Страх никчемности

Гадаев Алексей Вениаминович
 Никчемность, пассивность, тоталитарный регресс приводит к одиночеству.
Тотальный регресс [лат. totus — весь, полный; regressus — возвращение, движение назад] — психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся в глубокой пассивности, утрате имевшихся ранее интересов, нарушениях общения со взрослыми сверстниками. Межличностная ситуация развития при тоталитарном регрессе характеризуется самоизоляцией подростка, его "выключенностью" из социальной жизни. Основными особенностями психологического профиля являются самосознание безнадежно неуспешной личности и депрессивный фон настроения в сочетании с повышенной тревожностью (вплоть до клинических форм тревожной депрессии). Отказ от участия в какой-либо деятельности и от общения как со взрослыми, так и со сверстниками приводит к тому, что в ответ и социальное окружение "отворачивается" от подростка. Это углубляет его депрессию и усиливает представление о своей никчемности. Первопричиной тоталитарного регресса часто становится хроническая неуспешность. Тоталитарный регресс — выраженно невротизирующий и психопатизирующий психологический синдром, приводящий к глубоким нарушениям в развитии личности подростка. При тоталитарном регрессе, как правило, необходима профессиональная психотерапевтическая помощь. Ее задачами является повышение самооценки подростка, формирование самопринятия и самоуважения. На начальном этапе работу приходится проводить индивидуально, так как подростки с тоталитарным регрессом склонны избегать групповых форм деятельности. В дальнейшем желательно включение подростка в психотерапевтическую группу, где он мог бы почувствовать свою привлекательность для сверстников. При выраженном депрессивном состоянии показана совместная работа психолога, психолога-консультанта.
 Марк Бурно предупреждает нас, что, если человек считает себя зря родившимся обломком человека, то он не способен управлять собой и в жизни. Остро тоскливая безысходность с чувством неполноценности и ненужности - это невроз душевно незрелого человека, неспособного справиться с житейским конфликтом, который бессознательно прячется от трудной жизни в спасительную истеро-невротическую клетку. Считать, что обществу нужны только короли и поэты значит чувствовать себя никчёмным, с переживанием своей несостоятельности, неполноценности. Это никогда не приводит к душевному распаду, так как человек способен творчески выражать в жизни свои переживания и временами входит в состояние целебного творческого вдохновения. Творчески самовыражайтесь, глубже работайте и тогда благодаря вашему творчеству мир изменится,он будет нести в себе песчинки вашего творчества, то есть вы будете в мире вечно[с.406-410]
Главное увидеть то, что находится у нас перед глазами и наполнить свою жизнь смыслом, так как человеческая жизнь всегда при любых обстоятельствах имеет смысл и что этот смысл охватывает страдания, нужду и смерть[В.Франкл].
Литература:
1. М.Е.Бурно. О характерах людей. М.:Академический Проект, 2008.

Обучение ребенка умению управлять своим поведением
Материал Это направление в работе с тревожными детьми предполагает переход от новых приобретений внутреннего мира ребенка (в виде более высокой самооценки и умения расслабляться, делать комфортным свое состояние) к их внешнему выражению. То есть мы должны обучить ребенка применению своих знаний и умений на практике, чтобы изменилось не только его восприятие, но и поведение.
Когда родители тревожных детей обращаются к психологу, они обычно хотят сразу же перейти к этому пункту, минуя работу на невидимых невооруженным глазом ступенях самооценки и расслабления. Но чтобы коррекция поведения ребенка оказалась эффективной, нужна грамотная и систематическая работа на предыдущих этапах. Так что не торопитесь переходить к этому разделу. Занятия с использованием описанных здесь игр, конечно, можно начинать и параллельно с ранее предложенными играми, но не с самого начала, а когда часть программы помощи уже будет выполнена.
Как играть с тревожными детьми
Материал Для коррекции детской тревожности вы можете воспользоваться играми. При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка.
Правило 1. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-то своим качеством, то лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад.
Правило 2. Избегайте соревновательных моментов в играх. Пусть лучше ребенок играет для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть. Также нежелательно ставить тревожному ребенку временные рамки выполнения задания или подгонять его. Этим вы вряд ли ускорите его действия, а вот уровень тревожности поднимете наверняка.
Правило 3. Вводите ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней, понаблюдать за образцом действий (если таковые есть). Если вы ощущаете сопротивление ребенка, его нежелание участвовать в игре, ни в коем случае не настаивайте. Можно заставить человека выполнить какие-то действия, но нельзя заставить играть по-настоящему! Так что в таких затруднительных случаях старайтесь проявить творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить его беспокойство. Для этого изменяйте правила игры, учитывая особенности вашего сына или дочери, используйте наглядный материал, уже знакомый ребенку, начните играть с кем-то другим, показывая ребенку пример. Словом, действуйте по обстоятельствам.
Порядок выполнения упражнений
Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: "Воздушный шарик", "Корабль и ветер", "Дудочка", "Штанга", "Винт", "Водопад" и др.
Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: "Подарок под елкой", "Драка", "Сосулька", "Шалтай-Болтай", "Танцующие руки".
В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры "Дракон", "Слепой танец", "Насос и мяч", "Головомяч", "Гусеница", "Бумажные мячики".
Игры "Зайки и слоны", "Волшебный стул" и др., способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны).