нашлась маленькая, незаметная ранее деталь, которая все разрушила.
И вдруг,не жданно не гаданно, отыскалась легенда, в которой говорится, что “в старые-старые времена проживали семь(!) братьев-кудеяров”.
А что вы вдруг приуныли? Для кладоискателей, чем больше Кудеяров, тем лучше.
Разбойник не дал деревню переименовать Было бы странно, если бы Кудеяр не оставил следа на нашей земле. Как искусный стратег, он понимал, что, кроме добычливой Волги, есть еще Ока, Сура, Муромская торговая дорога, Симбирский почтовый тракт. Вокруг места глухоманные, и ватажке будет здесь вольно и неопасно — это не донские степи, где по следам казаки гоняются.
На карте области сегодня можно сыскать два Кудеяровых места: сельцо, примыкающее к городу Лукоянову, так и зовется Кудеярово и деревенька в Большеболдинском районе — Кудеяровка. Лукояновский Кудеяр, похоже, и есть тот самый, главный, который приходился братом Ивану Грозному. Так, по крайней мере, предание говорит.
“Все леса до самого Мурома были, считай, его. Глухо было тут, непроходимо, только несколько дорог на всю пущу. А еще были тропинки протоптаны, чтобы на дороги эти в разных местах выходить неожиданно. Вот их, говорят, проторили люди разбойника Кудеяра”.
Село под Лукояновом пробовали в угоду времени на Знаменки переименовать — не прижилось новое название, так Кудеярово и осталось.

— Кудеяра ищете? У нас такого нет.
— Разбойник был.
— А как фамилия-то?
— Кудеяр.
— Нет такого, разве умер давно.

Хитрющая бабка, знает ведь, а не выдает. Нас же сюда послали, сказав, что у пруда землянки разбойничьи были, а пруд когда-то глубоченным оврагом был. Сейчас уж, конечно, ничего не сыщешь. Большой камень, а под ним клад Разговор о сокровищах в этих местах обычный. Каждый что-нибудь да слышал о них. С десяток лет назад жила в этих местах бабка, без малого сто лет ей было. Она все родственников своих теребила, пыталась сподвигнуть клад искать. В лесу, который она с детства хорошо знала, был ей известен глубокий овраг. В овраге том лежал большой камень. Вот под тем камнем и были закопаны сокровища: золото да оружие. Родственники так и не собрались на поиски, да, видно, и бабке-то не особо верили, мало ли ей что по ветхости причудиться могло. Так что клад до сих пор в том овраге и пребывает.
Одно плохо: все клады в этих местах давно перепутались, где Стеньки Разина, где Кудеяра — не поймешь... Хотя какая разница кладоискателю, чьи сокровища в руки придут. Большеболдинский Кудеяр оказался совсем безродным. В Кудеяровке о нем никто ничего не слышал и не знает, да и в истории района его имя не прописано. Может, случайно и деревеньку-то так назвали?
Но, как показывает практика, случайного в истории ничего не бывает. Здесь некогда большой почтовый тракт проходил — место лакомое. Кудеяр по почтовым каретам тоже был специалист. Описано несколько случаев его нападения на перевозимые ценности и места, где он эти кареты или топил, или целиком закапывал. Искали там. Много искали.
Так вот, в Кудеяровке и могла располагаться небольшая ватажка — мобильный отряд быстрого разбойного реагирования. И все сходится. Кудеярово — место обитания самого атамана, а Кудеяровка — его людей. Логично?
Но в Кудеяровке вряд ли клады сыщешь. Скорее всего, ватажка сдавала награбленное атаману, хотя мог ведь кто-то что-нибудь и утаить да прикопать до случая. А век разбойника короток... Была ли женщина?
Интересно, а как же сам Кудеяр окончил свой жизненный путь, неужели так спокойно и “почил в бозе”? Оказалось, нет, вариантов его смерти множество. На Дону рассказывают, что его казаки порубили, когда он им сильно докучать стал. Есть несколько версий его потопления в реках, когда от преследования скрывался. Одна из легенд представляет его насильником. Будто бы однажды он хотел влюбить в себя раскрасавицу-девицу, а та его избегала. Тогда он решил взять ее силой. Кудеяр не отступает... А та вырвалась и побежала к реке, моля Богородицу о заступничестве. Перебралась девушка на тот берег, а Кудеяра волна захлестнула. Большинство же легенд склоняется к тому, что атаман разбойников прожил долгую жизнь, так и не познав человеческих радостей и счастья.
А теперь о самом главном. Не трогайте Кудеяра и не поминайте его имя..... Свою жизненную тайну он доверил нижегородской земле. И только там знают о последних днях его. Слушайте. “Разбойник Кудеяр порой гулял и по Оке. Бывал он и в известной нижегородской Слуде, которая обрамляла зеленью спускающиеся к воде горные кручи.
По густым зарослям, которые славились тем, что там частенько бывали разные шайки разбойников, выходил Кудеяр на Арзамасский тракт, а по нему до Крестовоздвиженского монастыря — рукой подать. Вот туда-то во время обуявшей разбойника хандры и забрел он один раз в надежде хоть как-то развеять грусть-тоску свою. И там на тропинке, что вела в церковь, ему повстречалась молодая монашенка”. Так рассказывает о Кудеяре самая добрая и гуманная из всех легенд. Чувствуете, и злых разбойников иногда “обуяет” хандра, раскаяние, а это уже путь к исправлению. Да еще если на пути женский монастырь. “Кудеяра поразила редкая красота монашенки, скромность и то сердечное сострадание, с которым посмотрела она на него. С этой поры забыл разбойник про свой промысел и стал частенько заглядывать в божью обитель”. В легенде нет ничего о том, как одаривал разбойник свою любовь подарками, осыпая золотом, окутывая в меха. Это была самая земная бескорыстная любовь.
“Они целыми днями не могли налюбоваться друг на друга, но недолговечно было их счастье. Молодая жена что-то занедужила, а потом сильно расхворалась да вскоре и умерла”. Не плачьте, смахните слезу. Вам жалко монашенку? Да? Но она уже нашла свое небесное пристанище. А вот что будет опять с Кудеяром? Возьмется за старое?

“Кудеяр долго переживал потерю любимой, а потом, говорят, бросил все свои дела разбойничьи и ушел в какой-то монастырь”. Вот как добра земля наша. Хоть в легенде, но приголубила лихого разбойника, дала ему счастье и возможность раскаяться в содеянном...По примеру древнегреческих городов, споривших между собой за право называться родиной Гомера, и средневековых городов, претендующих быть родиной Колумба, наши российские губернии соревновались за право быть последним пристанищем разбойника Кудеяра.
.