Классическая культура Вьетнама период Северной зав

Ковалева Марина 2
2.Период Северной зависимости.

Завоевание Аулака Китаем. – Политика насильственной китаизации. – Восстание сестер Чынг. – Государство Ван Суан. – Проникновение во Вьетнам буддизма. – Материальная культура.

Аулак привлек к себе внимание Китая. Первым поход против него возглавил император Цинь Ши – хуанди (258 – 210 гг. до н. э.). После длительной борьбы Аулак пал, а на его месте были разбиты китайские округа. Однако вскоре военачальник Чжао То, возглавлявший завоевательный поход, заявил об отделении от империи Хань и образовании самостоятельного государства Намвьет, занимавшего земли Северного Вьетнама, современные провинции Гуаньси и Гуаньдун. В 112 г. до н. э. китайский император У Ди начал поход на Намвьет и в следующем году захватил столицу Паньюй (Гуанчжоу). На захваченных землях началась политика насильственной китаизации, вызвавшая восстание под руководством сестер Чак и Ни из семьи Лак, дочерей правителя земель Зиао – тяу. По матери и по отцу они были потомками древних  хунг – выонгов. Старшая сестра, Чак, состояла в браке с Тхи Шатем, видным представителем вьетской знати. Семьи Лак и Тхи задумали восстание с целью свержения китайской власти. [4, с.46]
Су Дин, китайский наместник в Зиао – тяу, вел жесткую политику ассимиляции местного населения, казнив многих видных вьетских вельмож. В их число попал Тхи Шать.
Весной 40 г. сестры подняли восстание и освободили Зиао – тяу от китайцев. Среди предводителей их отрядов было много женщин, таких как Ле Тян, Бат Нан, Тхань Тхиен. Вскоре к ним присоединились области Кыу – тян, Нят – нам и Хоп – фо. Сестры взяли 65 городов в земле Линь – нам. Одержав победу, они приняли имя Чынг, объявили себя государынями и обосновались со своим двором в Тю – зиен.
В 42 г. китайская армия в количестве 20 тыс. человек и 2 тыс. джонок и колесниц вторглась в Зиао – тяу. Вьеты потерпели поражение от полководца Ма Юаня у озера Ланг – бак и в ущелье Кэмхе. По китайским источникам, Чак и Ни попали в плен, были казнены, а их головы отправлены в Китай. По вьетнамским источникам, они покончили с собой после поражения. В честь сестер построены храмы в Ханое и в деревне Хат – мон на предполагаемом месте гибели. [5, с. 386]
Подавив к концу 43 г. последние очаги восстания, китайцы вновь разбили территорию древнего Вьетнама на округа, в которых разместили множество крепостей с гарнизонами. Был отменен институт наследственной власти для вьетских вельмож на местах. В период Троецарствия власть в стране переходила из рук одних мелких властителей в другие. Население платило тяжелые налоги: подушный, поземельный, шелком и изделиями ремесла. Его широко привлекали для военного строительства, прокладки дорог и рытья каналов. Торговля ограничивалась монополией китайских властей на операции с солью и железом. В качестве дани в Поднебесную вывозились местные ткани и ювелирные изделия.
Пытаясь привлечь местную знать на свою сторону, завоеватели предоставили ей возможность получать классическое китайское образование. Оно открывало путь к административной карьере, которая, правде, заканчивалась на весьма невысоких должностях. Проникновение китайской культуры обогащало духовный мир вьетов, создавая точки соприкосновения с воспринимавшими, в свою очередь, местные обычаи китайскими феодалами.
В 248 г. вьеты вновь подняли восстание против иноземного владычества, которым руководили брат и сестра – Чьеу Куок Дат и Ба Чьеу. В народной поэзии отразился образ героической Ба Чьеу, сражавшейся, сидя на боевом слоне, в кольчуге с золотыми застежками. Хотя восстание охватило всю территорию Зиао – тяу, а китайский наместник был убит, повстанцам не удалось закрепить успех. Восстание было жестоко подавлено китайским генералом Лю Инем. Оказавшись в кольце врагов, Ба Чьеу покончила с  собой. [3, с.69]
В IV – V вв. власть в Намвьете сосредоточилась в руках местной служилой знати. Ее конфликт с китайской администрацией привел к восстанию войскового инспектора Ли Бона, в результате которого в 542 г. было образовано независимое государство Ван Суан. Новое вьетское государство было неустойчивым. Его императоры были вынуждены вести постоянную партизанскую войну с китайскими войсками. В 603 г. Ван Суан был ликвидирован, а на его месте были разбиты округа, в 622 г. превращенные в наместничество Зяотяу, а затем в 679 г. – в протекторат Аннам со столицей в г. Дайла. [3, с. 8 – 9]
В Период Северной зависимости из Китая во Вьетнам проник буддизм. Храмы и скульптура этого периода не сохранились. Зато было найдено много ступ 30 – 40 см в высоту.  Ступы имеют 9 этажей, а в каждом этаже расположены ниши с фигурками Будды. Согласно легенде, китайский наместник Гао Пянь (866 – 878) приказал создать 80 тыс. глиняных ступ, чтобы одолеть силу небесных покровителей вьетов. Однако ряд ученых полагает, что изготовление ступ было связано с распространением буддизма и их ставили ради спасения души. [7, с. 31, 157]. По закону 815 г. аннамцам было разрешено участвовать в государственных экзаменах на территории Китая. [3, с. 85]
Страна в этот период была аграрная и отсталая, однако в ней выделывался свой шелк. Китайские наместники возводили города – крепости. Гао Пянь построил г. Тонгбинь с 50 наблюдательными вышками. При раскопках в нем были найдены чашки для еды, лампы, вазы, покрытые кремовой глазурью, в том числе чайник в виде головы слона.
Китайцы были изгнаны из страны в 905 г. в результате восстания Тхук Тхыа Зу. Новая попытка захвата была предотвращена в 938 г. военачальником Нго Куйеном. Он заманил флот противника в бухту р. Батьданг, в дно которой приказал вбить острые сваи.  При отливе уровень воды понизился, вражеские суда днищами сели на сваи и начали переворачиваться. [1, с. 9] Победа в битве на р. Батьданг ознаменовала прекращение зависимости страны от Китая.