Когда я, редко, езжу в Москву

Елена Канеева
                ВСТУПЛЕНИЕ

    то вспоминаю, Олежка В. - тебя.
А на ум приходит песня: "... Мой адрес не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз...".
Сейчас я сижу в поезде " Москва - Минск" и еду уже из Москвы до Смоленска, к своей внучке, записывая впечатления от первой части задуманного дома маршрута. Гляжу в окно.
Солнце придаёт придорожному лесу - всё! Оттенки, колорит, ясность, хотя меня, (поезд идёт тихо, а разделение с окружающим пространством  происходит  через "аквариумное" стекло вагона), удивляет не только всё вместе - как составлена эта картина жизни; но и всё по отдельности. И вспоминаются фрагменты происходящего со мной ранее. Вплоть до моих ощущений от человека напротив, который улёгся отдыхать, разложив постель. Он и не подозревает, что я, сидя рядом,  упоминаю о нём.   
   Так вот, когда моему сыну было 10 лет, а я не знала, что у него начался переходный возраст, у нынешних он наступает на 4 года раньше, чем было у нас, и  было непонятно, что мне с сыном делать, ввиду его полного дворового воспитания, то придумала срочно изменить обстановку. А денег не было, как всегда, и Олег, бывший сотрудник, когда мы с подругой обратились к нему за помощью, дал денег на билеты на  московский самолёт, и добыл эти трудно доставаемые билеты. Ехать на поезде мы не могли, потому что живём в Калининграде, а путешествие наземным транспортом возможно только с заграничными паспортами, которых у нас не было.
Мы с сыном отменно провели время в Москве. Целую неделю, каждый день ездили в Сокольники, прыгать на батуте.
   Нынешнее путешествие, предпринятое довольно неожиданно, встрепенуло меня и захотелось оставить его не только в мыслях, но и, хотя бы основные детали - в словах.

                МОСКВА

   Последовательность изложения будет нарушена. Потому что ещё одно важное для меня ощущение - "любовные происки". То есть поиск "родных" людей, которые становятся дороги и остаются светлы, независимо ни от чего.
   Остановившись у милых и радушных людей, и задержавшись в Москве на три дня, я присутствовала на праздновании дня рождения девяностолетней женщины. Информация о ней явилась потрясением для моей вполне окрепшей души, а общение с ней доставило огромное удовольствие. Она глядела светлыми глазами, взором, проникающим внутрь собеседника, и понимала без слов. Рассказывала о себе. Откровенно и просто.
В её юношестве, пришедшимся на военные годы, в начале судьбы, случилось с ней нехорошее - попала под трамвай, осталась без ноги. Воспоминание болезненно ещё и потому, что ногу могли сохранить. Но так случилось. Её будущий муж, брат её друга, познакомился с ней, когда друг поручил ему навещать Нину в больнице. Через два года они поженились. Родили троих детей. Первенца пришлось выхаживать одной - мужа Абрама, очень доброго и совершенно невоенного человека,  призвали на фронт. Живя в общежитии, в военное время, без ноги,  с грудным мальчиком на руках, она окончила институт, дождалась с фронта мужа, и счастливо, но не без обычных, возникающих в семьях историй, прожила с ним тридцать лет. Дом её всегда  был полон людьми. Домработница (Абрам стал выдающимся учёным, и они могли себе позволить помощницу по дому), отказывалась жить с ними :" Я не могу  готовить на всю Москву". В Нину влюблялись, с ней дружили - всегда. И сейчас у неё нет недостатка в общении.
Её дочь, жена моего троюродного брата, никогда не делала акцента на своих родных, тихо и нежно, но по волевому, ведя хозяйство, помогая всем, порой иронизируя, порой страдая над происходящим.
Москвичи...
   Москва, я порадовалась твоим Арбатом, танцующими под звуки "там - тама" девушками, насладилась вольными художниками и народным творчеством. Наверное можно быть недовольным сравнением - что было, и как стало; но ведь поднимаемся с колен, принимаем детей своих и историю свою, заново воскресающую, общечеловеческую.
   Деревья продолжают мелькать в окне,- уже быстро; розовеющие в слиянии подступающего к кончикам веток сока земли с солнечным светом.
Сосед спит.

                ПОДЗЕМНАЯ МОСКВА

   Подумав, что могу посетить Третьяковскую галерею, я отказалась от этой мысли и направилась, посоветовавшись с хозяйкой и атласом Москвы, по подземному городу на остановку станции метро " Кропоткинская". Ощутить биение центра.
  Отвыкнув от больших городов, сильно перешагивая через порожки эскалаторов, я внимательно вглядывалась в лики остановок, в бегущих людей; потом, приустав, перестала обращать на них внимание. В электричке незаметно наблюдала картину: казак среднего возраста, темноволосый, усатый, спал, сидя на скамейке, обняв двоих, тоже спящих по обе стороны от него, шестилетних казачат в защитных костюмчиках, сапожках, в казачьих шапочках. Они тоже обнимали колени отца.  У основания большого пальца отца, с тыльной стороны ладони правой руки беззащитно и просто прочитывалась татуированная надпись: с нами Бог.
На одной из остановок поджидающие электричку две щебечущие, очень юные девушки привлекли моё внимание цветом одежды одной из подруг: немыслимо сиреневый пиджак и такие же колготки в сочетании с синей джинсовой сумкой и короткой чёрной юбочкой. От сиреневого трудно было отвести глаза.
И всё. Остальные, то углубленные в свои мысли, то смеющиеся над всем подряд, то просто уставшие или спешащие, в зависимости от времени суток, люди, не произвели на меня никакого впечатления. Люди и люди.
Вдоль эскалаторов, особенно изрядно протяжённых, над ними - рекламы, рекламы...
   Метро изменилось. Раньше внутри него было много нищих, поющих, продающих, зазывающих. Сейчас  метро без них. Может на таких остановках я побывала, а может опасность международного терроризма и властные структуры изменили этот порядок.

                МОСКОВСКИЕ МУЗЕИ

   Перейдя по пешеходному переходу на противоположную от остановки станции метро "Кропоткинская" сторону дороги, я сразу оказалась перед Музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Два величественных здания, как архитектурный ансамбль музея, сперва не повлияли на выбор мною направления осмотра. Я не поняла даже, что зданий - несколько. Судорожно спеша, я направилась к ближайшему, оказавшемуся Галереей стран Европы и Америки 19-20 веков, ранее называвшийся: Музей личных коллекций, а ныне - Филиал музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Экспозиции художников-импрессионистов и их предшественников - (первый этаж), занимают в нём три этажа.
Подробно не изучив хроники Музея и историю полотен, я приятно удивилась тому, что всемирно известные картины П.О.Ренуара, Пабло Пикасссо, Тулуза-Лотрека, П.Гогена, В.Ван-Гога - оказались приписаны здесь.
Как непрофессионал, несколько расстроилась качеством реставрации полотен предшественников импрессионизма, обильная лакирование мешало прочувствовать нюансы. Трудно понять возможности существующих техник и то, как они зависят от времени и от авторов картин.
Многие сочетания делают нас; и также влияем и мы, люди, на процессы и дела, происходящие вне и внутри нас, более или менеее осознанно.
   Молодая симпатичная девушка в тёмном свитере, с изящными украшениями на руках, сидя в углу зала на полу, как раз под портретом актрисы Жанны Самари работы  Пьера Огюста Ренуара, рассказывала пяти - шестилетним детям, также сидящим на полу, напротив неё, об особенностях цвета и света, о том, что главное в написании картин - не бояться передать своё настроение, даже отступая от живописных канонов.
       Ещё несколько лет назад такое зрелище было невозможно. Видимо, процесс обучения детей всё же приближается к естественности и здравому смыслу.
   Смотритель музея, милая пожилая женщина, рассказала мне, что картины были подготовлены к отправке на выставку в Японию, мероприятие отменили. А часть картин перераспределили в музеи Санкт-Петербурга. 
Примерно две тысячи работ художников-импрессионистов были в своё время выкуплены русскими эмигрантами и вывезены в Россию, теперь самая большая коллекция картин данного  жанра находится в Москве.
   Туристическая группа из Японии внимательно слушала своего гида-экскурсовода, фотографируя: "девочку на шаре" работы Пабло Пикассо, картины Гюстава Курбе; осмысливая философию Поля Гогена, вглядываясь в сюжеты его таитянских огромных и красочных полотен.
Представители Австрии, Бельгии, Франции - часто бывают тут, очаровываясь работами своих соотечественников.
   Насладившись гармонией порою невозможных по сопоставимости сюжетов и их цветовых разрешений, слегка ошалев от увиденного и понимая, что: "время позволяет" - я направилась к музею имени Н.К Рериха, Международного центра Рерихов, расположенному в усадьбе Лопухиных.
Сразу скажу,  не ожидала увидеть такое космическое чудо, как этот музей.
Скульптуры у входа, пространство, скамейки и далее - зал, предваряющий осмотр, уже влияли на настроение  порой случайного, суетливого человека.
Меня-то суета оставила ещё среди импрессионизма.
Однако оформление небольших зал - глубоко продуманное, феерические снимки звёздных систем, сверкающее и сияющее убранство некоторых скульптур и атрибутов  приводит к принципиальным аналогиям с внутренним убранством египетских пирамид, или древним залам Атланты, как только это можно себе представить. Как это должно быть среди людей и для людей и как это будет.
Глядя на это, хочется жить в единстве и понимании с огромным миром.
   Мне посчастливилось послушать экскурсовода, незаурядного молодого человека, поведавшего юношам и девушкам, группе примерно из десяти человек, об истории семьи Рерих, об их наследии.
Святослав Рерих, сын Елены Ивановны и Николая Константиновича, соответственно распоряжению родителей и собственной воле, в 1990 году доставил в Россию самолётом четыре тонны груза - картин и личных вещей семьи.
Рерихи знали о грядущей роли нашей страны в охранении Земли и перемене жизни на Земле.
Теория эволюции и видение мира, воспринятые, осмысленные, переработанные и описанные Н.К. и Е. И. Рерих - наиболее полны и точны.
Бережность подачи информации этого музея придаёт ему огромную образовательную ценность. Красота убедительна.
Скульптурные облики, воплощённые Алексеем Леоновым - достоверны, и в совокупности своей - могучи.
И.Христос, Будда, К.Э. Циолковский, А.Л.Чижевский, А.Белый, А.Блок, Платон, В.И.Вернадский... -  деятели-космисты всех известных нам времён и наций, собранные вместе в зале живой этики, доставляют огромное зрелищное наслаждение и уверенность в том, что не может погибнуть Земля, взлелеявшая такие ростки.
Картины Н.К.Рериха в зале живой этики - в витражах, подсвеченные  электрическим светом - смотрятся так, как буто Н.К.Рерих предполагал голографическое состояние своих картин, как наиболее влияющее на человека.
В каждой его картине - глубокий философский смысл. В совокупности картин и работ - могущество деятеля-вселениста.
   ВременнОе - прейдёт. Мы уже на жизни своего поколения видим, как быстро исчезает несущественное, неважное. И присутствуем при переходе основной значащей ценности с денежных, властных, временнЫх знаков - на другое, животрепещущее.

                РОСТОВ ВЕЛИКИЙ

   В задуманное мною "меню" поездок вписывался Ростов - шесть часов на поезде. Однако путешествие из Москвы в Ростов заняло у нас с Александрой всего три часа на машине!
Красоты Подмосковья (Ого! Уже Вязьма! Ведь я еду на поезде в Смоленск, исписывая крупным почерком уже 25 страницу.) отвлекали от мыслей. Город с его влиянием отступал от нас.
В Ростове живут наши с Александрой родные.
   Мой ростовский троюродный брат изучил по старинным книгам способ изготовления средневековой посуды (чернолощёной, и музыкальных инструментов-игрушек, так называемых :"окарин"), а его жена освоила их  изготовление, возродив народный промысел, устроив в Ростове "Дом Ремёсел".
Тут их деятельность сродни деятельности княгини Тенишевой в г. Смоленске, у которой в усадьбе Флёново была собрана великолепная коллекция народных предметов быта и поделок и где Н.К. Рерих расписывал Храм Духа - Церковь всех религий.
Сейчас во Флёново музей.
Но Храм ещё не действует - время не пришло.
Мне очень хотелось увидеть моих родных и посмотреть на их Дело.
   Ростов Великий расположен у озера Неро. Озеро разлилось, подступая к огородам. По обочине дороги - кусты торчали над водой. Деревянные небольшие, бывшие ранее купеческими - дома. Ощущение провинциального городка, на который власти не заморачиваются тратить деньги. Авось сам простоит.
На небольшом двухэтажном домике - плакат : "Дом ремёсел".
Мы приехали сразу после Пасхи.
   У храма нас встретила обаятельная, скромно одетая женщина - Людмила, жена брата, и показала мастерские, изделия, участок - всё! Напоила и накормила.
Примерно понимая, как происходит процесс изготовления уникальных изделий (мне моя сестра рассказывала, она побывала здесь раньше), я обратила внимание на сувениры, игрушки, их форму, звучание - наслаждаясь .
Чернолощёные горшочки годились для приготовления еды.
   Потом мы попытались осмотреть археологические раскопки неподалёку, но это место огородили. Пришлось только обойти кругом. Особенности качества ростовской земли - с течением времени деревянные артефакты заиливаются, мумифицируются и сохраняются в первозданном виде, доступном для осмысления любопытными потомками.
Побывав в Ростовском Кремле, на звоннице Успенского собра, прикоснувшись к древнейшим колоколам одной из самых больших колоколен в России, потрогав их, мы таки прикоснулись к настоящему средневековью.
Как возрождённая птица-Феникс - выглядит реставрируемая часть зданий Успенского собора. Бледные фрески, холод камня, форма храма...
   Пообщавшись с братом и его семьёй, я получше узнала об этой нашей веточке талантливых скромных потомственных изобретателей, никогда не стремящихся к личному обогащению, крепких крестьянах, а может изначально и не крестьянах вовсе.
   Людмила показала нам дорогу до Борисоглебского Ростовского монастыря, и мы направились туда.
   Солнышко припекало. Монастырь как бы вырос перед нами - неожиданно. Мы вошли в его ворота, и, взойдя на холм, на котором он расположен, почувствовали силу и красоту этого места.
Александра обратила моё внимание на трещины в стенах - результат близко и неразумно проведённой мимо монастыря дороги. Стены заваливаются.
А в толстых стенах  расположены кельи.
В одной из них жил великомученик Иринарх, тридцать лет проведший в веригах, умевший лечить людей и предсказывать. Его в своё время не тронул, уважая за преданность родине, Ян Сапега.
Две аллеи - липовая и сосновая, под углом друг к другу, от храма, с горки - спускаются к стене.
Вид у монастырского подворья, так мне показалось, привлекателен своей внешней неухоженностью, вседозволенностью, неприбранностью.
Мы помечтали, помолчали и поехали обратно.

21-25 апреля 2011г.