Продолжение легенды

Леонид Ветштейн
 На пространстве СНГ свершилось нечто весьма неординарное,необычное. Мне,во всяком случае о таком слышать доселе не доводилось.
 Места действия - Узбекистан и Украина.
 Повод к действиям - прочтение двумя познакомившимися в Интернете молодыми людьми моей публикации на сайте КРАСОТА.УЗ небольшого очерка о том, что в 1943 году украинская крестьянка Ефросинья Панченко из села Верхний Токмак Запорожской области спасла жизнь попавшему в засаду бойцу-узбеку Жуманиёзу Хаитову.Об этой истории,обросшей множеством новых событий(в частности,десятикратным посещением украинского села найденным юными следопытами Жуманиёзом Хаитовым в его кишлаке Дебаланд Самаркандской области,чтобы поклониться могиле своей спасительницы),- я в дальнейшем сделал книгу "Лицом к лицу с легендой".
  Так вот,прочитав об этой истории, молодой человек из Ферганы по имени Камиль Уринбаев,решил по случаю приближавшегося 66-летия Победы совершить 600-километровый пробег из своего города в посёлок Дебаланд,где покоится ушедший из жизни четыре года назад Жуманиёз Хаитов.
  А его знакомая по виртуалу Оксана Клочко из Днепропетровска решила положить цветы на могилу Ефросиньи Панченко,ушедшей из жизни 40 лет назад, в 1971 году.Дорога Оксаны - до Запорожья,а затем до Верхнего Токмака - чуть более пяти часов езды в одну сторону.
  И тот и другой замысел спешно осуществлены.
  На сайте "Письма о Ташкенте" (http://mytashkent.uz/2011/03/28/tri-fotografii-2/), где всяк желающий может прочесть об этой истории  более подробно,есть высказывания Камиля и Оксаны по поводу своих деяний в честь Дня Победы-2011.
  Вот слова Камиля:

   "После того как я много раз читал о Жуманиёзе Хаитове, появилось желание навестить его могилу. Как бы обрадовать его душу. Появились намерение, в честь такого человека приехать к могиле на велосипеде. Это от моего дома всего-то около 700 километров.
   И мечта сбылась. В конце апреля 2011 года, за 5-6 дней, проехав на велосипеде около 700 километров, я добрался в село Дебалянд Навоийской области. Встретили меня со всеми почестями родственники Жуманияза Хаитова и знатные аксакалы села Дебалянд. Честно, я такого поворота событий не ожидал. Долго я стоял на могиле Жуманияза Хаитова, аксакалы читали молитву. И я сам тоже. В конце церемонии, аксакалы просили чтобы я благословлял. Мне немного неудобно было, но я взял себя в руки и благословлял Жуманияза Хаитова, его родственников, знакомых и всех дебаляндцев. Я не забуду те дни. Думаю, что я вернусь Дебалянд еще не раз…"
     Оксана:
  Прочитав комментарий-рассказ Камиля, я пожалела, что не прошлась до Токмака пешком (ведь всего то 250 км – рукой подать).
   Если серьезно, считаю за большую честь стать участником такой фантастической истории! прикоснуться к легенде, познакомиться с замечательными людьми – родственниками и знакомыми Ефросиньи Панченко, увидеть ту самую хату, в которой спасся Жуманияз своими глазами, услышать еще раз своими ушами эту удивительную историю героизма людей того поколения !
   Я возложила цветы на могилы Ефросиньи Панченко и ушедшей из жизни её родни...

       Вот такая история.
       Продолжение легенды.
 На снимке - Камиль Уринбаев.