Вальс Амурские волны. Его автор и история создания

Валентина Томашевская
 Цветенье души проявляется в поступках. Мужчина становится ласковым, нежным, предупредительным.  Он начинает лучше учиться или работать. Он следит за своей внешностью. Он томится, грустит, улыбается, ликует. Все это  должно найти себе обобщенное выражение, должно проявиться в каком-нибудь локальном образе. И оно действительно перерастает и воплощается в слово и в музыку. Слово и музыка - вот обобщение цветения человеческой души. "Лунная соната", "Я помню чудное мгновенье", сонеты Петрарки...
Владимир Солоухин. Из книги "Трава"


С детства люблю вальс  «Амурские волны». Мы с сестрой едва научились танцевать вальс и родители, когда приходили гости,  просили  нас с сестрой станцевать. Причем   мелодия вальса напевалась голосами папы и мамы.

  И только ныне  я узнала, что вальс имеет автора: Макс Кюсс. Он в то время был капельмейстером (дирижер военного оркестра) 11 Восточно-Сибирского стрелкового полка.


 Естественно, могучая река Амур произвела огромное впечатление на эмоционального южанина. Но есть и другая, романтическая составляющая истории создания вальса - он посвящен женщине, В.Н.
Познакомились они в поезде по пути во Владивосток, он добирался к месту службы, она ехала к своему мужу. Шансов на взаимность у него не было. Обворожительная гречанка и её красавец муж были счастливы в браке.  И хотя Макс Кюсс получил отказ, но вскоре на балу в Офицерском собрании (1909 год)  он преподнёс ей подарок — написанный им вальс.
 Желая произвести впечатление на даму сердца, Макс Кюсс выступил на благотворительном вечере в Офицерском собрании с новым произведением, вальсом  «Амурского залива волны», посвятив его Вере Яковлевне Кириленко. Он объяснил это посвящение благодарностью за ее активную благотворительную  деятельность(весь доход от нового произведения шёл в пользу общества).

Успех был невероятный.  Вальс буквально очаровал жителей Владивостока, его  исполняли на всех вечерах и во всех домах, переписывая ноты друг у друга, в исполнении военного оркестра он звучал и на парадах и в скверах и на площади.

Вера Яковлевна сама взялась за хлопоты по изданию нот, которые пришлось заказывать в Санкт-Петербурге, она же и предложила название «Амурского залива волны», но в типографии его сократили, оставив   просто «Амурские волны», под этим названием вальс и покорил весь мир.

Первое издание имело на обложке посвящение Вере Яковлевне Кирилленко с ее профилем и надписью выше «Колоссальный успех!!!"
Единственный человек, который не разделял всеобщего восторга был сам полковник Кирилленко, поэтому в следующих изданиях посвящение и профиль исчезли с обложки и жизнь Макса Кюсса значительно усложнилась. Сначала его перевели на Русский остров, а через некоторое время командировали обратно в Одессу.

Свою музу маэстро увидел через много лет в Москве, но он уже был женат.

Макс Кюсс родился в  1874 году в Одессе,   в еврейской семье.
Окончил Одесское музыкальное училище, служил во 2-м Восточно-Сибирском полку капельмейстером. В составе полка участвовал в русско-японской войне.

Во время Первой мировой войны Кюсс служил капельмейстером в 5-м казачьем полку. После революции служил капельмейстером в полковых оркестрах Красной Армии. Служил в Симферополе, Одессе, Харькове и Москве. В 1927 году ушёл в отставку с должности командира музыкального взвода Кремлёвской роты почётного караула.

В Одессе он дирижировал в клубах и школах, преподавал в военно-музыкальной школе по классу кларнета. В 1937 году занимался с детьми-сиротами набранными в детских домах для военно-музыкального училища.

Во время Великой Отечественной войны остался в Одессе. С захватом города фашистскими оккупантами Кюсс, как десятки тысяч одесских евреев,попал в  Одесское гетто. Последний раз его видели живым в конце зимы 1942 года...
Прошли годы. В 1944г  ноты случайно попались в руки руководителя ансамбля песни и пляски Дальневосточного фронта  композитора и дирижера Владимира Румянцева, который  служил в Хабаровске и не знал ничего об истории  написания вальса.  Красивая мелодия,   название, конечно же, ассоциировалось с  рекой Амур. Солист ансамбля Серафим Попов написал стихи и мелодия получила новую жизнь.


Всего Макс Авелевич Кюсс за свою жизнь создал около 300 композиций.  Некоторые из них: Моя тайна (вальс) , Скорбь души (вальс) , Мои грезы (вальс),  Грустные думы (вальс),  Королева экрана (вальс) (памяти Веры Холодной).

Однако большую популярность имеет только один его вальс — «Амурские волны». Эта мелодия — лёгкая, певучая, проникнутая светлой грустью — надолго пережила самого маэстро. Существуют многочисленные аранжировки и обработки этой музыки — для духового, струнного оркестра, для баянов, рояля, голоса, хора и т. д. «Амурские волны» популярны в Японии.