Правда Героя

Ирина Ларина-Та Же
  Рассказ  попутчика

                ПРАВДА  ГЕРОЯ

       Уютное купе современного скорого поезда. Верхние полки свободны, а мы - внизу, глядя на убегающие огни Москвы – вспоминаем  далёкую Великую Отечественную… 2 февраля 1943 года - Сталинградская битва!

   Я родилась уже после войны, а вот моему попутчику было что  рассказать. Весёлые глаза на вековом лице обещали интересную беседу.

      Стали мы с ним знакомиться…то да сё…я заикнулась, что день рожденья, мол, тоже 2 февраля.  Старик по-детски оживился:
     - И мой, - говорит, -  тоже 2 февраля!.. (Как, да что?..)  Только не тот, «что мамка родила», а ещё один, там… в Сталинграде,  мне уже было 25 лет, когда гнали фашистскую гадину с Матушки – Волги… тогда-то и родился  я  во второй раз на свет…  уже Героем Советского Союза!(???)

        Вот она – святая  правда  героя про  Великий  и Могучий Сталинград:
- Прошла канонада. Давай, пехота!.. Кто на чём – лодки,  шлюпки,  плоты… главное, через Волгу перебраться, а там… зацепиться и бить, бить непрошенного  гостя  что есть силы… Да вот беда, как только наши бойцы лезли в воду,  враг  снарядами пенил её сплошной стеной так,  что  сквозь пелену дыма  «ни к чёрту»  не было  видно. Бил по воде, Гад, часто, не целясь… много наших там осталось.

     Мы направили плот на вражеский берег, но снаряд разбросал нас, кого куда….ни зги не видно, что делать, куда плыть? Вода холодная, ну всё, - думаю, - приплыл ты, Вася… а сам  гребу назад – куда вернее. До того берега не знамо сколько, а этот – наш – вот где-то тут,  рядом был… Выскакиваю на берег, а  за мной ещё два красноармейца из воды  выкатываются… не успели  словом обмолвиться,  как на нас сам Генерал «пушку» свою наставил: - Что, - орёт,- дезертиры, мать вашу… жить захотели?
   …Тех ребят он -таки в агонии боя застрелил, а на мне… Судьба –злодейка  сжалилась – осечка у Генерала вышла, или патроны кончились… Да только он снова как заорёт: - Какого чёрта ты тут… Сукин Сын?!
       Любили  мы очень  нашего Генерала, так  не хотелось  мне его  огорчать.  Посему,  видимо,  шальная мысль  в голове у меня и  промелькнула. Я  ему  в ответ кричу:
- Товарищ Генерал, а здесь я потому, чтоб доложить, значит, что зацепились..  наши хлопцы там, на том берегу, зацепились…товарищ Генерал!
       Схватив  тогда меня, как отец - родное дитя, Генерал стал приговаривать:
- Да что же  ты сразу  не сказал,  ведь убить же мог.  В бою  медлить  нельзя, пуля летит быстро, дуралей ты мой. А теперь запомни, если живы останемся, быть тебе Героем (Советского Союза), как фамилия?
     И уже в следующее мгновенье своим громогласным  приказом, с волшебным словом  «Зацепились!»  Генерал торопил бойцов к переправе:
- Там наши-и, зацепились…держатся из последних сил… братушки…живее, смелее,  надо выручать…  Нашим… подсобить…Зацепились!   Быстрее, смелее!
   
      Не-ет! Это был уже не приказ командира. Это была  надежда – на Победу,
   это была вера  в  наших Героев,  это была любовь к жизни – за своих, за свою землю… Они же там  за-цепи–ились! Значит, не так уж силён враг, не так уж он и страшен этот холёный,  выбритый фашист, подумавший, что сильнее его никого на свете нет.
     Да-а! Это было чудовищное наступление, это было памятное наступление, это было Победное Наступление! А выходит, что началось оно с одного волшебного слова  «Зацепились…» Запомните его, уважаемые потомки, и храните, как  хранят самые святые Святыни в  своей душе. Может быть когда-нибудь это  слово спасёт ещё не одну жизнь человеческую.
    Вот так, внучка, и получил я своё высокое  звание Героя Советского Союза. Курьёз, конечно,  налицо…и смех - и грех, как говориться…Только я  все свои награды  честно заслужил, не сомневайся.  А эта история только ещё раз  подтверждает,  какая же  скверная  штука – война!

     Глаза  моего попутчика снова засветились, и не было в них ни тени фальши. Казалось, что он скинул со своей души непосильный груз, поведав мне эту давнюю военную историю. Да, это были глаза Победителя,  Героя, которого не сломило ни горе, ни время.
   
     Низкий ему Поклон!
                (написано в 2010г)