Помощница

Елена Лешова
Возле каждого дома в станице был небольшой участок земли, который хозяева разделяли на сад и огород. У бабушки сад был совсем небольшой, а вот огород - приличный. Так как у нее были куры, то часть огорода была предназначена для высадки кормовых культур, в том числе и кукурузы.В посадке я не участвовала, а вот в прополке довелось. Бабушку схватил радикулит, она, бедная, еле ходила, согнувшись пополам, а дедушка ходил каждый день на работу.После дождей на огороде дружно стали всходить сорняки, в том числе и пырей. А как известно, с этим сорняком бороться очень тяжело. Если дать подрасти, конец огородным культурам, забьет все и вся, корневая система у него мощная, хотя с виду такая милая зеленая травка!Бабушка согнувшись, выползла на огород и увидела удручающую картину. Она тяжело вздохнула:"Вот что делать?!". Я , как отзывчивая внучка, предложила:" Бабушка, а ты покажи, что и как нужно делать, а я постараюсь!" Городская пятилетняя девочка, что я знала и умела?! От безысходности бабушке мое заявление показалось возможным и она рискнула. Кое-как, с трудом, она мне показала с чем надо бороться, как держать правильно тяпку, и как подрубить корни пырея. Я очень усердно взялась за работу. Под бабушкиным присмотром я прополола два рядка кукурузы. Бабушка была счастлива! Так как она чувствовала себя плохо, то попросила поработать без нее.Это была роковая ошибка! Поначалу я старалась соблюдать все бабушкины указания, а потом, то ли от усталости(дело-то непривычное и натерла себе водянки),то ли от невнимательности( где росток кукурузы, а где пырей), я стала так усердно полоть все подряд, что выполола и половину кукурузы. Остановил меня дедушка, он приехал на обед. Дед поступил мудро(я бы , наверное, убила!). Он похвалил меня, что я выросла и стала помощницей, а потом взял в свои мозолистые, натруженные большие руки два ростка и стал мне терпеливо объяснять чем отличается пырей от кукурузы. Потом погладил меня по голове и сказал, что на сегодня хватит и позвал обедать:"Ты сегодня обед заработала честным трудом." Я сияла! Дедушка меня похвалил, я росла в собственных глазах!!! Даже не пожаловалась на водянки, которые вспухли на обеих руках. Дед сам заметил, когда мы мыли руки. Он сорвал лист лопуха, помыл его, слегка отбил, оторвал от него пару кусочков и примотал к ладошкам. Через два дня от водянок осталась только мертвая кожица . Бабушке дед, конечно, рассказал о моем "трудовом подвиге". Бабушка еще долго бурчала:"Ох и помогла!". Но странное дело, с тех пор я знала четко, где сорняк, а где культура и уже никогда не выпалывала то, что не нужно.
 Наглядно свою оплошность я увидела, когда все повырастало, а там где я полола, образовалась плешь. Но и той кукурузы, что выросла, хватило и курам и мне. Бабушка меня называла шутя "Никита Сергеевич". В то время возглавлял страну Никита Сергеевич Хрущев, и для того, чтобы накормить послевоенную страну, выдвинул продовольственную программу, в которой основное место отводилось кукурузе. Ее так и называли - царица полей! Кукурузу я очень любила, да и сейчас люблю. Радуюсь, что когда нет сезона, то можно купить консервированную, а  тогда, в детстве, я с нетерпением ждала, когда же она созреет. Ходила со взрослыми ее ломать, чистила от листьев и спрашивала, когда же она, наконец, сварится. Дух вареной кукурузы стоял над станицей. Бабушка достает горячий початок, желтый, с крупными зернами, кладет на кусок газеты, посыпает солью и мажет сливочным маслом, оборачивает нижнюю часть и протягивает мне. Сочная, молодая кукуруза! Первый початок я ем торопливо, обсасываю и смотрю на бабушку. Второй ем уже не спеша, с наслаждением вонзая свои молочные зубы в мякоть, жую и глотаю. И вдруг, мама моя!, понимаю, что у меня нет переднего зуба! Он, правда давно качался, но я ни за что не соглашалась его удалить, трусила страшно. А тут даже не заметила как он выпал, да еще и проглотила! Смотрю на бабушку и чуть не плачу, а она смеется:"Вот так доктор-кукуруза! Аленке-трусишке зуб удалил, а она и не заметила!Не бойся, что проглотила, выйдет твой зуб."
 Когда я вышла на улицу с очередным початком, то хвасталась перед Колькой, что это я кукурузу вырастила, а она мне зуб удалила совсем не больно. Колька слушал и улыбался, он-то с пеленок знал как отличить пырей от кукурузы, не то что я - городская девочка. Дети того времени  в сельской местности помогали с раннего детства взрослым во всем и были знакомы со всем с/х инвентарем: лопатами, граблями, тяпками, вилами и т. д. Работали и в доме, и в саду, и в огороде,помогали в поле на прополке и на уборке, могли ходить за скотиной и птицей, управляли лошадьми. У них не было столько свободного времени как у городских детей. И несмотря на все свое умение, эти дети относились с большим уважением к городским. Так и Колька. Слушал как я хвасталась и улыбался.
 Когда я вернулась в город, в моем лексиконе появилось много слов, которых многие городские дети не знали. А меня распирало от гордости, что я знаю и умею больше других. Они меня слушали и удивлялись, а я хвасталась до завирания и сама в это верила. По моим словам выходило, что я была главная помощница и без меня ничего нигде не делалось. Ох и помощница!