Что есть Прогресс?

Зоя Карпова
                интервью-эксперимент

     Если внимательно посмотреть на современные проблемы и задачи, решаемые физической наукой, то вырисовывается следующая логическая цепочка – наука, физика, прогресс. Современному человеку, даже весьма далекому от науки, а тем более от науки физики, тем не менее, вполне понятен термин «прогресс». Интуитивно понятен. А попробуйте спросить об этом любого прохожего или случайного попутчика в поезде. Задайте ему вопрос: «Что такое Прогресс?».


     И Вы сразу же наткнетесь на недоуменный взгляд, либо на выразительный жест указательным пальцем у виска, который  недвусмысленно пригласит Вас в клинику Склифосовского. Автор данной статьи рискнула провести этот эксперимент в плацкартном вагоне московского поезда. Соседям по купе был задан вопрос: «Что есть Прогресс?».


     Результаты, уважаемый читатель, возможно, тебя удивят.


     Без пяти минут выпускница средней школы из города (по этическим соображениям оставим его без названия) не смогла вразумительно объяснить это даже своими словами. Хотя слово «прогресс» упоминается почти в каждом школьном предмете. При всем притом, стоит заметить, что в десятых классах российской школы, обучающихся по стандартной образовательной программе,  изучается сейчас около двадцати предметов. И каждый школьный предмет, регулярно употребляет слово «прогресс».


     С большим трудом кое-что вспомнил о термине «прогресс» молодой человек, с высшим образованием, работающий в области энергетики. Определение этого термина из его уст звучит дословно так: «Прогресс – это улучшение каких-то характеристик…». Характеристик чего? Он пояснить не смог.


     «Ну, всего», - сказал он и пожал плечами. Однако на всякий случай разделил прогресс на виды, и сказал, что прогресс бывает технический, социологический и культурный. Следом молодой человек убежденно заявил: «Все эти виды прогресса между собой связаны, и ни один из них не возможен без другого!».


     Другие попутчики в купе утверждали, хотя так никто и них и не дал определения этому термину, что прогресса в нашей стране нет и вовсе. (Они не знают что это такое, но зато уверены - «этого» в нашей стране точно нет!?)


     Что ж? Если внимательно рассматривать ответ молодого человека, то некоторая логическая связь между различными видами прогресса, пожалуй, просматривается. По крайней мере, напрашивается первый вывод: Современный средний человек есть продукт технологической цивилизации. И этот вид Homo Sapience зависит от присутствия целого ряда бытовых условий.


     Если перечислять их, то список окажется очень длинным – это регулярная подача электроэнергии, наличие газа, отопление, горячая вода, наличие холодильника, телефонная и мобильная связь, устойчивый телевизионный сигнал, радио, работающий в высотном здании лифт и, конечно же, Интернет.


     Итого, глубокоуважаемый читатель, мы получаем десять параметров для нормальной комфортабельной жизни современного человека - представителя нынешнего технологического общества. Однако оказались не включенными в этот список: общественный и личный транспорт, магазины и рынки, полклиники и больницы, учебные и культурные заведения и так далее - впрочем, вся городская инфраструктура.


     Кто-то хочет возразить? Тогда нужно ответить на следующий вопрос: «Что есть современный человек без всего этого?». Недавнее отключение электроэнергии в нашей столице и ряда примыкающих областей,  и вызвавшее сбои в работе многих служб, свидетельствует о том, что многие города и поселки были на грани катастрофы. Катастрофой обернулась авария на одной лишь станции и по причине сбоя в работе всего-то двух трансформаторов!? Отсюда  напрашивается и второй вывод. Отсутствие этого самого прогресса (то чего мы не знаем, что это такое!) в одном отдельно взятом месте стоило стране еще и колоссальных убытков.


     Не сомневайся, уважаемый читатель, что рикошетом эти убытки и отсутствие данного конкретного прогресса в области энергетической науки и техники, еще больно ударят по всем законопослушным налогоплательщикам!


     Ну, хорошо, уважаемый читатель, и ты, и я, и все мы всеми руками голосуем «за» прогресс. Дальше что? Дальше – это самое интересное, – нужно выяснить: «А что же является двигателем прогресса?».


     Поговорив со спутником-энергетиком, автору удалось выяснить, что «двигателем прогресса является внедрение чего нового, например каких-то новых разработок». (Тепло!)


     Даю наводящий вопрос: «А кто это новое разрабатывает?».
     Ответ: Ну, какие-то научные организации.
     (Почти горячо!)
     Вопрос: А в организациях, кто конкретно разрабатывает это что-то новое?
     Ответ: Да, эти, как их…. О, вспомнил, ученые!
     (Совсем горячо! Даже жарко!) Наконец-то мы и добрались до господ ученых. Оказывается, и наука пригодилась! Ура!!! (Ура ли!?)


     Если говорить о техническом прогрессе, то любая техническая наука, прежде всего, зиждется на таких тысячелетних китах, которые в современном мире известны, как физика, математика, химия и биология. Кажется, мы с Вами докопались до истоков технического прогресса!  Грамотному человеку со средним, а тем более с высшим образованием ничего не стоит объяснить многие природные явления. Он понимает, каким образом, и на каких принципах работают бытовые и промышленные приборы и аппаратура. Так ли это? Чтобы убедиться в этом, автор взяла у своих попутчиков следующее интервью.


     Вопрос: Вы можете, объяснить, почему холодильник «морозит», если электрический ток при прохождении через проводник с ненулевым сопротивлением вырабатывает тепло?
     Ответ выпускницы 10 класса (после значительной паузы и мычания): Мы этого, кажется, не проходили…
     Ответ специалиста-энергетика (после некоторых раздумий): Я точно не помню. Ну, это что-то там, связанное с циклами Карно.
     Вопрос: Почему в морозилке холодно?
     Ответ специалиста-энергетика: Это тепло из него выходит наружу, потому что температура окружающей среды меньше. 
     Вопрос: А если на юге летом снаружи плюс пятьдесят градусов, в морозилке будет все равно мороз, тогда почему?
     Ответ специалиста-энергетика: Ага! Наверное, все дело во фреоне. Он в морозилке расширяется, а поэтому охлаждается. Так и получается мороз.
     Другие пассажиры лишь пожали плечами.
     Ответ других двух пассажиров: Электричество поступает в холодильник и там вырабатывает мороз.

    
     Оставим это интервью без комментариев.


     Очевидно, что без науки, без техники современному человеку обойтись трудно. Прогресса хотят все. Но вот понимать, что техническая часть прогресса связана с именно наукой, увы, понимают далеко немногие.

    Уважаемый читатель, оглянись вокруг себя! Кто из современных нам людей технологического общества может сказать, что он вполне обойдется без плодов техники и науки.


     Возьмем, например наше жилище. На жарком юге и на холодном севере, где бы ни селились люди, бытует пословица: «Мой дом – моя крепость». Верно! Значит любой дом, жилище или здание должны быть построены прочно. Прочно – это значит, с учетом физических условий окружающей среды - климатической зоны, с учетом законов сопромата, законов классической физики и механики, с учетом современных геофизических и тектонических расчетов с применением спутниковых исследований.


     Транспорт? – Аналогично. Здесь нам с Вами помогут области механики - статика и кинематика, тот же сопромат, компьютерное проектирование и моделирование, физика, химия.


     Связь? – Это уже область радиофизики, электроники и электродинамики.


     Одежда? – Способы получения новых материалов и тканей, а также прочность их плетения составляют первооснову для создания одежды и обуви человека. Помогают в этом, все та же физика, механика, теплофизика, физическая химия, биофизика.


     Существует множество подобных примеров, когда за каждой категорией предметов быта стоит изначально физическая наука и прогресс. Если, уважаемый читатель, ты увидишь человека, который, однажды утром вышел на улицы города или поселка без одежды и обуви и пошел пешком на работу. А, вернувшись вечером, он построил зимой на снегу вместо теплого дома шалаш во дворе. Если вместо сваренного обеда он употребляет сырое мясо. Знай, уважаемый, что это не есть современный человек из технологической формации. Возможно, это путешественник из Прошлого Времени. Он не знаком с современными науками - математикой, физикой, химией, биологией. Он, скорее всего никогда не слышал что такое прогресс. Посочувствуй Господину из Палеолита и объясни пришельцу, что если он хочет стать современным цивилизованным и культурным человеком на Земле, то он должен уяснить себе всего три вещи.


     Три концептуальных вещи, связанные одной ниточкой, определяют нашу высокотехнологичную цивилизацию землян – это развитие естественных наук, которые сегодня взаимно проникают друг в друга, это новая техника, это тот самый прогресс, определение которому дать сложно, но его видеть в нашей стране хотят многие наши соотечественники.


     Уважаемый читатель, ты сомневаешься? Рискни провести свой эксперимент среди своих друзей и знакомых, спроси их: «Что есть прогресс? Что является двигателем прогресса? Нужна ли сегодня людям наука? Чего стоит любое государство без ученых?», наберись терпения, выслушай ответы и поделись с нами своими наблюдениями...